«Оппенгеймер» — беспощадно красивый фильм Нолана, который получил семь «Оскаров»

Большое количество наград не мешает фильму иметь недостатки.

На премии «Оскар» «Оппенгеймеру» вручили статуэтки в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек». Кристофер Нолан забрал награду в категории «Лучшая режиссура», исполнитель главной роли Киллиан Мёрфи победил в номинации «Лучшая мужская роль». Лучшей мужской ролью второго плана признали работу Роберта Дауни — младшего. Рассказываем о самой картине подробнее.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Фильм основан на книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера». Роберт Оппенгеймер руководил «Проектом Манхэттен», в рамках которого изобреталась атомная бомба. Самовлюблённый интеллектуал, ловелас, коммунист — коллеги и политики не любили Оппенгеймера за его личные качества, а пацифисты — за его творение. Именно бомбы, разработанные учёным, были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки.

События фильма развиваются в нескольких временных плоскостях. В первой Роберт Оппенгеймер работает над созданием ядерного оружия, во второй — пытается остановить производство водородной бомбы и призывает прекратить холодную войну.

Кристофер Нолан единолично выступил и сценаристом, и режиссёром фильма. Для «Оппенгеймера» он подобрал команду из тех, с кем уже работал: оператор Хойте ван Хойтема («Интерстеллар»), монтажёр Дженнифер Лейм («Довод»), композитор Людвиг Горанссон («Довод»).

В фильме снялись Киллиан Мёрфи, Мэтт Деймон, Эмили Блант, Роберт Дауни — младший, Джош Хартнетт, Бенни Сэфди, Гэри Олдмен и другие.

Ноль эмоций

«Оппенгеймер» точно самый безэмоциональный фильм Кристофера Нолана. В «Доводе» была ужасная, но понятная любовная линия, «Оппенгеймер» лишён и её. В начале фильма кажется, что здесь главной эмоцией станет отчаяние, ужас от содеянного, ненависть к себе, может быть, и мания величия. Однако Нолан ведёт зрителя по стандартным сюжетным тропам и даже не предлагает сочувствовать или сопереживать. Это настолько сухой фильм, что иногда напоминает суровую документалистику.

Неудивительно, что и кульминация «Оппенгеймера» сдвинута если не в середину, то лишь немного за экватор картины. За эмоциями нужно идти на «Барби».

Нераскрытый главный герой

На протяжении всего фильма зрителям показывают героя, которого они вряд ли смогут как‑то охарактеризовать после просмотра. Роберт Оппенгеймер — человек, создавший ядерное оружие, и на этом его биография будто бы заканчивается. В начале картины он кажется безумным учёным, которому интереснее жить теориями, чем реальностью, — довольно привычный типаж. Но потом Нолан будто подмешивает к этому мораль и какие‑то человеческие черты. Какие именно — непонятно.

«Оппенгеймер» можно сравнивать с «Игрой в имитацию», где примерно таким же учёным предстал Бенедикт Камбербэтч. Но, в отличие от персонажа Киллиана Мёрфи, его герой буквально излучал гениальность и вызывал куда больше интереса.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Если у вас есть желание хоть что‑то узнать про Оппенгеймера, то Нолан разочарует — тут скорее пересказ событий жизни, но не личные качества и уж тем более мысли, идеи. То ли Оппенгеймер рад, что создал ядерное оружие, то ли винит себя. Он хочет прекратить разработки новых видов вооружений потому, что беспокоится за мир, или потому, что кто‑то создаст бомбу сильнее и станет главным учёным, неким победителем заочного спора? А что насчёт японцев, погибших в Хиросиме и Нагасаки, ему их жалко? Или их смерть — просто часть работы?

Может показаться, что Роберт Оппенгеймер совершенно лишён эмпатии, но в одной сцене он демонстрирует обратное. То есть человеческое ему не чуждо, однако Нолан будто специально отказывается показывать человеческую сторону героя. В одном из диалогов Оппенгеймеру говорят, что он всегда хотел казаться более сложным, чем был на самом деле. Ровно ту же претензию можно предъявить к фильму.

Скучные второстепенные герои

С второстепенными героями ситуация иная. Большая часть из них — простые персонажи‑функции, которые сообщают о себе всё в первой же своей сцене. Генерал Гровс — вроде бы злой военный, который будет мешать Оппенгеймеру нормально работать, но его играет Мэтт Дэймон, так что легко предположить, что за мнимой серьёзностью кроется доброта и забавное чувство юмора. Проходит пара сцен, и прогноз сбывается — Дэймон редко играет других героев.

Жена Оппенгеймера — алкоголичка, и этим она как человек ограничивается, больше о ней не известно ничего. Хотя играет её невероятная Эмили Блант, чей талант просто не используется.

Ничего не известно и о других героях: о любовнице Оппенгеймера, о его подчинённых. А метания чиновника Льюиса Штраусса, занимающие безумно много экранного времени, мало говорят о нём самом, не то что о главном герое.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Огромный ансамбль из блестящих актёров играет роли, которые им знакомы. Разве что Гэри Олдмен в образе Гарри Трумэна выглядит интересно, но у него буквально одна сцена.

Пустыми получились не только персонажи, но и их взаимодействия. Почему Оппенгеймер бросает одну женщину и уходит к другой? Нет ни одного диалога, показывающего его душевную близость хоть с одним человеком. Ему плевать на жену, а ей плевать на него? Она пьёт из‑за него или просто так? У Оппенгеймера есть друзья или все для него коллеги? Слишком много вопросов без ответа для фильма, который длится 3 часа и содержит безумное количество диалогов.

Техническое совершенство

Но если с начинкой у «Оппенгеймера» всё печально, то визуальный ряд великолепен и разнообразен — оператор Хойте ван Хойтема провёл бесподобную работу, используя просто бесконечное количество приёмов. Портреты получаются какими‑то неземными — неудивительно, что их так много в трейлере.

Пламя, яркий свет и прочие последствия взрыва бомбы демонстрируются на протяжении всего фильма, иногда даже в диалогах. Тут постаралась Дженнифер Лэйм — у «Оппенгеймера» невероятный монтаж, который оживляет многие серые сцены. Ну а звук — это лучшее, что есть в фильме. Последние картины Нолана созданы для IMAX, а IMAX создан для Нолана.

Если рассматривать фильм только как аудиовизуальное зрелище и не обращать внимание на нарратив, то «Оппенгеймер» — главная работа Кристофера Нолана. Но от этого становится печальнее, ведь всё остальное ну совсем не дотягивает до гениальной обёртки.

Уже привычный поздний Нолан

В мире достаточно много людей, которые ценят Нолана за «Помни» и «Бессонницу», но отвергают все его следующие проекты. Гигантомания, самоповторы, пафос — причины разные. «Оппенгеймер» показывает, что такое поздний Нолан, поскольку состоит из элементов прошлых фильмов. Тут дело в том, что отныне Кристофер Нолан не придумывает ничего — он уже умеет.

Главный герой — гений‑учёный, мыслящий себя вне своего времени и пространства, слишком напоминающий героя МакКонахи из «Интерстеллара». Наука служит для него и способом жить в обществе, и неким фокусом — как в «Престиже». И всё это погружено в технические наработки, возникшие ещё в «Интерстелларе», но в полной мере воплотившиеся в «Дюнкерке».

В очередной раз режиссёр использует нелинейное повествование — вслед за «Мементо», «Доводом» и в какой‑то степени «Интерстелларом» и «Престижем», где финал переворачивает все события.

В очередной раз у Нолана ужасные женские герои — кажется, после «Мементо» (снят по книге Джонатана Нолана) интересных женщин в его фильмах просто не было. Жена главного героя алкоголичка, одна любовница психопатка, а другая просто блондинка — больше о них ничего не известно. И это грустно.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

«Оппенгеймер» — классический пример фильма, который нужно смотреть строго в кинотеатре, а лучше ещё и в IMAX. В моменты, когда история становится слишком пресной, блестящий звук и замечательный монтаж дарят истинное удовольствие. Но если вы хотели узнать, кто же такой Роберт Оппенгеймер и о чём он думал, создавая самое страшное оружие в истории человечества, то фильм Нолана вам не помощник. Нолана интересует что‑то другое — понять бы, что именно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Оппенгеймер»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Mike
12.03.24 00:50
И дооооооооольше :)
Mike
12.03.24 00:54
Если внимательно изучить интерфейс, то можно увидеть возможность редактировать и удалять собственные комментарии. И тогда другие пользователи сайта, в том числе ненавистный Вам Дмитрий, будут лишены сомнительного удовольствия созерцать эволюцию Вашего письменного высказывания.
Элена
13.03.24 13:11
Хороший фильм, хорошие актеры.
Александр Б
27.03.24 21:22
Посмотрел фильм с большим удовольствием. Затем прочитал статью с большим недоумением. Ну да, это не "Мстители" и не "Люди Х". Дмитрий, пишите про незамысловатые фильмы. Это ваш уровень.
Читать все комментарии