Как говорить так, чтобы все вас слушали

Перед выступлением трясутся коленки и потеют ладони даже у крутых спикеров. Но они знают, как успокоиться и влюбить в себя слушателей. Узнайте и вы.

Убедительно говорить — полезный навык не только для тех, кто собирается выступать на конференции или мечтает стать стендап‑комиком. В обычной жизни есть много ситуаций, когда всё зависит от вашего умения завоевать внимание публики.

Сложно убедить инвесторов вложиться в проект, если во время презентации у вас путаются мысли. Не спасут даже красивые слайды. Искреннее поздравление вряд ли сложится, если вы не можете связать два слова, когда на празднике микрофон доходит до вас. Коллеги не прислушаются к вам, если ваше решение самое классное, но вы описали его скомканно и сумбурно.

Неумение говорить на публике может здорово тормозить вас ещё в десятке разных сфер. Но страх перед выступлением — это совершенно нормально. Даже крутые спикеры TED нервничают перед выходом на сцену, а журналистка Ирина Шихман в одном из недавних видео сказала, что испытывает мандраж перед каждым интервью. На секундочку, на её канале уже около 100 записанных бесед.

Не дать страху сковать себя, не прятаться за спинами или не выбегать из комнаты, когда подходит очередь говорить, помогут практика и специальные упражнения.

1. Научитесь лучше управлять голосом

Голос — это основной инструмент оратора. Хорошо владеть им — значит выбирать уместную интонацию, убедительную манеру, правильную громкость. Практикуйте управление голосом и записывайте упражнения на аудио, чтобы слушать себя со стороны.

pexels.com
  • Тембр. Произносите одни и те же фразы то низким, то высоким голосом. Прочувствуйте, как меняется их значение. Говорите «через нос» — на тон выше, «через горло» — вашим обычным голосом и «через грудь» — более обволакивающе и звучно. Грудной голос звучать убедительнее. Известно, что избиратели охотнее за политиков с глубокими грудными голосами.
  • Просодия. Это учение об ударениях. Тренируйтесь делать ударение на конкретном слоге, на слове в предложении или части фразы. Учитесь ставить точные акценты и выделять голосом именно то, что хотите подчеркнуть.
  • Скорость. Осознанно чередуйте темп речи, говорите то быстрее, то медленнее. Учитесь делать паузы и не бойтесь тишины — не каждую секунду нужно заполнять словами. Паузы бывают очень многозначными.
  • Громкость. Тренируйтесь регулировать интенсивность голоса. Пробуйте заряжать людей бодрым и громким звуком, переходить на загадочный полушёпот, который заставляет прислушиваться к вам.

Если не знаете, как подступиться к работе, можете позаниматься с тренером по голосу и речи, чтобы лучше понять, в какую сторону двигаться.

2. Избавьтесь от некоторых привычек

Эксперт по звуку и бизнес‑тренер Джулиан Трежер считает, что построению убедительной речи мешают некоторые социальные привычки — он называет их «смертными грехами коммуникации». Вот от чего специалист советует отказаться:

  • Сплетни. Не говорите плохо о людях за их спиной. К сплетникам не прислушиваются, потому что знают, что через пять минут они будут сплетничать о тех, с кем беседуют сейчас.
  • Осуждение. Не порицайте других за их выбор. Люди чувствуют в осуждении посягательство на их свободу и закрываются.
  • Негатив. Постарайтесь не сводить всё к отрицательному подтексту. Спикер, который видит всё в тёмных тонах, не вызывает желания слушать.
  • Жалобы. Не стоит ворчать и сетовать на всё вокруг. Жалобы не дают вдохновения решить проблему, они заставляют глубже погрязнуть в ней.
  • Оправдания и поиск виноватого. Мало кому захочется слушать человека, который оправдывается или ищет, на кого свалить вину.
  • Преувеличения. Не старайтесь чрезмерно приукрашивать, берегите особенные слова для по‑настоящему выдающихся явлений. Преувеличения могут звучать как ложь, а людям не хочется слушать тех, кто их обманывает.
  • Догматизм. Не позиционируйте свою точку зрения как единственно верную. Дайте другим возможность выбирать факты, а не мнения.

3. Следуйте принципу HAIL

Этот принцип поможет вам заслужить внимание и доверие других людей. Проверяйте, подходит ли ваша речь под эти четыре критерия:

  • H — honesty — честность. Говорите правдиво и ничего не замалчивайте.
  • A — authenticity — подлинность. Будьте самим собой, не притворяйтесь тем, кем вы не являетесь.
  • I — integrity — целостность. В первую очередь сами следуйте своим словам, живите тем, о чём говорите.
  • L — love — любовь. Искренне желайте людям хорошего и любите их.

4. Научитесь создавать картинки словами

Когда вы говорите, в голове других людей возникают образы. Если ваша речь полна абстрактных понятий, картинка не сложится. Идея, которую сложно визуализировать, не запомнится аудитории или собеседникам. Передавайте с помощью речи наглядные образы. Например, посмотрите на два описания одной и той же ситуации.

  • Сложно представить картинку:

Я много работал и был совершенно опустошён. Я не чувствовал отдачи от работы, а мои амбиции оставались нереализованными. Я мечтал открыть свой собственный бизнес, например ресторан или кофейню.

  • Легко представить картинку:

Офис казался мне тюрьмой: я сидел в своём кабинете с восьми утра до восьми вечера. Из‑за стены слышались крики начальника, а на почту сыпались письма с жалобами. Я смотрел в монитор, а сам часами представлял, как намалываю кофейные зёрна за барной стойкой своего ресторана.

5. Чётко выделяйте главную идею

Куратор конференции TED Крис Андерсон, который помогает спикерам готовиться к выступлению, советует чётко выделять одну мысль. Это тот месседж, который вы хотите оставить в голове у слушателей. Концентрируйтесь именно на нём и не пытайтесь охватить сразу всё, чтобы внимание аудитории не рассеивалось.

Если вы приводите разные примеры, в каждом из них должна так или иначе отзываться главная идея. Хорошо работает кольцевое повествование. Когда вначале вы затрагиваете какой‑то вопрос, отходите от него и рассуждаете о разных его аспектах, а в конце снова подводите речь к вопросу и даёте ответ, вытекающий из ваших рассуждений.

6. Опирайтесь на идеи, близкие слушателям

Другие люди будут вас слушать, если им близка проблема, которую вы затрагиваете. Если аудитория совсем не разбирается в вашей теме, положите её в понятный контекст и опишите с помощью знакомых людям метафор.

Например, генетик Дженифер Дудна рассказала, что её изобретение позволяет вносить изменения в ДНК так же, как текстовые редакторы дают нам возможность менять уже напечатанный текст. А спикер Тим Урбан объяснил, как работает мозг прокрастинаторов, с помощью нарисованных человечков. Так его аудитории было легче понять, что такое нейротрансмиттеры.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Специалист по рискологии и лидерским программам Тайлер Тервурен советует придумать свою технику успокоения. Например, он сам за несколько минут до выступления выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

У вас может быть свой собственный ритуал — написать сообщение кому‑то из близких, подержать кулон, приносящий удачу, мысленно перенестись в приятное вам место. Не бойтесь выглядеть глупо: странные техники успокоения есть у многих ораторов.

8. Изучите язык тела

Эксперименты социального психолога Эми Кадди подтвердили, что язык тела способен менять сознание. Например, когда мы счастливы — мы улыбаемся. Но это действует и в обратную сторону: когда мы вынуждаем себя улыбаться, мы становимся счастливее.

pixabay.com

Заставьте это работать на вас: выражайте свою авторитетность телом, если пока не чувствуете её мозгом. Демонстрация уверенности и власти — открытая поза, разведённые в стороны руки, заполнение собой пространства. Наоборот, закрытая поза, сложенные руки, сжатые кулаки — это отсутствие контроля, страх, желание спрятаться. Если вы будете заставлять себя принимать открытую позу, ваш мозг получит сигнал о том, что вы уверенно себя чувствуете.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter