[Личное мнение] Образование с помощью современных технологий

Думаю, не секрет, что сегодняшний уровень образования в нашей стране достаточно низок. Проблемы возникают не только с учениками, которые не желают учиться, но и с учителями, которые сами не хотят учить, заинтересовывать ученика чем-то новым. Вот и получается, что школа/училище/техникум/институт становятся местом сбора для времяпрепровождения не с целью получения новых знаний, а обмена историями о том, как вчера круто было на дискотеке. А могло ли быть все иначе? Школьники со студентами сами бежали бы на очередной урок или лекцию, если бы занятия проводились с применением современных технологий?

Положение дел

Нынешний уровень развития в образовательной сфере застрял где-то в конце 80-х – начале 90-х. Школьники тащат за спиной огромные портфели с десятками растрепанных книг, помятых тетрадей, множеством разноцветных ручек. В их бумажные дневники учителя ставят оценки, листы с которыми после благополучно выдираются, дабы не видели родители. И это при хорошем раскладе. При плохом – никто просто никуда не ходит.

К счастью, такое происходит не везде. Есть, например, платные школы, где учащиеся могут пользоваться ноутбуками в ходе занятий. Однако и там все далеко не так радужно, как могло бы быть. Все записи в основном ограничиваются штатной разметкой в Word и составлением небольшой таблички в Excel. И мало кто задумывается о том, что такие повседневные вещи как планшет и смартфон тоже могут помочь в обучении.

Гаджет как средство обучения

Общеизвестно, что в App Store и Google Play доступно множество образовательных приложений. В том же iTunes U есть большое количество разнообразных курсов, которые можно абсолютно бесплатно скачать и начать заниматься. Разработчики все больше внимания уделяют не только детским интерактивным книжкам, но и задачам посерьезнее, как, например, решение математических формул с помощью PhotoMath.
Но не только решению самих задач способствуют программисты. Контроль за учениками – также необходимая мера в воспитательном процессе. Подобную задачу решают отдельные приложения, например, BeHere (больше не доступно в RU App Store) – некий интерактивный журнал посещения занятий.

Но одну из самых главных функций, безусловно, должны выполнять приложения, которые будут нести не только образовательную функцию, но и развлекательную. В первую очередь учащегося нужно заинтересовать в предмете. Интерактивные задачки смогут не только привлечь внимание и бросить вызов, но и немного разгрузить работу учителя, которому не придется подходить с проверкой к каждому из учеников.
У современных детей смартфон – вполне обычный повседневный предмет. Пусть это не iPhone последнего поколения, но даже бюджетная “звонилка” на Android вполне в состоянии справиться с подобными задачами. Мы уж не говорим о покупке планшетов и смартфонов на деньги школы, куда там… Хотя я видел компьютерные классы со стоящими в них компьютерами iMac, но там они стоят не из-за любви к ученикам, а из-за отмывания кем-то денег. Им абсолютно безразлично подрастающее поколение.

Контроль за учениками, учителями и оповещения родителям

Если вернуться к разговору о контроле, то, без сомнения, устройства Apple в этом могут помочь лучше остальных представленных на рынке решений. Нет, я не притягиваю за уши, просто экосистема, созданная купертиновцами, хорошо себя зарекомендовала, а появившаяся функция Семейного доступа в iOS 8 (как и система в целом) вывели ее на новый уровень.

У родителей появился инструмент, с помощью которого можно без проблем узнать, где находится ребенок, в школе или дома. Учитель не будет тратить время на перекличку класса, если в кабинете установить датчики iBeacon и использовать приложение вроде выше описанного BeHere. Ученику уже сложнее будет оправдываться перед родителями за оценки, если они будут выставляться в приложении – из него листов не выдернешь.
Мессенджеры или, на худой конец, электронная почта могут служить хорошим средством связи между преподавателем и родителями. А FaceTime или хотя бы Skype – заменять частные встречи или собрания. Нынешний ритм жизни многих родителей не позволяет периодически посещать классные собрания. У них не менее насущные вопросы о том, как бы остаться на определенной должности, дожить до очередной не столь большой зарплаты и чем-то порадовать ребенка в нескончаемый кризис, который, кажется, уже не пройдет никогда.

Дополненная и виртуальная реальность

Но давайте вернемся к более позитивному настрою и представим, что можно пойти и дальше, не ограничиваясь одними переносными гаджетами. Например, очки виртуальной реальности вроде Oculus Rift или Рroject Morpheus точно смогут заинтересовать практически любого. С их помощью можно было бы изучать планеты и звезды на астрономии, растительный мир – на биологии, а также анатомию, историю, химию и другие предметы. Кто бы отказался полетать на космическом корабле среди звезд или понаблюдать за рыцарским турниром?

Для более простых вещей можно воспользоваться и камерой смартфона с приложением дополненной реальности. Например, на уроках истории следить на карте за передвижением войск на поле битвы или, на анатомии, никого «не разрезая», изучать строение тела и протекающие в нем процессы. Готов поспорить, что учащихся это заинтересовало бы куда больше, чем просмотр желтых страниц заклеенных учебников.

Внедрение технологий

А теперь спустимся с небес на землю и зададим простой вопрос: а будет ли кто-то реализовывать нечто подобное в наших школах, колледжах и институтах? Будет ли кто-то заинтересован в том, чтобы сделать процесс обучения интересным, а не рутинным занятием для учеников? Кто наконец даст денег школам на реализацию таких программ? Видимо, никто. Ведь куда лучше большую часть выделенных средств спрятать в карман, бросив кость в виде “нового компьютера в учительскую” людям, которые этого компьютера боятся сами и обращаются к нему не на “Вы”, а на “Вы, господин”.

Мнение редакции

Лена Ш.
автор «Макрадара»

Помню, как в школе нас заставляли носить учебники по каждому предмету, несмотря на то, что их набиралось по 5-6 штук. И с этим горбом за спиной мы топали каждый день, мечтая хотя бы разделить эту ношу со своим однопартийцем. Те, кто отказывался выполнять такое предписание, сразу же попадали в стан «неугодных», с соответствующими последствиями. Конечно же, смотря на удобство iPad и разнообразие приложений, мне очень хотелось бы, чтобы в наших учебных заведениях что-то поменялось в лучшую сторону. Но для этого должно многое поменяться в самой стране. Но при использовании электронных устройств должен быть контроль со стороны родителей и учителей, поскольку, в противном случае, учебный процесс превратится полностью в игровой. Стоит удалить все игры, а также использовать меры родительского контроля или гид-доступ, в котором работает всего лишь одно приложение.


Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Евгений Роботько
04.04.15 11:03
Дмитрий, очень интересную тему подняли. Если бы продолжить конкретикой (интервью специалистов или обзор исследований), то было бы полезно для всех родителей или будущих родителей. Спасибо за статью. И в догонку: буквально сегодня наткнулся на книгу "В стеклянной клетке. Автоматизация и мы" (The Glass Cage: Automation and Us) Николоса Карра об опасности автоматизации для мозга. С вашей подачи буду читать.
Дмитрий Кутузов
05.04.15 12:19
Поделитесь потом впечатлениями от книги :)
Евгений Роботько
06.04.15 10:09
ок. Думаю, недели через три. Так что, скорее не тут, а в личку.
Алексей Потёмкин
05.11.17 08:03
Уважаемый автор забыл про существование СанПин, ограничивающих время общения ребенка с экранными устройствами продолжительностью не более 15-25 минут. Т.е. речь идет максимум об одном уроке в день, и точно ни о какой замене учебников электронными версиями - элементарно времени не хватит. Потом прилетят верные псы и будут проверять, как в школах норма по времени контролируется. Ну и штрафы раздавать, разумеется
Читать все комментарии