«Кентавр» — психологический триллер с Юрой Борисовым получился слишком неровным, однако что-то в нём есть

Голливудское кино в российском такси интересно смотреть.

13 июля состоялась премьера фильма «Кентавр». Над картиной работала довольно разношёрстная команда: режиссёр Кирилл Кемниц («Zомби Каникулы), сценарист Михаил Зубко («Happy End», «Мосгаз»), оператор Роберт Саруханян («Эпидемия»), композитор Даша Чаруша («Хардкор»). Ну а продюсером выступил Илья Найшуллер («Хардкор», «Никто»). Бюджет «Кентавра» — 110 миллионов рублей.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В главных ролях снялись Юра Борисов («Капитан Волконогов бежал», «Серебряные коньки»), Анастасия Талызина («Дело», «Владивосток»), Григорий Верник («Люся»).

Саша работает таксистом. Однажды ночью к нему в машину подсаживается проститутка и после первой поездки просит повозить её по вызовам. Она боится, ведь в городе под видом таксиста орудует маньяк, убивающий девушек.

Неплохой психологический триллер

После просмотра «Кентавр» очень легко поделить на две части. Первые 75–80 минут — психологический триллер, оставшееся время — стандартный боевик.

И когда «Кентавр» работает по принципам психологического триллера, то смотрится довольно неплохо.

Кадр из фильма «Кентавр»

Кадр из фильма «Кентавр»

Не всегда удачные диалоги не рушат атмосферу страха, сохраняя ожидание приближающейся катастрофы (пусть зритель и не знает, что именно произойдёт, но нечто наклёвывается). Мрак, ночь, фонари, неоновые подсветки — сильный кивок в сторону неонуара не только узнаётся, но и откровенно радует.

Что касается сюжетных поворотов в первой половине фильма, то они очень мягкие и аккуратные. Отсутствие резких перемен способствует нагнетанию атмосферы. Интрига, заявленная в начале, сохраняется. Иногда триллер прерывается на драму, напоминая «Ночь на Земле» Джима Джармуша. И кажется, что «Кентавр» — отличное кино, но потом случается нечто необъяснимое.

Невразумительные последние сцены

«Кентавр» настолько меняется в конце, что становится неузнаваемым. Триллер превращается в боевик, причём ужасный. Аккуратное раскручивание паранойи рушится всего за пару сцен. Если говорить без спойлеров, то сценаристы берут неплохой психологический триллер и со всей силы швыряют его в стену — ради «эффектных» погонь и перестрелок. Нет ничего хуже, чем саспенс, который ломают ради «пиф-пафа» и прочих «вж-ж-ж».

Если большая часть «Кентавра» по духу напоминает «Стрингера», то финал слишком похож на «Скуби-Ду». Представьте, что в конце фильма «Лок» Том Харди выходит из машины, чтобы пнуть котёнка, — вот так же неожиданно и глупо меняется «Кентавр».

Кадр из фильма «Кентавр»

Такая резкая смена тональности не только дарит зрителю глупый финал, но и даёт понять, что все предыдущие события — всего лишь инструменты манипуляции. То есть не было никаких таинственных персонажей и загадок. Это обесценивание сильно портит впечатление от первой, удачной части картины.

Такие разные актёрские таланты

Одна из главных причин, почему «Кентавр» работает как психологический триллер, — Юра Борисов. Это очередной блестящий перформанс актёра, смущает только то, что почти все его герои одинаковые. Но это не отменяет его таланта, и в «Кентавре» Борисов на своём месте. Нервный, жуткий, трагичный — он переключает настроения настолько естественно, что в них не чувствуется никакой фальши. А рядом с ним постоянно сидит Анастасия Талызина, которая, в общем-то, Борисову соответствует (но её персонаж намного проще).

Кадр из фильма «Кентавр»

Кадр из фильма «Кентавр»

А потом появляется Верник. «Фандорин. Азазель», «Люся», «Содержанки» — Григорий Верник везде одинаковый, независимо от его персонажа. Вот и в «Кентавр» он тащит кривляния и переигрывания. Эдакий Джокер, но без грима, да ещё и в неудачном месте: представьте, что кто-то пародирует Джареда Лето в очереди в «Пятёрочке», и тогда получите эмоции от перформанса Верника.

Он ненатурально артикулирует, дёргается, изображает истеричный голос — и вносит в фильм элемент юношеского ребячества в школьном театре. Это выглядело бы плохо в любой картине, но когда он кривляется рядом с Борисовым, то становится совсем неловко.

Голливудское кино для российской аудитории

Илья Найшуллер — один из немногих российских режиссёров, который пытается делать честное массовое кино. Просто качественный аттракцион без претензии на высокое искусство и социальную критику. «Кентавр» вписывается в эту логику. Вот триллер, вот драма, вот боевик — смешали, добавили хорошую музыку, нагнали жути и готово.

И вроде бы это должно работать. Вот только российский кинорынок немного сумасшедший — недаром в России картины Ларса фон Триера собирают больше, чем в условной Франции или Германии. А российское жанровое кино — это всегда лотерея, на него идут редко и неохотно (можно насобирать полтора десятка исключений за пару десятилетий). В этом смысле интересно узнать, сколько соберёт «Кентавр» в прокате — неужели очередной неплохой жанровый фильм не окупится просто потому, что он отечественный?

Кадр из фильма «Кентавр»

«Кентавр» умело развлекает более часа, что само по себе неплохо. Всё, что происходит потом, несколько обесценивает начало картины. Отсюда и странные чувства после просмотра — будто кто-то испортил вечеринку, которую так хорошо организовал.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Кентавр»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Юдин
17.07.23 16:41
Обзор получился слишком неровным и ничего в нем нет
Анастасия Сукманова
17.07.23 23:52
в нём есть Юра Борисов, что ещё нужно.....
Dartun Sepoki
21.07.23 09:03
Юра (Юра?, может, Юрий), Борисов так себе актёр. Как и Петровский, Козлов, Янковский. И сам фильм средний. Лучше пересмотреть клип Найшуллера Вояж.
Alex Ponomar
21.07.23 11:21
Может, и Юрий, но он сам предпочитает Юра https://www.kinopoisk.ru/name/2286839/