5 полнометражных аниме Макото Синкая, способных растрогать до глубины души

От мистического сюжета об обмене телами до приземлённой истории о любви и обуви.

8 февраля в российских кинотеатрах впервые покажут романтическое аниме «5 сантиметров в секунду». Рассказываем о нём и других работах Макото Синкая, достойных просмотра.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Твоё имя

Kimi no na wa.

  • Япония, 2016 год.
  • Аниме, мультфильм, фэнтези, драма, мелодрама.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 8,4.

Мицуха — девушка из небольшого городка в провинции Хида. Таке — парень из Токио. Однажды герои понимают, что во время сна могут обмениваться телами. Чужая жизнь кажется им интереснее собственной: они оставляют друг другу записки с мыслями и впечатлениями, а Мицуха даже помогает Таке сблизиться с коллегой. Но однажды таинственная связь героев обрывается, и тогда парень решает найти Мицуху.

Номинально в картине есть и сюжет о спасении жителей города Мицухи от смертельной угрозы — приближающейся кометы. Но в первую очередь «Твоё имя» — это трогательная история о поиске дорогого человека. А ещё о неуловимых чувствах, утрата которых ощущается особенно остро.

2. Судзумэ, закрывающая двери

Suzume no tojimari

  • Япония, 2022 год.
  • Аниме, мультфильм, фэнтези, приключения, мелодрама.
  • Продолжительность: 121 минута.
  • IMDb: 7,7.

По дороге в школу Судзумэ встречает очаровательного путешественника Соту. Он интересуется, где можно отыскать руины, среди которых стоит одинокая дверь. Заинтригованная Судзумэ тайно следует за Соту, находит дверь и открывает её. Так девушка выпускает наружу нечто, способное вызвать землетрясение. А ещё освобождает стража разлома между мирами — он обращается в бродячего кота.

Судзумэ и Сота с трудом закрывают дверь. Судзумэ приглашает раненого парня к себе домой, где тот объясняет: ему необходимо закрывать двери по всей стране, чтобы предотвращать катастрофы. В этот момент в доме Судзумэ появляется кот и превращает Соту в детский стульчик, который девушке подарила погибшая мать.

Мистическая история о травмах и о том, как с ними жить, — пока что последняя работа Синкая. Судзумэ по ходу сюжета разбирается в чувствах, связанных с потерей близкого человека. А ещё параллельно залечивает национальную травму от разрушительных землетрясений — в частности 2011 года.

3. Дитя погоды

Tenki no ko

  • Япония, 2019 год.
  • Аниме, мультфильм, мелодрама, фэнтези.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 7,5.

Старшеклассник Ходака покидает родной город и сбегает в залитый бесконечным дождём Токио. В столице он быстро сталкивается с финансовыми трудностями: никто не хочет брать на работу несовершеннолетнего. Ходака почти оказывается на мели, но однажды его из жалости кормит Хина, кассирша в «Макдоналдсе». Оказывается, что девушка умеет управлять погодой — останавливать дождь и разгонять тучи. Ходака предлагает ей монетизировать эту способность и по заказу улучшать погоду, например для свадеб.

«Дитя погоды» — это одновременно и привычная для Синкая история подростковой любви, и излюбленная фантастика, и экологический комментарий о человеческом вмешательстве в естественные процессы. Но помимо сюжета мультфильм запоминается музыкой и визуалом. Режиссёр постоянно находит в дождливом мегаполисе невероятно поэтичные виды, а на фоне в это время играет трек группы RADWIMPS, написанный специально для этого аниме.

4. 5 сантиметров в секунду

Byousoku 5 Centimeter

  • Япония, 2007 год.
  • Аниме, мультфильм, драма, мелодрама.
  • Длительность: 63 минуты.
  • IMDb: 7,5.

Фильм состоит из трёх новелл о жизни Такаки Тоно и охватывает период с 1995 до 2008 года. От момента, когда Такаки разлучили с его первой любовью Акари, до первой за долгие годы случайной встречи героев.

«5 сантиметров в секунду» — реалистичная и приземлённая работа раннего Макото Синкая, тогда ещё не автора главных аниме‑хитов и «второго Миядзаки». Но в ней узнаются основные темы, за которые постановщика полюбят в будущем. Это и мотив первой, искренней и тёплой подростковой любви. И сюжет о поиске любимого человека сквозь года и расстояние. И переживания главных героев, которые чувствуют себя не на своём месте и ищут то, чего им не хватает для счастья.

5. Сад изящных слов

Koto no ha no niwa

  • Япония, 2013 год.
  • Аниме, мультфильм, мелодрама.
  • Длительность: 46 минут.
  • IMDb: 7,4.

15‑летний Такао мечтает создавать обувь. Он часто сбегает с занятий, чтобы рисовать в парке наброски будущих изделий. Там он встречает 27‑летнюю Юкино, которая прогуливает работу. Герои общаются, делятся личными переживаниями и, кажется, проникаются друг к другу симпатией. А позже выясняют, что Юкино — учительница в школе Такао.

Всего за 46 минут «Сад изящных слов» успевает рассказать истории о стремлении к мечте, переживании потери, травле, абсолютной платонической любви, а также о непреодолимом расстоянии между любящими людьми. Настоящая ода прекрасным и скоротечным моментам жизни с цитатами из японской поэзии.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из аниме «Сад изящных слов»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Анастасия Новикова
09.02.24 13:35
Узнала о показе только благодаря этой статье и уже присматриваю билеты:)
Сергей Кушнеревич
10.02.24 04:50
Аниме топ. ( Книги первую очередь).
Серсея Ланнистер
10.02.24 21:27
Короткое аниме у Синкая гораздо лучше. "Она и ее кот", "Голоса далекой звезды", "Кошачье собрание", "Улыбка" - вот самый топ)
Карина Измаилова
11.02.24 02:39
| изменено
Совершенно несправедливое, неверное и приземлённое (!!!!!) суждение об аниме "Пять сантиметров в секунду". «... реалистичная и приземлённая работа раннего Макото Синкая, тогда ещё не автора главных аниме‑хитов и «второго Миядзаки».......... Абсолютно неконструктивная критика одного из главных аниме Макото Синкая "Пять сантиметров в секунду". Это уже потом он создал более мейнстримное аниме "Дитя погоды", на премьеру которого, по крайней мере в России, пошли все эти непонятные расфуфыренные "звезды", которые на самом деле ни черта не понимают в аниме и отправились на показ как на голливудское шоу. Много сюжетных дыр, много совершенно необъяснимых и необъяснённых вещей в "Дитя погоды", и сложилось такое ощущение, что сначала рисовали красивые картинки (тут не поспоришь, рисовка супер, как и всегда у Синкая), а потом под эти картинки подстроили так называемый "сюжет". Кстати эта манера везде приплетать Миядзаки похожа на назойливую рекламу казино. Причём тут он вообще? У Синкая есть только одно аниме, которое он намеренно (!!!) сделал похожим на аниме Миядзаки - это "Ловцы забытых голосов", и оно, как мне кажется, не для всех, а для подготовленного зрителя. Вообще вся эта тема с мейнстримными, понятными любому обывателю аниме, похожими на голливудские фильмы, как "Дитя погоды" - скорее всего продумана и спланирована Синкаем намеренно, чтобы привлечь как можно больше внимания к аниме. Но если в "Твоё имя", несмотря на молодёжность и тоже некоторую мейнстримность всё очень продумано, потрясающий сюжет, раскрытые персонажи, и мы реально сопереживаем главным героям и ищем пути и возможности вместе с ними, и где есть много чего ещё хорошего, то в "Дитя погоды" уже будто чувствуется шаг на ступеньку вниз - как раз в сторону каких-то обывателей, для которых Синкай это не более чем повод сходить на что-то новомодное и потом сделать репост где-нибудь в инсте. Насчёт нового аниме "Судзумэ, закрывающая двери" пока не могу ничего сказать, так как не видела, но очень боюсь и одновременно очень надеюсь. Надеюсь увидеть черты старого Синкая, как раз такого, который был в "Пяти сантиметрах"... А боюсь увидеть очередную клишированную работу. И, наконец, об аниме "Пять сантиметров в секунду" и почему это одна из лучших работ Синкая (примерно где-то там же рядом "Сад изящных слов" и затем "Твое имя", и ещё короткометражки Синкая, но у "Пять сантиметров" свое, особое, место), а ещё почему меня так возмутил отзыв в статье выше. "Пять сантиметров в секунду" - это аниме про атмосферу. Про боль. Про отчаяние. Про надежду. Про взросление. Про возможность открыть глаза и идти дальше во взрослую жизнь. Именно здесь и только здесь есть такая ностальгия, такая захватывающая и тяжёлая тишина, когда прислушиваешься в ожидании долгожданной встречи к скрипу колёс и дверей поезда, вихрям снежного ветра, чьим-то шагам, вслушиваешься в далёкие объявления на станциях и буквально дышишь этим щемящим воздухом отчаяния и надежды вместе с героем. Именно здесь сочувствуешь и понимаешь каждого героя как никогда. Понимаешь эту неловкость и порыв признаться, сказать самые главные слова, но страх сковывает тебя и нет сил их произнести, хотя знаешь, что потом будет поздно. Именно здесь вглядываешься в совершенно обыденные вещи, такие, как молоко в тетрапакете в холодильнике в магазине, или зубная щётка в стаканчике, и эти незначительные вещи вдруг становятся такими важными и значимыми. Это, кстати, в принципе особенность жанра аниме - такое внимание к деталям, а у Синкая это достигло своего пика. А музыка, эта знаменитая песня "One more time, one more chance", которая намеренно использована в этом аниме, так как для многих японцев она имеет особое значение, песня о разлуке с той, которая никогда не вернётся. "... Ещё один шанс, хоть раз, ещё раз увидеть тебя... Ищу тебя повсюду... Ищу тебя в толпе, в окнах, на аллеях... Всегда и везде ищу я быстро глазами улыбку твою! На ЖД-переезде, ожидая экспресс, Тебя не может просто быть ведь в таком месте! Если бы жизнь можно было повторить, сколько угодно буду я с тобой! Ничего другого я бы и не хотел, Ты для меня самый важный в жизни человек!"... Одно то, что песня с таким глубоким смыслом и такой трогательной и надрывной мелодией использована в этом аниме, уже говорит о многом. Но людям подавай Голливуд, чтобы была движуха, чтобы Ходака бежал как Форест Гамп (кстати фильм гениальный) на какое-то облако, на котором непонятно как и почему оказалась Хина. И не нужны им Такаки и Акари со своими хрупкими, нежными и боязливыми чувствами, не нужно никому это чувство ностальгии и какой-то невероятной, буквально ощутимой и осязаемой внутренней тоски, которая показана в аниме. А между тем это и есть тот настоящий Макото Синкай, которого настоящие любители (специально не говорю это неподходящее слово "фанаты"), истинные ценители искусства любили ещё до того, как его стали называть вторым Миядзаки и так далее. Любили и будут любить. Мой парень, которого я знаю с осени 2011 года, то есть уже почти 13 лет, любил Синкая ещё лет 15 назад, когда о нем ещё мало кто знал. Я тоже посмотрела "Пять сантиметров" в совсем юном возрасте. Тогда я сразу не оценила эту ленту в полной мере, мне показалась она слишком грустной. Тогда, в подростковом возрасте, мне тоже хотелось сумасшедшей любви, Голливуда и всего такого на экране. Потом я пересматривала это аниме в 17, в 20, в 25 лет. Сейчас мне 30. Если кто-то дочитал до этого момента, то стоит, наверное, пояснить. Я не интроверт и не какой-то там замкнутый офисный клерк. В отличие от многих моих ровесников я не разучилась радоваться жизни, я могу танцевать, прыгать, веселиться, могу спокойно и весело проводить время как с ровесниками, так и с людьми младше себя, хорошо выгляжу, и все думают, что мне в районе 20 лет. К чему я это и причем тут Синкай - моя жизнь не состоит из одних только сожалений, ностальгии и прочего, как можно было подумать из предыдущих рассуждений. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, сколько в аниме "Пять сантиметров в секунду" смысла, сколько неосязаемой, но затягивающей, как плазма, и приковывающей внимание живой материи, будто ты сам здесь и сейчас вместе с героями живёшь и проживаешь. И это то, за что мы вечно будем любить Синкая и его старые аниме, особенно "Пять сантиметров в секунду". И я все же надеюсь, что когда-нибудь он вернётся к своему старому стилю, в котором были живые люди, живые чувства и настоящая любовь, и было это для нас настоящее чудо...
Читать все комментарии