Главные вопросы про онлайн-кассы: отвечает эксперт

Через неделю 1 июля — день, к которому весь бизнес должен перейти на онлайн-кассы. Разбираемся, зачем государству и бизнесу они нужны, как на них переходить и можно ли остаться с кнопочным вариантом.

Роман Арифуллин
Куратор направления малого и среднего бизнеса МТС, основатель стартапа в сфере онлайн-касс.

Зачем нужны онлайн-кассы? Раньше ведь без них нормально работали

По замыслу правительства, онлайн-кассы:

  • Оздоровят ситуацию на рынке. Без кассы торговать нельзя, так что предпринимателям, которые раньше работали «по-чёрному», придётся выйти из тени. Государство будет следить за их прибылью и получать больше налогов.
  • Упростят работу налоговой. Выездных проверок бизнеса станет меньше. Сведения о продажах поступают из торговых точек к оператору фискальных данных, а тот передаёт их в ФНС. Получается, что налоговикам не нужно устраивать проверки наугад: они приезжают только к тем предпринимателям, у которых данные о продажах выглядят подозрительно.
  • Помогут покупателям защищать свои права. Раньше потребителям приходилось хранить бумажные чеки, чтобы в спорных ситуациях использовать их как подтверждение покупки. Теперь магазин может выдавать электронные чеки — они не потеряются и доступны в любое время.

Получается, эти кассы нужны в основном государству? А бизнесу от них есть польза?

С новыми кассами предприниматели будут тратить меньше времени на бумажную волокиту. Собирать отчёты и носить их в налоговую не нужно: обмен данными с ФНС теперь проходит через интернет.

К тому же к онлайн-кассе можно подключить товароучётную систему — это поможет автоматизировать торговые процессы, контролировать движение товаров и анализировать прибыль и расходы.

Благодаря всего одной программе можно существенно оптимизировать товарооборот, сократить время, которое уходит на отчёты, работу с документами, инвентаризацию и другие стандартные торговые операции. Раньше эти технологии были очень дорогими, позволить себе их мог только крупный ретейл, но сейчас есть предложения от 500 рублей в месяц.

Ещё один довод в пользу новой кассы — стремительное развитие технологий и цифровизация бизнеса. Сегодня треть клиентов МТС использует товароучётную систему. В скором будущем применять вспомогательные сервисы для развития бизнеса начнёт значительная часть предпринимателей. Те, кто не успеет вовремя приобщиться к новым правилам игры, просто не выдержат конкуренции.

С помощью товароучётной системы «МТС Кассы» можно составлять более 40 видов аналитических отчётов, в том числе о количестве продаж, среднем чеке и самых популярных товарах. Система позволяет удалённо контролировать работу сотрудников, следить, во сколько открылась и закрылась кассовая смена, и проверять текущий остаток.

Чтобы провести инвентаризацию, не нужно закрывать магазин и терять выручку. Сервис сам покажет остатки, и для инвентаризации можно выгрузить лишь отдельную их группу. В режиме одного окна получится работать со всеми группами товаров, в том числе с алкоголем и продукцией животного происхождения. Также в товароучётной программе можно принимать документы от ЕГАИС и «Меркурия».

Все сведения о продажах и работе компании товароучётная система хранит в облаке. Зайти в личный кабинет и проверить, как идут дела, можно даже со смартфона — нужен только доступ в интернет. К конкурентам информация о вашем бизнесе не попадёт — данные надёжно защищены от посторонних глаз.

Большинство производителей касс применяет специальные современные технологии для защиты данных. Например, в «МТС Кассах» используется Tier 3 — одна из самых надёжных систем хранения и защиты информации.

Узнать, что ещё умеют онлайн-кассы

И что, теперь никому нельзя торговать без кассы?

6 июня 2019 года президент подписал об отсрочке перехода на онлайн-кассы до 1 июля 2021 года для предпринимателей, которые не имеют работников с трудовым договором и продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги.

К примеру, если вы пишете на заказ статьи, делаете сайты или продаёте сладости ручной работы, касса вам пока не нужна. Когда захотите расширять дело и наймёте хотя бы одного сотрудника, в течение 30 дней после заключения трудового договора придётся установить онлайн-кассу. Чтобы сохранить отсрочку, вы можете оформить работника по договору подряда.

Некоторыми видами деятельности можно без онлайн-кассы и после 2021 года. Например, такое оборудование не нужно для продажи проездных билетов в общественном транспорте, для торговли мороженым или квасом, молоком из автоцистерн. Без кассы могут обойтись предприниматели, которые ремонтируют обувь или занимаются изготовлением ключей.

А если я всё равно буду работать без онлайн-кассы?

Получите штраф. Оштрафовать вас и за торговлю без кассы, и за работу с кассовым аппаратом, который не соответствует требованиям закона.

Например, если к оборудованию нельзя подключить фискальный накопитель или аппарат не печатает на чеке QR-код, это нарушением. За такое могут вынести предупреждение или наложить административный штраф. Для должностных лиц он составит от 1 500 до 3 000 рублей, для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Штраф за работу без кассы для должностных лиц составит не менее 10 000 рублей, а юридическим лицам придётся заплатить минимум 30 000 рублей. Если после этого вы не приобретёте онлайн-кассу и попадётесь повторно, работу бизнеса могут остановить на 90 дней.

Что надо купить, чтобы работать по закону?

Минимальный набор:

  • Кассовый аппарат, зарегистрированный в реестре Федеральной налоговой службы.
  • Фискальный накопитель.
  • Электронная цифровая подпись. Она нужна, чтобы зарегистрировать кассу.

Если вы продаёте алкоголь, понадобятся 2D-сканер для чтения маркировки и товароучётная система для удобной работы с ЕГАИС.

Сейчас в России вводится обязательная маркировка товаров. До конца 2019 года под её действие восемь товарных групп, среди которых табачные изделия, духи, некоторые виды обуви и одежды.

Эта продукция учитывается в национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», чтобы можно было видеть их путь от производителя или импортёра до потребителя. Для работы с маркированными изделиями предпринимателям тоже нужен 2D-сканер.

Чтобы ввести кассу в работу, нужно заключить договор с оператором фискальных данных, зарегистрировать аппарат в ОФД и налоговой, настроить доступ в интернет и проверить, ли реквизитов в чеке для соблюдения закона.

У меня уже есть кнопочная касса. Может, просто обновить её?

Если касса не соответствует 54-ФЗ, её придётся модернизировать: подключить модуль интернет-связи и фискальный накопитель. Впрочем, это временное решение. Формально касса будет соответствовать текущей редакции закона, но обновлять её нужно регулярно.

Обновлять оборудование придётся под каждый новый закон, а это новые проблемы и дополнительные траты, конца и края которым, увы, не видно. Здравый смысл подсказывает, что всё же стоит сразу приобрести современную кассу планшетного типа — смарт-терминал.

Техника обновляется производителями автоматически, с одним только нюансом: кто-то берёт за это деньги с пользователей, а кто-то нет. При этом суммы однозначно не сравнятся с перепрошивкой кнопочной кассы на месте. Кстати, МТС проводит обновление всех своих онлайн-касс бесплатно.

Эксперимент по маркировке постепенно будет расширяться. Правительство намерено промаркировать большую часть товаров, снабдив их цифровым кодом. После нововведений смарт-терминалы обновятся моментально, но с кнопочными кассами всё сложнее.

К такому оборудованию нужно будет подключить дополнительное устройство, например планшет или ноутбук, а за обновлением системы придётся обращаться в сервисный центр или к производителю. Эта процедура может стать довольно затратной — надо будет вызывать специалиста и платить ему за работу.

Что делать, если нет денег на новую кассу?

Можно не покупать её, а взять в аренду. У МТС вы получаете онлайн-кассу с фискальным накопителем, договор с ОФД на 1 год с возможностью последующего продления, программное обеспечение для кассы и товароучётную систему. Минимальный срок аренды — три месяца.

МТС предлагает два тарифа — «Эконом» и «Бизнес».

В тариф «Эконом» входят:

  • онлайн-касса;
  • фискальный накопитель;
  • договор с ОФД на 1 год;
  • кассовая программа;
  • товароучётная система;
  • быстрая замена сломанной кассы;
  • техническая поддержка.

Стоимость аренды начинается от 1 700 рублей в месяц.

На тарифе «Бизнес» к этим возможностям добавляются:

  • регистрация кассы в налоговой и у оператора фискальных данных;
  • ежегодная замена фискального накопителя;
  • ежегодная перерегистрация кассы;
  • установка, настройка и тестирование оборудования;
  • обучение персонала;
  • консультация по работе с продуктами «МТС Касса»;
  • сервисное обслуживание.

Аренда по тарифу «Бизнес» стоит 2 300 рублей в месяц.

Также обратите внимание на акции. Например, «МТС Банк» предлагает «МТС Кассу» всего за 1 рубль при подключении РКО для бизнеса.

Выбрать онлайн-кассу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Партнёрский
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Гиро
25.06.19 14:21
По мтс кассам,уже начитались ,"хвалебных" отзывов...
Светлана Савалкова
30.06.19 07:29
Здравствуйте.У меня оформлено ИП уже больше 10 лет.Ослуживаюсь в Превентиве,но хочу задать вопрос вам.Занимаюсь пассажиро перевозками,т.е.маршрутные городские автобусы в кол-ве двух единиц.Оформлен через трудовую только один водитель,остальные по договору.Меня могут обязать приобрести эти кассы?
Саян Саянов
10.07.19 08:57
| изменено
Пишите всю правду!!! Можно зарегистрировать кассовый аппарат без покупки ЭЦП. Для этого нужно оформить всего несколько бумаг и сходить в налоговую (всё есть в интернете, это легко). В нашей налоговой кабинет по работе с ККТ всегда без очередей. И найти кассу+программу для кассы можно дешевле 17000-20000
Валерия Смирнова
29.07.19 22:18
Примерно полгода мтс касса в аренде. Всегда и во всем помогала поддежрка. Сама касса ни разу не подводила и не ломалась, в товароучетке работа устраивает. А что еще нужно для ведения бизнеса?
Читать все комментарии