Как пережить карантин с ребёнком и не сойти с ума: 25 интересных идей и полезных советов

Cобрали советы психологов и педагогов для тех, кого пугает перспектива провести длительное время наедине с собственными детьми. Спокойно, всё не так страшно.

Что происходит?

Из‑за эпидемии коронавируса школы и детские садики устраивают внеплановые каникулы, учеников переводят на дистанционное обучение. Жителям городов запрещено покидать свои дома, введён режим самоизоляции. Выходить на улицу можно только в случае крайней необходимости. Многие родители в связи с этим испытывают сильный стресс: совмещать удалённую работу с заботой, образованием и развлечением даже одного ребёнка, не говоря уже о нескольких, очень непросто. Впадать в панику — плохая идея, лучше продумать план действий и следовать ему.

Если вашему ребёнку от 3 до 5 лет

Дети, особенно маленькие, хорошо считывают эмоциональное состояние родителей и легко им заражаются. Постарайтесь не воспринимать сложившуюся ситуацию как наказание или пытку, используйте её как возможность провести время вместе. Самое главное для дошкольников — это активное участие родителя, который может обогатить любое занятие своими комментариями, рассказами и эмоциональной вовлечённостью во взаимодействие с малышом.

  • Играйте в сюжетно‑ролевые и строительно‑конструктивные игры. Дети среднего дошкольного возраста очень любят сюжетную деятельность, где они примеряют на себя различные роли. Самый простой вариант — традиционные «Дочки‑матери», осовременить которые можно с помощью модных куколок и машинок. Из напольного конструктора разыгрывайте сюжеты: «Автодорога», «Ферма», «Замок принцесс».
  • Придумывайте забавные четверостишия. В этом возрасте у детей проявляется особая любовь к ритму и рифмам. Для забавного рифмоплётства подходит повторение слогов. Например: «На‑на‑на — на дворе стоит весна. Ну‑ну‑ну — очень ждали мы весну. Ре‑ре‑ре — совьют гнёзда во дворе». Родитель может предлагать слоги, а ребёнок — сочинять к ним продолжение, потом поменяться местами. Придумывайте строчки на определённую тему или вперемешку.
  • Создайте собственную книгу сказок. Пятилеток увлекает идея создания книги сказок, приключений и забавных историй. В качестве иллюстраций подойдут семейные фотографии, рисунки карандашами, гуашью или акварелью или аппликации из цветной бумаги.
  • Изготовьте собственный домашний театр и поставьте спектакль. Пальчиковый театр можно создать из отрезанных от перчаток «пальчиков» — наверняка у вас остались одинокие рукавички после зимнего сезона. Пришейте к ним пуговички или приклейте бусинки‑глазки, придумайте персонажам имена и обсудите сюжетную линию. Театр теней легко изготовить, вырезав силуэты героев из картона и направив лампу на стену или простыню. Чтобы сделать кукольный театр, наденьте чёрную одежду и возьмите любимые мягкие игрушки.
  • Устройте на подоконнике огород. Детей очень увлекает наблюдение за луком, фасолью или горохом, потому что они быстро дают зелёные ростки. Если место на подоконнике позволяет, оформите ёмкости из‑под йогурта или горшочки для рассады в виде паровозика, соорудите из конструктора забор, поставьте тряпичное чучело, как на настоящем огороде.
  • Поиграйте в слова. Попросите ребёнка найти в окружающей обстановке предметы или явления, названия которых начинаются с буквы «с» (например, стол). Кто назвал первым, тот выбирает следующее условие.
  • Смотрите семейные фильмы и мультики вместе. Главная ценность таких кинопросмотров — возможность получить совместный эмоциональный опыт сопереживания героям, обсудить увиденное и благодаря этому научиться чему‑то новому.

Если у вас нет возможности провести время вместе перед телевизором в течение рабочего дня, то хотя бы постарайтесь тщательно выбирать контент, который смотрит ребёнок. Например, новый мультсериал «Оранжевая корова» от студии «Союзмультфильм» рассказывает о семейных ценностях и взаимоотношениях в семье. После просмотра можно обсудить правильные и неправильные поступки героев и их последствия. Особенно полезным будет мультсериал для семей, в которых больше одного ребёнка.

Смотреть

Если вашему ребёнку от 6 до 8 лет

В этом возрасте главное — игра. Но в течение рабочего дня невозможно уделять детям всё время. Поэтому попробуйте перевести в игру любую другую деятельность.

  • Заведите «волшебный мешочек». Вместе с ребёнком нарисуйте или напишите на листочках виды деятельности. Положите бумажки в мешочек и в нужный момент доставайте, чтобы решить, чем заняться: можно испечь пирог или сварить суп, постирать и повесить вещи, пропылесосить, вместе разобрать бабушкину шкатулку или рассортировать по альбомам старые фотографии.
  • Предоставьте время для свободной игры. Инициируйте игру, начните её вместе, а затем предоставьте ребёнка самому себе, объяснив свою занятость конкретными делами. Важно обозначить, что через некоторое время вы вернётесь. Потом обновите сюжет игры, подбросьте какую‑то идею, организуйте досуг и опять дайте ребёнку возможность позаниматься самому. После обязательно обсудите, что каждый из вас делал и почему это приносит вам радость.
  • Попросите ребёнка найти в окружающей обстановке предметы определённого цвета и сфотографировать их. Договоритесь, сколько времени будет отведено на выполнение задания. В этой игре побеждает тот, у кого больше картинок! Также фото можно использовать, чтобы составить разноцветные композиции и сделать палитру оттенков вашего дома.
  • Поиграйте в «Самоделкина». Предложите детям вырезать геометрические фигуры из прочитанных газет и журналов, выберите тему и устройте соревнование. Например, если тема — «Роботы», то мама составляет робота из кругов, папа — из квадратов, дети — из треугольников. Каждой поделке можно придумать имя.
  • Дайте возможность проявить самостоятельность. В этом возрасте дети способны делать многое без помощи родителей. Например, готовить простые блюда, искать информацию и делать презентации, ухаживать за питомцами. Примеры здоровой сепарации можно подглядеть в новом мультсериале «Простоквашино» — эпизоды как раз ориентированы на формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки.
  • Проведите научный эксперимент. В Сети можно найти подробные описания сотни опытов, которые будут интересны детям. Но особенно полезно будет показать им, почему так важно мыть руки с мылом. Для опыта вам понадобятся глубокая тарелка, вода, мыльный раствор и молотый перец. Налейте в тарелку воду и насыпьте перец. Затем попросите ребёнка опустить туда палец — на нём останутся частички приправы. А теперь попросите сначала опустить палец в мыльный раствор и только потом в тарелку с перцем — перчинки «разбегутся» по краям посуды. Объясните, что  не убивает микробы и бактерии, но ослабляет связь с поверхностью кожи, чтобы их проще было смыть.

Если вашему ребёнку от 8 до 12 лет

Не переживайте, если вы с ребёнком не успеваете выполнять весь объём школьной программы. Во‑первых, дистанционное обучение — вынужденная мера, к которой не были готовы ни учителя, ни родители. А во‑вторых — получать знания не обязательно только из учебников и рабочих тетрадей. Чтобы провести время карантина продуктивно и без разочарований, попробуйте совместно составить режим дня и не забывайте о важности чередования отдыха и учёбы.

  • Вместе читайте книги. Выберите интересный сюжет и читайте поочерёдно: одну страницу — родитель, одну — ребёнок. Или распределите текст по ролям: за автора и кого‑то из действующих лиц читает родитель, а за любимого героя — ребёнок. После — обязательно обсудите произведение и поступки персонажей.
  • Выделите время для учёбы. Помните, что спокойное отношение родителей к ситуации напрямую влияет на то, как пройдёт обучение вне стен школы. Распределите силы так, чтобы ребёнок мог воспринимать информацию в комфортном для себя темпе, работал самостоятельно, но при этом имел возможность обратиться за помощью к родителям при необходимости.
  • Найдите, над чем посмеяться. Не забывайте, что в тревожном информационном поле живёте не только вы, но и ваш ребёнок. А смех справиться со стрессом. Подростковые шутки хоть и отличаются от взрослых, но найти точки соприкосновения всегда можно. Например, в мультсериале «Приключения Пети и волка», который создан специально для подростков, много актуального юмора. Смотреть его будет одинаково смешно и взрослым, и детям.
  • Поиграйте в домашние классики. Обведите контуры рук и ног на картоне, вырежьте, перемешайте, разложите на полу как классики и передвигайтесь по ним по комнате.
  • Придумайте зашифрованную азбуку. Выпишите все буквы родного языка и для каждой из них придумайте и запишите символы, образующие новый алфавит. На этом языке вы и будете общаться ближайшую неделю. Обмениваться засекреченными посланиями можно и в мессенджерах, например в переписке с другом или продвинутой бабушкой. Для этого нужно просто сфотографировать и отправить собеседнику «шифровку».
  • Оформите фотокнигу или тревелбук. Самое время концентрироваться на чём‑то приятном, например вспомнить о впечатлениях из недавней поездки и создать специальную книгу, посвящённую ей. Туда можно приклеить билетики, чеки, памятные вещицы и фотографии. Не забудьте подписать важные детали или дополнить альбом забавными историями из путешествия.

Советы для родителей детей любого возраста

  • Сохраняйте спокойствие.
  • Уделяйте время собственным делам — работу за вас никто не сделает.
  • Выделите личное время для каждого члена семьи. В этом нуждаются и дети, и взрослые.
  • Привлекайте детей к помощи по дому — это поможет им почувствовать свою значимость, а вам немного освободит руки.
  • Признайте, что в замкнутом пространстве конфликты неизбежны, поэтому научитесь правильно ссориться. И помните, что чья‑то правота не так важна, как чувство, что тебя выслушали с уважением.
  • Проводите время вместе. Не уткнувшись в телефон, а действительно общаясь друг с другом или занимаясь тем, что всем нравится. Это поможет укрепить отношения. Играйте в настольные игры, занимайтесь творчеством или спортом, смотрите фильмы и мультики.

Если среди самых ярких воспоминаний вашего детства — любимые мультипликационные герои киностудии «Союзмультфильм» и вы и сейчас с удовольствием показываете эти мультики детям, скорее всего, новые проекты студии вас тоже не разочаруют. При их создании «Союзмультфильм» консультируется с психологами и педагогами, учитывая возрастные особенности и современные потребности молодой аудитории. В мультсериалах «Оранжевая корова», «Приключения Пети и волка» и в «Простоквашино» симпатичная и не сложная для восприятия графика, добрые шутки и обучающий подтекст.

Выбрать мультфильм для семейного просмотра

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Masha Pchelkina
01.04.20 18:15
У меня двое. В чем ваша претензия?
Анастасия Манита
01.04.20 19:56
Почему же сойти с ума ? Если можно заняться любимым делом , хорошо отдохнуть , помолится в конце концов за близких Вам людей ! ... Почитайте , по ухаживайте за собой и можно даже побаловать себя в конце концов , потому , как не странно мы всего этого всем ☮️ хотим ! Не так ли ?!
Сергей Фомкин
01.04.20 20:35
нужно ли слушать радио Радонеж?
NO NAME
01.04.20 22:12
| изменено
Почитал ваши коменты и это больше похоже на кризис чем пандемию.
Читать все комментарии