Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Когда случился взрыв интереса к корейскому кино
У корейского кино всегда были поклонники, воспитанные на «Олдбое» Пак Чхан-ука и изысканных работах Ким Ки Дука. Но раньше его аудитория за пределами родной страны ограничивалась узкой прослойкой киноманов.
Массовый зритель же этими авторами почти не интересовался: публику отпугивала фирменная жестокость и специфическая комедийность их фильмов. Однако в 2016 году на экраны вышел дебютный зомби-триллер режиссёра Ён Сан-хо «Поезд в Пусан» и сразу изменил правила игры.
Оказалось, что фильм про зомби может быть одновременно остросюжетным, неглупым и в меру забавным. Но ещё лента поразила людей искренностью, которую редко встретишь в западном кино: увлечённость режиссёра темой чувствовалась в каждом кадре.
Признание всего одного фильма запустило эффект снежного кома. За «Поездом в Пусан» популярность постепенно приобрели работы и других корейских режиссёров. В том же году автор «Олдбоя» Пак Чхан-ук вернулся со «Служанкой». Спустя ещё два года фильм Ли Чхан-дона «Пылающий» по рассказу Мураками получил высочайшую оценку критиков в Каннах.
Наконец, апофеозом стал триумф «Паразитов» Пон Джун-хо на «Оскаре-2020». Всего лента получила шесть золотых статуэток и стала первой картиной на иностранном языке за всю историю киноакадемии, получившей награду как фильм года.
А феноменальный успех «Игры в кальмара», «Моря Спокойствия» и «Зова ада» показал, что и корейские сериалы — это нечто большее, чем просто мыльные оперы про отношения симпатичных молодых парней и девушек.
Чем так необычно корейское кино
Корейские фильмы в корне отличаются от западных. Их авторы не стесняются делать всё не так, как заокеанские коллеги. Это связано ещё и с тем, что кинематограф в стране сформировался довольно поздно и с минимальным влиянием привычных нам жанровых конвенций. И вот за какие своеобразные черты корейское кино так полюбили во всём мире.
1. Никогда не знаешь, чем всё закончится
В корейском кино жанровые границы сильно размыты, и зрителю часто бывает непросто предугадать, что будет происходить на экране в следующую секунду. Например, всё те же «Паразиты» или «Игра в кальмара» представляют собой безумный коктейль сразу из нескольких жанров: драмы, триллера, детектива, а местами, что неожиданно, даже комедии.
Причём это можно сказать буквально о любом фильме, начиная с классического «Острова», открывшего миру Ким Ки Дука, и заканчивая недавним хоррором Ли Гвона «Дверной замок». Корейскому кино удаётся быть одновременно жестоким и милым, кровавым и смешным. Казалось бы, сочетание выходит парадоксальное, но сколько в нём при этом обаяния и новизны!
Так, вестерн Ким Джи-уна «Хороший, плохой, долбанутый» заимствует у Запада жанровые тропы и разбавляет их чисто азиатским юмором, которого мы ещё коснёмся дальше. В результате получается ни на что не похожий фильм, который, скорее всего, шокирует при просмотре неподготовленного зрителя. Но зато такой сумасшедший микс уж точно запомнится.
2. Визуальный ряд не только красив, но и работает на смысл
Корейцы — настоящие мастера эстетично поставленных кадров. Но при этом внешняя красота помогает постановщику раскрывать идеи, заложенные в фильме. Здесь снова можно вернуться к «Паразитам». Они служат прекрасной иллюстрацией того, как каждая локация в картине может работать в качестве аллегории, отражая самые разные смыслы.
При просмотре даже не сразу можно заметить, что история рассказана с помощью тонко продуманных мелочей. Героям, например, часто приходится преодолевать лестницы, отсылающие к ступеням общественной иерархии. Беднякам, чтобы попасть к себе, нужно спуститься, а чтобы войти в дом богачей — взобраться вверх по холму. Разницу в социальном положении персонажей передают и цвета: зажиточный дом оформлен в тёплых тонах, а нищие трущобы окрашены в оттенки синего и зелёного.
Ещё более яркий (в прямом смысле) пример — знаменитые образы из «Игры в кальмара». Одна из причин бешеной популярности сериала — запоминающийся визуальный стиль. На шоу обратили внимание ещё на стадии запуска трейлера: будущих зрителей привлекли контрастирующие друг с другом бирюзовые спортивные костюмы игроков и малиновая униформа охраны.
Причём эти цвета выбраны не просто так. Во-первых, одежда участников отсылает к спортивной форме, которую обязаны носить учащиеся в детских садах Кореи на уроках физкультуры. Во-вторых, зелёный и розовый оттенки противоположны друг другу на цветовом круге, что отражает страх игроков перед охранниками и их кардинально различающиеся роли.
3. Корейцы умеют вызывать у зрителя интерес, а не отвращение
Как мы уже писали выше, корейские картины предыдущих десятилетий создавались не для слабонервных. Для наглядности можно вспомнить «Сочувствие господину Месть» (2002) и «Олдбоя» (2003) Пак Чхан-ука или «Я видел дьявола» (2010) Ким Джи-уна. Это по-настоящему жестокие истории, где герои постоянно пытают и режут друг друга.
Современные режиссёры тоже не чураются показывать на экране членовредительство: без раздавленных пальцев и кровоточащих ран не обошлась даже мейнстримная «Игра в кальмара». И на первый взгляд, такой подход должен лишь отпугнуть публику.
Но тут не всё так просто. Голливудским авторам цензура часто не позволяет показывать на экране достаточно откровенные сцены. Корейские же режиссёры эмоциональны и открыты. Поэтому они куда проще относятся к темам сексуальных перверсий или жестокости, табуированным в западной культуре.
Кроме того, из-за особенностей менталитета корейцы склонны гиперболизировать всё, что только можно. Если уж они показывают в кино страдания — то делают это максимально достоверно, крупным планом, смакуя самые неприятные или интимные подробности.
4. Эмоции корейских актёров легко читаются и понятны всем
Эта фирменная корейская экспрессия видна также и в игре актёров. Западный зритель привык к более сдержанной манере, поэтому переигрывания, характерные для корейского кино, поначалу могут удивить. Но здесь это норма: артисты изображают гнев, удивление или восторг на 11 баллов из 10, неестественно разговаривают и претенциозно страдают.
За гипертрофированный подход к исполнению ролей корейских актёров часто критикуют на Западе, но всё же оторваться от их игры зачастую невозможно. Ведь в обнажённых эмоциях видна искренность, и это не может не привлекать.
Кроме того, экспрессивная игра — это универсальный язык, понятный зрителю в любой точке земного шара.
5. Корейское кино раскрывает тему социального неравенства
В Корее шокирующими темпами растут неравенство и безработица. Поэтому нет ничего удивительного, что чуть ли не каждый второй фильм в метафорической форме затрагивает проблему экономической пропасти между богатыми и бедными.
Так, в «Паразитах» Пон Джун-хо наглядно показывает, как сложившаяся в Корее иерархическая система устройства общества заставляет людей паразитировать друг на друге. Ранее режиссёр поставил постапокалиптический триллер «Сквозь снег», где действие разворачивалось в странном поезде: в первых вагонах жили богачи, а в последних — пролетариат.
Постановщик «Поезда в Пусан» Ён Сан-хо тоже вставил в фильм социальный комментарий: ведь если бы герои держались вместе, не обращая внимания на классовые барьеры, можно было бы обойтись и меньшими потерями.
В «Игре в кальмара» никто не заставлял героев становиться участниками игры на выживание. Они все просто застряли в ужасной системе, погрязли в долгах и пытались выжить. И это очень актуальная проблема не только для Кореи, но и для всего мира.
Но при этом во многих работах корейских авторов (даже в тех же «Паразитах») скрывается надежда на положительные изменения. Более того, некоторые режиссёры умудряются своими фильмами действительно менять мир вокруг.
Например, режиссёр «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк в 2011 году снял драму «Суровое испытание» о физическом и сексуальном насилии над детьми в школе. Эта картина основана на реальном случае, причём виновные не понесли заслуженного наказания.
Лента вызвала такой общественный резонанс, что на фоне горячих обсуждений фильма власти вынуждены были отменить срок давности за сексуальные преступления в отношении детей и инвалидов.
6. Редкий корейский фильм обходится без юмора
Даже в самых пронзительных и мрачных корейских фильмах обязательно найдётся место для шутки. И с точки зрения западного зрителя периодически всплывающий юмор может показаться неуместным или лишним.
Но такая игра с ожиданиями как раз отлично выводит аудиторию из зоны комфорта. И стоит расслабиться, как начинаешь получать удовольствие от нетривиального чувства юмора корейцев:
— Дорогая, кнопка «Отправить» — эта наша красная кнопка! Мы грозимся её нажать, и люди делают всё, что мы захотим. Мы точно как Северная Корея!
Цитата из фильма «Паразиты».
Одним словом, если американское, европейское или российское кино вас утомило или просто хочется чего-то нового, вам срочно нужно приобщиться к корейскому кинематографу. Причин для этого достаточно: он самобытный, парадоксальный и популярный. Но важнее всего, что южнокорейские авторы необычайно талантливы, а их работы радуют энергией и незамыленностью взгляда.