Еда, мода и реклама: в каких сферах добиваются успеха молодые российские стартаперы

Платформа «Россия — страна возможностей» и компания «Эфко» поговорили о работе мечты с 3 268 студентами: 60% опрошенных всерьёз хотят начать своё дело сразу после получения диплома. В качестве главной мотивации они отметили желание создавать что-то новое. А мы расскажем, в каких областях молодое поколение успешно развивается уже сейчас.

1. FoodTech

Едва ли сегодня нужно объяснять актуальность сервисов по доставке еды. Но несмотря на кажущееся обилие предложений, многие ниши в этой области всё ещё открыты. К примеру, роботизированные доставки или сервисы для клиентов на безглютеновой диете. FoodTech — это не только про своё кафе c едой навынос: как и в случае с модой, это удобный и прибыльный способ разделить свои ценности с миром, позаботиться о болях потенциальных покупателей и о планете.

К примеру, осознанное потребление — важный вопрос для разработчиков проекта FoodTime: его создатели хотят сократить количество пищевых отходов в Москве. Многие продукты отправляются в мусорку на грани истечения срока годности. FoodTime сводит такую еду с голодными и осознанными горожанами. Чтобы обрести свой мэтч, нужно скачать приложение, найти на карте ближайшие кафе и рестораны, выбрать блюдо со скидкой, оплатить и забрать заказ.

Сложнее организовать быстрый перекус тем, кто придерживается определённой диеты из‑за пищевой аллергии. Страдания таких покупателей хорошо поняли Софья Канаева и Екатерина Саляхова, создательницы TrolleyX — сервиса проверки товаров на наличие аллергенов и вредных веществ. В 2020 году девушки стали финалистками SberZ и сейчас планируют наладить партнёрство с крупными продуктовыми сетями.

Преемником TrolleyX в сфере FoodTech на финале того же конкурса стартапов через год стала команда Yummy Do. Ребята придумали сервис доставки домашней еды, в котором можно лично выбрать себе повара: на случай, если очень захотелось борща как у бабушки или ватрушек из детства.

2. Мода

Изображение: Janon Stock / Shutterstock

Зумеры сфокусированы на индивидуализации, и мода — инструмент, который легко адаптируется под требования молодой аудитории. Кто‑то идёт в дизайн одежды от желания выделяться и любви к прибыльному прикладному искусству, но некоторые стартаперы находят способ разделить свои ценности с аудиторией. Например, проект кастомизации одежды Prive, с одной стороны, призван сделать гардероб покупателей средством самореализации, с другой — привлечь внимание к проблемам избыточного производства.

Для тех, кто ненавидит шопинг и уверен, что в аду вместо котлов установлены примерочные торговых центров, спасением станет сервис Capsula. Достаточно заполнить анкету, оплатить услугу, и через день у двери появится коробка с базовым набором стильной одежды. Такой стартап заботится о нервах и времени покупателей, а ещё — об экологии, ведь капсульный гардероб — тоже про осознанный шопинг и сохранение ресурсов планеты.

А ещё современная мода может заботиться о здоровье. Dynamic Heels — это проект по созданию обуви с амортизирующей подошвой. Разработчики стали финалистами студенческого преакселератора МФТИ и за время программы успели найти партнёра‑физиолога, получить публикации в СМИ, подготовить заявку на патент и запустить продажи.

3. Торговля и реклама

Прогресс двигают лень и конкуренция, а маркетплейсы — это пространство, которое объединяет в себе оба локомотива эволюции. Кажется, что крупные онлайн‑маркеты, о которых звёзды поют из рекламы по ТВ и в интернете, не оставили места стартаперам, но создатели KazanExpress не испугались борьбы с гигантами. Сейчас на площадке около 1 700 продавцов, которых компания сама обучает работе с китайскими поставщиками. Особенность маркетплейса — доставка за один день. Идея KazanExpress родилась у Линара Хуснуллина, студента Университета Иннополиса, во время бесконечного ожидания посылки из Китая. Стартапер решил совместить доступные цены известного онлайн‑гиганта с быстрой доставкой. В планах — расширение штата и выход на федеральный рынок.

Конкуренция двигает развитие, реклама стимулирует конкуренцию. В современном мире пиар‑маркетинг — это уже искусство. Прогрессирует эта сфера с каждым новым роликом, сайтом и коллабом в TikTok, так что молодые стартаперы, полные идей и творческих амбиций, притягиваются именно в эту отрасль. К примеру, студенты майнора «Стартап с нуля», организованного Высшей школой экономики, запустили проект Medium Well Production. Сервис предлагает клиентам готовые пакеты маркетинговых решений — от фотосессий, рекламных роликов и дизайна сайтов до создания контента и профессионального продвижения брендов. В портфолио ребят уже есть крупные кейсы и опыт сотрудничества с известной продуктовой маркой.

4. EdTech

Изображение: Ivan Acedo / Shutterstock

Макияж, видеоигры, мемы — родители и бабушки называли это баловством, но сейчас многие запускают образовательные курсы и зарабатывают на страсти к видеоиграм или умении делать смешные картинки. Современный человек учится непрерывно, поэтому EdTech — перспективная сфера.

Направлений для развития здесь много — от мобильных приложений до масштабных проектов с применением AR‑технологий. К примеру, в акселераторе SberZ, федеральной программе развития предпринимательских талантов для школьников 8–11‑х классов и студентов колледжей, команда Virsen площадку для дистанционного обучения работников опасных производств. Проект подразумевает использование 3D‑графики и онлайн‑ресурсов, и это помогло Virsen привлечь внимание крупных партнёров — Казанского федерального и Уфимского нефтяного университетов, а также Агентства по развитию человеческого капитала Сахалинской области.

Проекты вроде Virsen ориентированы на узкие целевые аудитории, но существуют EdTech‑стартапы, рассчитанные на массового пользователя. К примеру, молодые разработчики из Чебоксар создали голосового помощника для детей «Умная Зайка Ева». Зайка расскажет сказку на ночь, приучит чистить зубы и проведёт занимательный урок математики. С помощью специального приложения мамы и папы могут выбрать, чем займётся ребёнок с интерактивной игрушкой, и запрограммировать реакции Евы на верные и неверные ответы. Проект был представлен на преакселераторе МФТИ «Инженер 4.0», и там же разработчикам удалось найти первых клиентов.

5. Медицина и здоровье

Медицина — отрасль для тех, кто хочет видеть, что их продукт несёт реальную пользу. К тому же в этой области много возможностей для стартапов, ведь забота о здоровье актуальна всегда: за высокий спрос здесь отвечают не мода и реклама, а инстинкт самосохранения. Технологии поддержания организма в тонусе — направление, на которое стоит обратить внимание. Это понимают как взрослые бизнесмены, так и начинающие предприниматели. Софья и Мария Любимовы, создательницы приложения «Домаптека», только готовятся к выпускному в средней школе, но уже успели победить в акселераторах Sber Student и Sber Z 2021 года. Их приложение поможет привести домашнюю аптечку в порядок, перестать скупать ненужные склянки и пачками выбрасывать просроченные таблетки.

А участники преакселератора МФТИ продемонстрировали судьям приложение LifeTracker. С помощью анализа пульса оно за несколько секунд оценивает состояние организма. Во время курса поддержки стартапов молодые разработчики договорились об интеграции в сервис медитации и начали новый проект по диагностике домашних питомцев. Ещё одним финалистом той же бизнес‑программы стал проект HitToBeat. Это тренажёр боевых искусств, который отслеживает прогресс пользователя и мотивирует продолжать занятия.

Ещё один стартап, связанный с разумной самодиагностикой, представили курские студенты на финале Startup House — межвузовского акселератора Университета Иннополиса. «МедСтарт» — сайт, который анализирует ваши симптомы и выдаёт вероятный диагноз. Такой сервис не заменит врача, да и лечения не предложит, зато составит список учреждений, где есть нужные вам специалисты.

6. Услуги

«Всё уже придумано до нас» — это, конечно, миф. Но чтобы создать уникальный и полезный предмет или перспективную технологию, и правда придётся хорошо поразмыслить. В сфере услуг, напротив, необязательно придумывать что‑то совершенно новое: критически осмотрите то, что уже создано, и улучшите имеющиеся на рынке предложения. Хороший сервис нужен везде, осталось лишь выявить, на что больше всего жалуются клиенты, и спрос на конкретную услугу станет очевиден.

К примеру, InSpace Parking нацелен на облегчение жизни автомобилистов — это сервис быстрого поиска свободных парковок. Проект победил в финале «Инженера 4.0» и получил финансирование от МФТИ на развитие продукта. На той же сцене был представлен MeetEasy — умный помощник, который повышает эффективность онлайн‑конференций, автоматически строит follow‑up прошедшей встречи, выделяет главные мысли и задачи, структурирует записи совещаний по спикерам и темам. Маст‑хэв для тех, кому сложно сосредоточиться на длинных рабочих созвонах. Пилотные версии сервиса уже выкупили крупные компании.

Среди студенческих стартапов, блеснувших на соревнованиях и грантовых площадках, в сфере услуг интересно выглядит чат‑бот для дистанционного заказа кофе TakeCoff — чтобы не тратить время в кофейнях и забрать напиток на лету. А чтобы его могли позволить себе даже восьмиклассники, пригодится Deal14 — фриланс‑площадка для несовершеннолетних, тоже молодой стартап — финалист школьного акселератора SberZ.

Павел Демин, ученик ВШЭ, подхватил тренд на путешествия по России и запустил сервис Sight Hiker — компания организует авто-, фототуры, исторические экскурсии по российским регионам от местных гидов.

Рынок услуг — одно из самых востребованных направлений для молодых стартаперов. По результатам опроса,  проведённого платформой «Россия — страна возможностей» и компанией «Эфко», 14,6% будущих предпринимателей выбрали для своего стартапа именно эту сферу. Чуть меньше голосов получила область культуры и творчества (11%), на третьем месте оказались искусство и мода с 8%. FoodTech, EdTech, торговля, реклама и пиар также вошли в топ‑10.

Согласно другим итогам опроса, молодые люди скептически оценивают профессиональные знания блогеров и онлайн‑инфлюенсеров, почти половина респондентов озабочены влиянием производств на окружающую среду, а большинство студентов считают, что строить карьеру крайне трудно. Чтобы справиться с тревогой и уверенно ступить на профессиональную лестницу, вузовцы могут обратиться в Центры компетенций, где в режиме реального общения с экспертами можно получить оценку своих навыков и рекомендации по развитию.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Обложка: GaudiLab/Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Дима Колосов
11.02.22 09:44
| изменено
Да, пример KazanExpress вдохновляет. Но вряд ли у них получится выйти на федеральный уровень. Ну или тогда ребрендинг нужно делать.