KenKen — игра-головоломка, тренирующая память и логическое мышление

KenKen, или мудрость в квадрате, — такое название носит новый вид логических игр из Японии. Лайфхакер разобрался, как играть в KenKen, и рассказывает, чем эти японские головоломки лучше привычных судоку.

Откуда появилась KenKen

Новыми эти головоломки можно назвать с натяжкой: учитель математики из Йокогамы Тэцуя Миямото сформулировал принцип игры в KenKen ещё в 2004 году. Многие прогрессивные идеи, созданные в Японии, там и остаются. Но KenKen успешно распространилась на Запад: в неё играют не только в Корее, Таиланде или Китае, но и в странах Западной Европы, Америке. Новые японские головоломки печатались в британском издании The Times и американском New York Times.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

За десять с лишним лет головоломка превратилась из инициативы японского учителя в масштабную игру, в которую играет весь мир. Тысячи преподавателей используют KenKen в обучении, по этой дисциплине проводятся международные турниры.

Как играть в KenKen

Головоломка KenKen представляет собой квадрат-сетку с незаполненными блоками. В левом верхнем углу каждого блока находится число и арифметический знак. Нужно заполнить сетку так, чтобы в строках и столбцах числа не повторялись, при этом числа внутри блока в результате указанного арифметического действия должны давать ответ, находящийся слева от знака. Количество разных чисел равняется числу строк или столбцов. Это значит, что в квадрате 4 × 4 будут расположены цифры от 1 до 4.

Даже самые простые правила становятся очень сложными, если объяснять их, не приводя примеры. Поэтому мы попробуем рассказать пошагово, как решать KenKen. Давайте рассмотрим несложный квадрат 4 × 4.

Сначала заполним блок с единственной цифрой без арифметического знака, написав в нём единицу.

Рассмотрим блок под этой единицей. Пометка «2 ÷» говорит о том, что числа в этом блоке при делении дадут число 2. В промежутке от 1 до 4 таких комбинаций может быть две: 4 ÷ 2 = 2 и 2 ÷ 1 = 2. Второй вариант нам не подходит, потому что единицу в этом столбце мы уже использовали. Расположение чисел в этом блоке нам пока неизвестно, но запомним, что там должны быть 2 и 4. Методом исключения получаем 3 в первой строчке (1, 2 и 4 в этом столбце уже заняты).

Рассмотрим блок «16 ×». Какие три числа дадут при умножении 16? Вариант один: 4 × 4 × 1 = 16. Помним, что числа в строках и столбцах не повторяются, поэтому вписываем четвёрки по бокам блока и единицу посередине. Появившаяся в третьей строке четвёрка исключает появление таковой в блоке «2 ÷», который мы рассматривали ранее. Заполняем числами и его.

Рассмотрим два блока «1 −». В том, что ниже, ставим тройку — единственное число, не использованное в третьей строке. Исходя из условия блока «1 −», с тройкой может соседствовать двойка или четвёрка (3 − 2 = 1 или 4 − 3 = 1). Четвёрка во второй строке уже есть, поэтому ставим 2. В блоке на первой строке встаём перед тем же выбором, но, так как двойку мы в этот столбец уже вписали, ставим 4.

Смотрим на блок «6 ×». Во второй строке пишем 3, так как остальные числа в ней уже использованы. При заполнении блока нам подходит только одна комбинация чисел: 1 × 2 × 3 = 6. Единица в первом столбце уже есть, вариант расположения цифр один.

Заполняем числами последний блок «6 +». Сделать это можно, уже не прибегая к вычислениям, а просто вписав в столбцы недостающие цифры. Головоломка решена.

Особенную любовь к японским головоломкам проявляет колумнист и кроссворд-редактор New York Times Уилл Шортс. Он не только заядлый и азартный игрок в KenKen, но и активный популяризатор этой игры. Для тех, кого наши разъяснения только запутали, мы предлагаем его видео с объяснением решения простейшего KenKen 3 × 3.

Примеры KenKen

Вот несколько примеров KenKen разной сложности для самостоятельного решения.

Почему на KenKen стоит обратить внимание

Главное достоинство этой головоломки — то, что её интересно разгадывать. Если вас увлекают кроссворды и вы любите бросать интеллектуальные вызовы самому себе, KenKen вам определённо понравится.

Принцип заполнения сетки числами используется в куда более популярных судоку. Но KenKen обходит известного собрата по ряду характеристик. Во-первых, мозг при решении KenKen работает более активно. Дело в том, что игрок здесь должен не только исключать неподходящие варианты, но и совершать вычисления, а также держать множество альтернативных решений в голове. Если судоку среднего уровня сложности легко поддаётся решению по шаблону, то KenKen не оставляет иного варианта, кроме как размышлять и предполагать.

Puzzles That Make You Smarter — такая надпись красуется на обложках книг с KenKen-головоломками неспроста. Преподаватели математики во многих странах отметили положительный эффект этих логических задачек. Иногда такие головоломки могут не только повысить общий уровень арифметических и логических навыков в классе, но и выявить у отдельных учеников скрытый потенциал. Также доказано, что интеллектуальная деятельность способствует профилактике старческой деменции. KenKen идеально подходит и для этого: он увлекает как детей, так и взрослых.

Ну и напоследок: в KenKen просто здорово соревноваться. Самые простые головоломки легко даются даже детям, над некоторыми могут сломать голову и взрослые. А новые задачки мотивируют и тех и других, заставляя побивать свои и чужие рекорды.

Если вы заинтересовались этими японскими головоломками, то можете найти их в интернете или даже скачать специальное приложение на смартфон. Но если вы считаете, что разгадывать их в электронном виде жутко неудобно, то обратите внимание на книжные версии «KenKen. Японская система тренировки мозга» от издательства «Эксмо». В четырёх изданиях можно найти сотни головоломок разной сложности, а специальные поля для отметки времени помогут фиксировать рекорды.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Cant Login
22.10.17 10:32
Специально прочитал ещё раз, но так и не понял, к чему вы это сказали)
Настя Куреновская
05.06.19 21:09
В одной строке, как и в блоках судоку, не может быть несколько одинаковых чисел. Если взяться блоке[16*] 2*2*4, а в предыдущем блоке[1-] взять 3 и 2, то будет две двойки в одном ряду; если же взять в блоке [16*] те же числа, а в предыдущем[1-] взять числа 4 и 3, то выйдет две четверки в одном ряду. Исходя из правил это невозможно, следовательно этот вариант в блоке [16*] даже не рассматривается
Pavel Polyakov
12.12.20 14:24
А если 2х2х4, то в третьей строке будут одновременно 2 и 4, что противоречит правому нижнему прямоугольнику, в котором в верхней клетке стоит или 2 или 4. Вы правильно заметили, еще один абзац в статье не дописан.
Александр Гусейнов
03.01.23 11:00
Предлагаю после предложения "Какие три числа дадут при умножении 16?" вставить следующий текст: "Это либо 4 × 4 × 1 = 16, либо 2 × 2 × 4 = 16. Во втором случае мы нарушили бы правила головоломки, так как в четвёртом столбце в клетках оставшегося блока может быть либо 4, либо 2, и в третьей строке бы появились одинаковые цифры. Значит, "
Читать все комментарии