1. Дау
Dau
- Россия, Германия, Швеция, Украина, 2019 год.
- Драма, биография.
- Длительность: 14 серий по 100 минут.
- IMDb: 4,6.
Изначально «Дау» задумывался как многосерийный байопик о советском физике Льве Ландау. Однако затем он вылился в 10‑летний проект‑эксперимент, где фильм стал побочным продуктом. Работа, которая велась на площадке, не была похожа на классическое кинопроизводство.
Режиссёр Илья Хржановский стремился реконструировать сам дух СССР — причём как в кадре, так и за его пределами.
Большая часть съёмок проходила в Харькове. Команда арендовала большую площадку, на которой строго запрещалось носить современную одежду (причём всем — не только актёрам) и пользоваться девайсами постсоветского периода. Суточные выдавались рублями СССР, на еду были выделены талоны, а вместо прокладок девушки использовали бинты и вату.
Поздно вечером после рабочей смены, к 21–22 часам, бригаду разнорабочих, получавших по 100–120 гривен в день, которые уже переоделись в свою одежду, молодые администраторы упросили разгрузить запоздавшую машину с реквизитом и отнести на объект. Кто‑то из приближённых к «политбюро» доложил, что они заходили внутрь в современной одежде, и на следующий день приказом великого режиссёра Хржановского людей лишили недельной зарплаты…
Участники проекта очень скоро поверили в реальность происходящего, и «Институт» (съёмочная площадка) начал жить своей жизнью. Между людьми завязывались дружеские, сопернические, сексуальные отношения, и Хржановский только поощрял это.
В комнатах были расставлены скрытые камеры, «жучки», односторонние зеркала. Туда также в любой момент могли зайти операторы. Причём скрываться от них запрещалось — даже если попавшие в кадр занимались сексом или мылись в ванной.
Находясь в изоляции, читая советские книги и погружаясь в быт 1930–1960 годов, актёры вживались в роли слишком сильно. Происходило то, чего Хржановский жаждал: все эмоции, заснятые на камеру, были реальными.
Илья Андреевич построил свою империю, в которой все и всё были для него игрушками.
На собеседовании Хржановский лично общался с кандидатами — даже с водителями и уборщицами. Нередко они проходили ночью, а если на вакансию претендовала молодая девушка, режиссёр делал ей фривольные предложения.
Подписаться на участие в таком проекте соглашались далеко не все. Многие уходили со съёмок через неделю. Чтобы обеспечивать постоянный поток кандидатов, координаторы звонили и предлагали работу случайным людям. А под конец — даже тем, кого сами же уволили со скандалом.
К 2010 году харьковчане, по большей части обслуживающие фильм, возненавидели «Дау». Причин было много: съёмочная группа не платила за съём жилья, местные исполнители сталкивались с буллингом и переработками.
Ситуацию усугубил скандал, разгоревшийся после того, как в Сети появилась тринадцатая серия байопика — «Дау. Дегенерация». В ней, по сюжету, врачи проводили опыты на детях. В одном кадре был плачущий младенец, сидящий в клетке, а в другом — грудничок, к голове которого присоединили электроды.
Людей это шокировало. Но ещё больше их возмутило то, что на эти съёмки были взяты сироты из детских домов Харьковской области.
«Дау» снимали 10 лет. Выход фильма вызвал общественный резонанс. Одни восприняли его как хороший высокохудожественный эксперимент, критикующий советский режим. Другие не оценили подход Хржановского и задались вопросом: стоило ли для этого множить насилие в реальном мире?
2. Рёв
Roar
- США, 1981 год.
- Триллер, комедия.
- Длительность: 95 минут.
- IMDb: 6,2.
Съёмки «Рёва» называют одними из самых опасных в истории кинематографа. За комедийным фильмом о семье, оказавшейся в поместье со львами и тиграми, скрывается трагическая история его производства.
Режиссёр фильма Маршалл Ноэль настаивал на том, что все животные должны быть настоящими. По киностандарту на каждого хищника полагается минимум два дрессировщика, которые смогут его контролировать. Но это было невозможно: планировалось заселить съёмочную площадку 150 тиграми и львами.
Тогда Ноэлю пришла идея вырастить диких кошек в собственном доме, чтобы они стали более «ручными». В итоге Маршалл и его жена Типпи Хедрен привезли в свой коттедж 71 льва, 26 тигров, 10 пум, 9 чёрных пантер, 4 леопардов, 2 ягуаров и 1 лигра.
Многие актёры отказались участвовать в проекте, и режиссёр взял на роли своих жену и детей. Мелани Гриффит, дочь Хедрен, сначала тоже сомневалась. И, как оказалось, небезосновательно: после того, как на неё напал лев, ей пришлось пройти операцию по реконструкции лица.
Сам Маршалл чуть не погиб в первый же день. Желая привлечь больше спонсоров, он спровоцировал львов на драку. Представляя себя альфа‑самцом прайда, режиссёр тоже кинулся в бой. Хищники прокусили ему руку, из‑за чего он получил заражение крови. Маршалл провёл в коме 12 часов и был близок к смерти.
Хедрен сломала ногу, получила гангрену, и ей понадобилась пересадка кожи. Оператору Яну де Бонту сорвали скальп: чтобы восстановить лицо, врачам пришлось наложить 120 швов. В общей сложности пострадали 70 актёров и членов съёмочной группы. Поэтому кровь, которая фигурирует в фильме, зачастую настоящая.
3. Врата рая
Heaven’s Gate
- США, 1980 год.
- Драма, вестерн.
- Длительность: 165 минут.
- IMDb: 6,7.
В центре сюжета — реальное историческое событие. Это так называемая война округа Джонсон, которая разгорелась в США в 1890 году между иммигрантами‑фермерами и богатыми землевладельцами.
Режиссёр Майкл Чимино, накануне получивший «Оскар» за другой фильм, представлял, что «Врата рая» станут следующим амбициозным проектом в его биографии. Однако его перфекционизм и чрезмерная требовательность скорее открыли врата в ад, и производство превратилось в настоящую пытку для всех, кто был в нём задействован.
По словам одного из актёров, Брэда Дурифа, для большинства сцен понадобилось от 32 до 60 дублей. Чимино требовал прогонять одни и те же реплики по несколько раз, даже если в этом не было необходимости.
Так, на то, чтобы снять пьяного Криса Кристофферсона, щёлкающего кнутом в гостиничном номере, ушёл целый съёмочный день. При этом в фильме сцена занимает всего несколько секунд. Из‑за этой режиссёрской причуды производство быстро вышло из графика.
Я не привык сниматься в одной сцене по 57 раз. Даже по 32. Это было похоже на мастер‑класс по актёрскому мастерству. Вот мы сделали «счастливую версию», вот мы сделали «грустную версию», вот мы сделали «яростную версию».
Но работа стопорилась не только из‑за этого. Скрупулёзный Чимино постоянно раздавал безумные поручения. Однажды он приказал снести главную декорацию — целую улицу — и перестроить её заново, чтобы промежуток между домами был на шесть футов шире.
Затем он заставил спилить дерево и переставить его на несколько метров левее, чтобы кадр получился красивее. Людей для массовки он также подбирал сам, а потом на протяжении нескольких часов расставлял их по съёмочной площадке в зависимости от роста и внешнего вида.
Кроме того, чтобы добиться реалистичности, режиссёр заставил актёров проходить «лагерь Чимино», где им давали уроки стрельбы и верховой езды, обучали югославскому диалекту и катанию на роликовых коньках. В итоге, помимо основной работы на площадке, актёры тратили по 2 часа в день, чтобы освоить все эти навыки.
Репетиция длинной танцевальной сцены, в которой нужно было вальсировать на роликах, заняла шесть недель. А потом её вырезали на постпродакшене.
Чимино не щадил съёмочную группу. Он неоднократно подвергал актёров опасности, заставляя их выполнять сложные трюки самостоятельно. Секретно проникший на площадку журналист Лес Гаспай был поражён, увидев, какой хаос творился во время съёмок баталии.
Статисты делают то, что должны делать каскадёры. Из‑за бешеной спешки они получают травмы, но сцена снимается снова и снова. Иммигрантов сбивают с ног лошади, несущиеся на полной скорости. Одному из актёров они отдавили ноги.
Когда этот материал получил огласку, Чимино пришлось отпираться, доказывая, что его фильм — настоящий шедевр. Впрочем, критики были с ним не согласны, окрестив его «безусловной катастрофой». «Врата рая» провалились в прокате.
4. Титаник
Titanic
- США, 1997 год.
- Драма.
- Длительность: 194 минуты.
- IMDb: 7,9.
«Титанику» Джеймса Кэмерона на протяжении 12 лет удавалось удерживать звание самого кассового фильма за всю историю кинематографа. Условия, в которых он снимался, тоже поражают.
Ходили слухи, что все съёмки проводились в холодной воде. Однако Кэмерон опроверг их, сказав, что её температура была около 26 градусов — как в обычном бассейне. Тем не менее всей команде выдали гидрокостюмы и термобельё.
Уинслет, однако, не надела всё это под платье. Во‑первых, потому что Кэмерон хотел видеть в кадре, как мокрая одежда облегает её фигуру. Во‑вторых, она переживала, что в термобелье будет выглядеть полноватой. Из‑за этого актриса заработала переохлаждение и её положили в больницу. В процессе Уинслет получала и другие увечья — растяжения, ушибы, перелом кости.
Но самой опасной была сцена, в которой участвовали только каскадёры: в ней отломившийся хвост корабля постепенно поднимался, пока, наконец, не замер в вертикальном положении и не ушёл в океан. Зависнуть, держась за перила, оказалось непросто даже для тренированных людей. Трое из них получили переломы, упав во время съёмок этой сцены.
Другая часть команды пострадала от рук одного из поваров, приготовившего похлёбку с морепродуктами и фенциклидином — наркотическим психотропным веществом. Кто именно это сделал и для чего, до сих пор неясно. Некоторых рвало, другие просто были под кайфом, рассказал очевидец. Съёмки пришлось отложить и срочно доставить команду в больницу.
После того, как всё закончилось, мы пошли домой, отоспались, а затем вернулись к работе ночью, чтобы закончить прерванную съёмку. Это было очень странно.
И да, Кэмерон настаивал на жёстком графике, в котором практически не было перерывов. Из‑за этого актёры даже не всегда успевали ходить в туалет и вынуждены были справлять нужду прямо в воду, которой была заполнена съёмочная площадка.
5. Апокалипсис сегодня
Apocalypse Now
- США, 1979 год.
- Военный, драма.
- Длительность: 194 минуты.
- IMDb: 8,5.
«Апокалипсис сегодня» — фильм Фрэнсиса Форда Копполы о войне во Вьетнаме. В качестве площадки режиссёр выбрал Филиппины. Однако вскоре после начала съёмок там вспыхнула гражданская война. Вертолёты, предоставленные для фильма филиппинскими ВВС, были экстренно изъяты для удара по повстанцам.
Жена Фрэнсиса Элинор Коппола отметила в дневнике, что режиссёру предоставили охранника, а у склада взрывчатки и винтовок, принадлежащего съёмочной группе, поставили 30 специалистов по безопасности.
Все здесь чувствуют, что любая неосторожность может привести к прекращению съёмок.
На этом приключения не закончились. Беды преследовали Копполу одна за другой. Сначала его не устроил актёр, игравший Уилларда, из‑за чего пришлось переснимать несколько начальных сцен. Потом, когда, казалось бы, всё должно было пойти по плану, на Филиппинах начался сезон дождей. В один из дней ураган разрушил почти все декорации и оборудование, и съёмки приостановили ещё на два месяца.
Потом Марлон Брандо, исполнявший одну из главных ролей, начал саботировать кинопроизводство. По контракту он должен был похудеть, но вместо этого поправился до 136 кг. А первые четыре дня вообще не появлялся на съёмочной площадке.
Другой актёр, Мартин Шин, получил инфаркт из‑за психологического абьюза со стороны режиссёра и собственного алкоголизма. Ходили слухи, что Коппола порой сам склонял того к выпивке, чтобы увидеть нужное состояние в кадре. Да и вообще, по воспоминаниям очевидцев, алкоголь и наркотики употреблялись командой бесперебойно.
Из‑за проблем со съёмками режиссёру пришлось вложить в проект собственные деньги, заложив дома и винодельни. И если бы картина провалилась в прокате, Копполу признали бы банкротом. Из‑за этого он несколько раз угрожал покончить с собой. Неудивительно, что документальный фильм об этих съёмках жена Фрэнсиса назвала «апокалипсисом кинематографиста».