От Converse All Star до Yeezy Boost 350: 11 кроссовок, которые стали классикой
1. Converse All Star
Формально это не кроссовки, а кеды, но легендарность All Star не даёт нам права не включить их в список. Эта модель была создана для игры в баскетбол и появилась на прилавках магазинов в 1917 году. Особой популярностью кеды не пользовались до тех пор, пока их не заметил баскетболист Чак Тейлор: он сразу стал фанатом их дизайна и удобства.
Представители Converse позвали спортсмена сначала просто в рекламную кампанию, а через 15 лет сделали его лицом All Star и на боковую нашивку добавили автограф Тейлора — он находится там до сих пор.
Долгое время All Star были одной из самых продаваемых моделей обуви для баскетбола и в них играло большинство команд NBA. Именно в кедах Converse команда США завоевала золото на Олимпийских играх 1936 года (год, когда баскетбол стал олимпийским видом спорта).
В конце 60‑х модель начала терять лидерство — многие игроки NBA перешли на кожаные кроссовки Adidas. Однако популярность All Star не угасла: они уже стали частью уличного стиля и полюбились рокерам: в них ходили участники Ramones, Nirvana, The Strokes и других групп. Правда, Converse это не особенно нравилось, они хотели ассоциироваться со спортивной обувью и долго открещивались от связи с музыкой, но в итоге сдались и в 2011 году даже открыли собственную звукозаписывающую студию Rubber Tracks.
Хлопковая основа, подошва из вулканической резины и логотип со звездой — узнаваемый дизайн All Star остался почти неизменным до сих пор. Всё потому, что не все эксперименты заканчивались удачно: низкая версия кед 1962 года продаётся и сейчас, цветное разнообразие, появившееся в 1966 году, тоже прижилось, а вот попытка компании в 90‑е сделать All Star более удобными вышла боком. Поклонники модели взбунтовались, несмотря на то что резиновая подошва потеряла все несовершенства, и в Converse вынужденно вернулись к старому дизайну. Более комфортную версию — All Star Chuck Taylor II — компания выпустила только в 2015 году: в неё добавили анатомическую стельку и дополнительную фиксацию язычка.
2. Puma Suede
История этих беговых кроссовок началась с крупного скандала. Модель в Puma придумали в 1968 году, и американские атлеты сразу же поехали в такой обуви на Олимпиаду. Там золотой и бронзовый призёры забега на 200 метров — Томми Смит и Джон Карлос — вышли за наградами в носках в знак протеста против расизма. Puma Suede стояли на пьедестале рядом с ними.
Как ни странно, интереса к кроссовкам скандал не увеличил, но помог компании выбрать рекламную стратегию. В 1973 году Puma предложила рекламировать модель чернокожему баскетболисту, игроку «Нью‑Йорк Никс» и известному моднику Уолтеру Фрейзеру. Сбоку на Suede золотым шрифтом набили Clyde — прозвище спортсмена.
К концу 70‑х в кроссовках ходили многие молодые афроамериканцы, увлекающиеся брейк‑дансом. Suede отлично подходили танцорам — стоили сравнительно недорого и хорошо держались на ноге. В 90‑х новую волну популярности модели принесло развитие скейтбординга: резиновая подошва Puma Suede хорошо цеплялась за доску, а замшевая основа долго не изнашивалась.
В XXI веке эта обувь тоже не потеряла актуальности и даже стала ещё более модной. В нулевых, к 40‑му юбилею Suede, бренд выпустил несколько коллабораций с дизайнерами, в том числе с Александром Мак‑Куином. В 2010‑х специальные модели создавались в сотрудничестве с Рианной и The Weeknd.
3. Adidas Superstar
Эти баскетбольные кроссовки появились в 1969 году, и есть версия, что Superstar создавались специально, чтобы вытеснить Converse All Star: даже их названия похожи. Главная фишка этой модели — резиновая «ракушка» на носовой части, защищающая пальцы от травм. Кроме того, Superstar — первые баскетбольные кроссовки из кожи.
К середине 70‑х в этой модели ходили около 75% игроков NBA, в том числе первый номер «Милуоки Бакс» Карим Абдул‑Джаббар — лицо Adidas Superstar.
Особенно популярными среди молодых людей Superstar сделали участники группы Run‑D.M.C. Они ходили в этих кроссовках, предварительно вытащив из них шнурки. В 1986 году Run‑D.M.C. посвятили любимой обуви трек My Adidas. В итоге бренд заключил с группой рекламный контракт на миллион долларов.
Superstar — одна из самых продаваемых моделей кроссовок: только в 2015 году Adidas реализовала 15 миллионов пар. Поддерживать популярность помогают регулярные коллаборации с известными личностями и брендами. Например, в 2015 году Adidas вместе с Фарреллом Уильямсом выпустили Superstar в 50 ярких цветах, а в 2019‑м вышли Superstar с дизайном от Prada.
4. Nike Cortez
Те самые кроссовки, в которых Форрест Гамп пробежал через всю Америку. И пусть его супермарафон — художественная выдумка, Cortez действительно помогли бы герою Тома Хэнкса преодолеть длинные расстояния.
Эту модель Nike создали в 1966 году для тренировок бегунов. Разработкой дизайна Cortez занимался профессиональный тренер по лёгкой атлетике Билл Бауэрман. Он постарался сделать кроссовки, которые бы снимали нагрузку со ступней на больших дистанциях и забегах по пересечённой местности. Секрет удобства Nike Cortez — в трёх вещах:
- Толстая пенная подошва с приподнятой пяткой защищает от травм ахиллово сухожилие.
- Рисунок «ёлочка» на подошве обеспечивает плотное сцепление с поверхностью.
- Аэродинамическая форма корпуса позволяет развить большую скорость.
Впервые профессиональный атлет выступил в этой обуви на соревнованиях в 1972 году, на Олимпиаде в Мюнхене. Корпус оригинальных Cortez изготавливался из кожи, в 1975 году Бауэрман ради эксперимента решил заменить его нейлоновым — лёгкий материал сделал кроссовки ещё более удобными и быстрыми. Сейчас Cortez можно найти и в коже, и в нейлоне, и в замше.
5. Adidas Stan Smith
Эти кроссовки названы в честь американского теннисиста Стэна Смита, победителя турниров US Open и Wimbledon. Хотя саму модель в Adidas разрабатывали для другого спортсмена — Роберта Айе, полуфиналиста Открытого чемпионата Франции. А теперь по порядку.
История Adidas Stan Smith началась в 1963 году: тогда в Adidas France начали разрабатывать модель идеальных теннисных кроссовок. В 1965‑м в них впервые на корт вышел Роберт Айе. Модель тогда так и называлась: Adidas Robert Haillet. Корпус был кожаным и полностью белым. В 1967 году к дизайну кроссовок добавили их фирменную деталь — мягкий зелёный задник. А в 1971‑м спортсмен объявил о завершении карьеры и Adidas пришлось искать, кем же заменить Айе.
Бренд сразу же обратился с предложением о сотрудничестве к Стэну Смиту, но тот отказался. Через четыре года, в 1975‑м, компания повторила попытку — на этот раз удачно.
К 1978 году все пары с логотипом Robert Haillet были распроданы, и в Adidas начали печатать на заднике имя Стэна Смита, а на язычке кроссовок его фотографию.
Stan Smith быстро стали популярными и за пределами корта, благодаря своему минималистичному дизайну: однотонная кожа, яркий акцент сзади и фирменные полоски Adidas, выполненные в виде перфорации. Отличительная черта модели — строчка на подошве: она появилась для более прочного сцепления — без неё на корте подошва часто отваливалась.
В 1988 году Stan Smith попали в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая модель кроссовок за всю историю. В 2012‑м Adidas решила прекратить выпускать Stan Smith, но всего через два года производство пришлось возобновить — очень многие хотели купить их. Сейчас модель выпускается под брендом Adidas Originals.
6. Vans Old Skool
Ещё одни легендарные кеды — Vans Old Skool — создавали специально для скейтеров: плотная широкая резиновая подошва, корпус из прочного канваса, резиновый кант и кожаные вставки сделали модель практически неубиваемой. На полки магазинов она попала в 1977 году и сначала называлась Style 36.
Именно на Old Skool впервые появился отличительный знак бренда Vans — «джазовая полоса». Она родилась из случайного рисунка основателя бренда Пола Ван Дорена.
Популярность Old Skool получили не только благодаря удобству: кеды состоят из нескольких панелей, которые можно комбинировать, раскрашивать, декорировать — кастомизировать как угодно. Эта возможность показать свою индивидуальность через обувь стала визитной карточкой как Vans в целом, так и модели в частности.
Кеды быстро проникли в гардеробы модников, и, чтобы подогревать их интерес, в 90‑е компания‑производитель выпустила несколько коллабораций с другими известными брендами — Marc Jacobs и Supreme. Коллекции выходили ограниченным тиражом, поэтому иметь их тоже было своего рода проявлением индивидуальности.
Также Old Skool были любимыми кедами американских панк‑рокеров конца 90‑х и нулевых: варианты модели выпускали с группами Slayer, Descendents и Bad Religion.
7. Nike Air Force 1
Air Force 1 по‑настоящему «космические» баскетбольные кроссовки. Название они позаимствовали у самолёта президента США, а идею особо удобной подошвы придумал инженер NASA Марион Фрэнк Руди: в ней есть капсулы со сжатым воздухом, что делает её лёгкой, пружинистой и улучшает амортизацию.
Первая версия Air Force 1 была высокой и хорошо подходящей для игры в баскетбол: кроссовки прочно крепились с помощью шнуровки и липучки — это снижало вероятность вывиха лодыжки. А рисунок на подошве помогал цепляться за паркет игровой площадки.
На прилавках магазинов Nike Air Force 1 появились в 1982 году, только в одном цвете — белые с чёрным свушем (так называется логотип Nike). В рекламной кампании участвовало шесть игроков NBA: Бобби Джонс, Мозес Мэлоун, Джамал Уилкс, Микал Томпсон, Кэлвин Нэтт и Майкл Купер. Каждому покупателю в подарок давали плакат с фото спортсменов. В 1984 году Nike выпустила низкую версию кроссовок, а сейчас их пять вариантов: средние, низкие, очень низкие, высокие, очень высокие.
Air Force 1 сразу стали популярными как среди баскетболистов, так и среди хип‑хоп‑исполнителей: они их не только носили, но и упоминали в треках, например Jay‑Z в All I Need и Nelly в Air Force Ones. У модели даже есть собственная официальная композиция — Classics (Better Than I’ve Ever Been) от Kanye West, Nas, Rakim и KRS‑One.
8. Reebok Classic Leather
История этой модели началась с нелепой случайности. Однажды на фабрику Reebok привезли партию итальянской кожи, которую производители не заказывали. Недолго поразмыслив, в компании решили сделать из неё партию беговых кроссовок модели Classic Nylon с кожаным верхом и назвали её Classic Leather. А продавать их начали в 1983 году.
Кроссовки быстро завоевали популярность за счёт своего лаконичного дизайна — простой формы и отсутствия контрастных цветовых деталей. Сначала Classic Leather были только белыми, но постепенно линейку расширяли, и сейчас их можно найти практически в любом цвете. Были даже Classic Leather с красными и синими полосками сбоку, имитирующими логотип бренда.
В середине 2010‑х Reebok выпустила несколько вариантов Classic Leather в коллаборации с музыкантом Кендриком Ламаром: Red and Blue — белые кроссовки с соответствующими надписями на заднике, LUX — зелёные с контрастной коричневой подошвой и окантовкой.
9. Nike Air Jordan
Кроссовки Nike, созданные в коллаборации с баскетболистом Майклом Джорданом, появились в 1984 году, а в магазины попали в 1985‑м. За почти 40‑летнюю историю стали настоящей легендой. До сотрудничества Джордан не знал о Nike и планировал заключить контракт с Adidas или Converse. Определиться помогли деньги: у Nike было предложение на пять лет с суммой 500 тысяч долларов в год, Converse обещала всего 100 тысяч, а Adidas и вовсе находилась в кризисе после смерти основателя бренда.
Модель баскетбольных кроссовок Air Jordan разработал дизайнер Питер Мур. Первая версия была выполнена в трёх цветах: красном, чёрном и белом. Дизайн противоречил дресс‑коду NBA: кроссовки обязаны были иметь 51% белых фрагментов, а на Air Jordan их было меньше. Поэтому за каждый выход на поле Джордана штрафовали на 5 000 долларов.
В итоге скандал Nike использовала в рекламной кампании: производители заявляли, что никто, даже NBA, не может запретить вам носить обувь, которая вам нравится.
Коллаборация с баскетболистом превзошла все ожидания бренда: планировалось продать Air Jordan хотя бы на три миллиона долларов к четвёртому году сотрудничества, а в итоге Nike заработала 126 миллионов только за первый год.
Air Jordan со временем стал полноценным подбрендом Nike. У кроссовок есть более 30 версий, отличающихся дизайном и технологиями, обеспечивающими безопасность игры. Фирменный логотип Jumpman появился на Air Jordan III, а уже на седьмом поколении модели свуша Nike не было вообще.
10. Fila Disruptor II
Fila выпустила Disruptor в 1996 году, и тогда массивные белые кроссовки с огромной подошвой, напоминающей рельефом пилу, не прижились. Популярность к ним (а вернее к их переосмысленной версии) пришла только в 2018 году — спустя 26 лет! Причём Fila Disruptor II практически ничем не отличаются от первых: в них заменены материалы и слегка улучшена форма. Весь секрет — в правильном маркетинге.
В 2018 году все модники мечтали об огромных «уродливых» или «папиных» кроссовках вроде Balenciaga Triple S. Но большинство из трендовых моделей стоили слишком дорого. Тогда Fila начала продвигать свои Disruptor II как самые доступные огромные кроссовки на рынке.
Готовить перезапуск бренд начал ещё в 2014 году, вдохновившись моделью Adidas Originals Ozweego.
В результате в 2018‑м интерес к Disruptor II взлетел — жители Лондона, например, искали их в интернете каждые 10 минут. А спустя три сезона только благодаря этим кроссовкам Fila увеличила продажи в обувном секторе на 60%.
11. Adidas Yeezy Boost 350
Yeezy Boost 350 — одни из самых сложных кроссовок в мире в плане покупки. Поймать модель в нужном размере и расцветке — непростая (но выполнимая) задача, потому что выпускаются они ограниченным тиражом и, даже если партию повторяют, их разбирают как горячие пирожки.
Yeezy Boost 350 — коллаборация Adidas c Канье Вестом. До этого музыкант уже создавал кроссовки, только вместе с Nike — Air Yeezys. Прибыль от бренда он не получал, поэтому и ушёл к его главному конкуренту.
Yeezy Boost 350 появились на прилавках в 2015 году. От прочих моделей на рынке эту отличал лёгкий продуваемый материал корпуса Primeknit — разработка Adidas. Также у кроссовок были подошва с хорошей амортизацией Boost и уникальный дизайн: продольный шов, петля сзади и необычная шнуровка.
Первой расцветкой Yeezy Boost 350 была серо‑чёрная Turtle Dove. Следом вышли чёрные Pirate Black, потом землистые Moonrock и бежевые Oxford Tan.
Вторая версия Yeezy Boost 350 была представлена в сентябре 2016 года. У обновлённых кроссовок изменили дизайн: убрали шов, добавили полоску сбоку (часто она контрастная), а подошву сделали полупрозрачной. Сейчас модники ждут Yeezy Boost 350 V3: выйти они предположительно должны в 2021 году.
Все эти культовые модели кроссовок мы нашли с помощью SNIK. Это поисковик, объединяющий самые популярные и только проверенные интернет‑магазины Рунета: там нет подделок, реплик или копий — только оригиналы. Кроме кроссовок на сайте можно найти любую другую обувь, одежду и аксессуары, а также косметику, электронику, мебель, инструменты — всего более семи миллионов товаров.
Пользоваться SNIK просто: нужно лишь ввести в поисковую строку название интересующей вещи, а сервис найдёт её на нескольких платформах. Затем останется только выбрать понравившийся вариант и кликнуть по нему — SNIK перенаправит на страницу магазина.