«Манкимэн» — динамичный боевик про Индию с отличным экшеном и почти без танцев

У мрачной социальной версии «Джона Уика» есть недостатки, но фильм хорош.

11 апреля в российский прокат вышел боевик «Манкимэн». Это режиссёрский дебют актёра Дева Пателя («Легенда о Зелёном Рыцаре»), сыгравшего главную роль. Изначально автор планировал продать свою картину Netflix, но её заприметил Джордан Пил и его продюсерская компания Monkeypaw Productions. Они привлекли к продвижению Universal Pictures — так фильм добрался до больших экранов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Критики уже вовсю расхваливают новинку: на сайте-агрегаторе у неё 88% положительных отзывов от экспертов. Похвалы действительно заслуженные. Возможно, «Манкимэн» не поразит экшеном зрителей, избалованных более дорогими работами. Но компенсирует это интересной историей и отсылками к социальным проблемам и индийской культуре.

Сюжет выворачивает наизнанку идеи «Джона Уика»

Герой, которого в титрах назовут просто Kid, то есть Парень (Дев Патель), зарабатывает, проигрывая договорные матчи на подпольных боях в вымышленном регионе Индии. Он выступает в маске обезьяны, за что получает прозвище Манкимэн.



Парня преследуют жуткие воспоминания о прошлом. Из-за трагедии герой с детства был сиротой и теперь мечтает отомстить. Чтобы осуществить план, ему нужно подобраться к представителям элиты. Для начала можно добиться хотя бы самого низкого места среди работников ресторана, а дальше Парень будет продвигаться к своей цели. Хотя поначалу всё пойдёт не так, как задумывалось.

На постерах фильма красуется фраза «От продюсеров „Джона Уика“». Формально здесь нет обмана: продюсер Бэзил Иваник и его Thunder Road Films и правда участвуют в продвижении картины. Скорее это подчёркивают, чтобы показать родство между двумя боевиками.

Уже после первых тизеров «Манкимэна» стали называть «индийский „Джон Уик“». Общие черты можно заметить ещё по трейлерам: потрёпанный герой-одиночка в чёрном пиджаке разбирается со злодеями. Но на этом сходство и заканчивается (хотя ещё есть сцена с псом). Фильмы Чеда Стахелски и Киану Ривза показывали почти фэнтезийный мир преступников, а главный герой выглядел локальным Суперменом: он хоть и получает травмы, но явно непобедим.

Кадр из фильма «Манкимэн»

Патель берёт почти противоположный сюжет. Главный герой — типичный хороший человек с травмой, одержимый местью. Слишком крутым его поначалу никак не назовёшь: он теряется, медлит, из-за чего совершает много ошибок. К тому же Парень — просто человек с улицы.

Персонаж попадает из своего мира в мир элиты, где царят жестокость и разврат. Там он выглядит единственным живым человеком на фоне монстров — лишь одна из девушек, которых покупают богачи, поймёт его.

То есть структурно «Манкимэн» — классическая история человека из низов, который должен ворваться в мир богачей и разрушить его. Причём это ещё и история, завязанная на личной драме. Эмоционально такое кино работает намного лучше, чем сюжет о киллере, пусть даже у того и убили собаку.

Кадр из фильма «Манкимэн»

Возможно, сюжет подан слишком прямолинейно, а иногда и вовсе склоняется к клише: сцены тренировок главного героя напомнят старые гонконгские боевики, которые многие смотрели на видеокассетах. Но это очень удачная стилизация под классику с современным подтекстом и подачей.

Экшен отлично поставлен и запоминается

Сразу стоит оговориться, что «Манкимэн» не предлагает зрителю настолько же безумных и вычурных масштабных драк и перестрелок, какие поклонники могли видеть в «Джоне Уике», «Тайлере Рейке», «Дневной смене» и прочих картинах от режиссёров-каскадёров. Да и с классикой в стиле работ Джеки Чана или Брюса Ли фильм не сравнится.

Кадр из фильма «Манкимэн»

Здесь трудно сказать, не хватило авторам бюджета (на картину потратили всего 10 миллионов долларов) или опыта. Хотя, возможно, Патель и не планировал перегружать действие чем-то слишком сложным. Актёр, кстати, много лет занимается единоборствами. Он сам участвовал в экшене, а помимо этого лично помогал постановщику трюков придумывать сцены и даже стиль боя своего персонажа и получил несколько серьёзных травм на съёмках. И при этом ещё умудрялся режиссировать фильм!

Недостаток масштаба совершенно не портит «Манкимэна», а в отдельных моментах делает его даже лучше.

Драки могут выглядеть чуть медленнее, но это добавляет им реализма и просто возможности получше рассмотреть происходящее. Тем более что Патель предпочитает длинные кадры без бешеного монтажа, а первая крупная схватка длится больше 10 минут.

В фильме вообще не слишком много общих планов — характерная черта для недорогого авторского дебюта. Такая локальность лишь добавляет субъективности: камера здесь аккуратно следует за героем, позволяя зрителям ощутить себя свидетелями происходящего.

Остроумию некоторых драк может позавидовать даже франшиза «Джейсон Борн»: в ход идут буквально все возможные виды оружия и подручные предметы, которыми если не бьют, то бросаются.

Кадр из фильма «Манкимэн»

При близком контакте враги могут не только лупить друг друга или стрелять в упор, но даже кусаться. Если в драке нужно использовать нож, а руки заняты, можно зажать его зубами.

Иногда действие уходит в настоящий гротеск, но так и задумано: хоть у «Манкимэна» есть драматическая основа, экшен должен веселить. Поэтому можно добавить в сюжет миниатюрный автомобиль с турбированным двигателем или кидать сковородки.

В фильме есть социальный и культурный подтекст

Неоднократно упомянутый «Джон Уик» ни в одной из частей не притворялся чем-то большим, чем просто развлекательное кино. В серии даже не было полностью положительных героев, чтобы каждый мог в любой момент пострадать на радость публике. Это не недостаток, а просто непреложный факт, который показывает главную разницу между знаменитой франшизой и «Манкимэном».

Кадр из фильма «Манкимэн»

Дев Патель родился в Лондоне, его родители приехали из Кении. Однако в своём фильме режиссёр обращается к корням — к Индии. Он делает свой фильм не просто боевиком про борьбу с несправедливостью, но ещё и экскурсом в социальные проблемы и культуру страны. Причём подано всё легко, без ухода в слишком «внутренние» темы.

Картину с интересом могут смотреть и те, кто не в курсе кастовых систем Индии, не знает о хиджра и вообще неприкасаемых, не слышал о разгуле ксенофобии в стране.

Однако если вы хоть немного изучали внутреннюю жизнь Индии, фильм обретёт чуть более глубокий смысл. Патель добавил в традиционный боевик актуальности: все события происходят на фоне выборов (мелькают даже вставки из реальных новостей) и оказываются связаны с одним из политиков. А пропасть между разными кастами становится основой сюжета.

В то же время «Манкимэн» знакомит и с культурой страны. Это касается и главного героя, которого ассоциируют с Хануманом — божеством в виде обезьяны из «Рамаяны». Историю этого мифического персонажа расскажут аж дважды — с немного детской подачей. Заодно можно послушать великолепный национальный инструмент табла — ударный, но мелодичный. Кстати, иронично, что в Индии в этом году уже вышла картина «Хану Ман» — совсем другая по тону.

Выборы здесь проходят параллельно с национальным праздником Дивали. Помимо кровавых разборок, к финалу можно будет немного полюбоваться на необычные наряды и танцы — совсем не те, с которыми ассоциируется традиционное индийское кино.

Кадр из фильма «Манкимэн»

«Манкимэн» достаточно типичный боевик. Но как представитель жанра он очень хорош: эмоциональная история сочетается с неплохо поставленным экшеном и неожиданно серьёзными социальными темами. И там, где кажется слабоватой одна часть, действие вытягивает другая. В сумме получается динамичный и захватывающий фильм, который понравится поклонникам боевиков, а заодно даст некоторую информацию о проблемах далёкой страны.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Манкимэн»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий