С чего начинается фотография: основные настройки

Точно так же, как покупка скальпеля не сделает вас компетентным хирургом, приобретение навороченного фотоаппарата не повысит автоматически качество ваших снимков. Если вы хотите хорошо фотографировать, то вам придётся изучить и научиться многим разным штукам. Начать же стоит с основ.

Предлагая пользователю куда больше возможностей, продвинутая техника требует взамен знания и умения использовать эти самые возможности. Сегодня мы поможем новичкам понять связь диафрагмы, выдержки и светочувствительности — трёх ключевых параметров в цифровой фотографии.

Диафрагма — это размер отверстия объектива, через которое проходит свет в момент съёмки. Обозначается f/x, где х указывает, насколько открыта диафрагма, причём меньшее число означает большее открытие диафрагмы. Для новичка же достаточно уяснить, что чем меньше х, тем более явно выделится ключевой объект снимка, а прочий фон будет размытым. Это полезно, когда хочется сделать акцент на отдельном элементе снимка.

f/5

Чем выше значение х, тем более чётким будет фон.

f/32

Выдержка — это количество времени, в течение которого свет будет попадать на светочувствительную матрицу фотоаппарата при создании снимка. Короткая выдержка обозначается долями секунды, например 1/500 — одна пятисотая доля секунды. Длинная выдержка (от секунды и более) — в виде числа, обозначающего количество секунд, и кавычки, например 2” или 4”. Чем дольше выдержка, тем большее количество времени будет фиксироваться объект съёмки, а соответственно, и его движение, а также движение самого объектива, которые проявят себя размытием.

1/13

Короткая выдержка, наоборот, позволяет как бы остановить время и получить чёткий снимок даже быстро движущегося объекта.

1/100

Светочувствительность — чувствительность матрицы фотоаппарата к свету, измеряется в единицах ISO. Чем выше установлено значение ISO в настройках камеры, тем выше чувствительность. Слишком низкое ISO делает снимки тёмными и блёклыми, а излишне высокая чувствительность может привести к появлению шумов на фото.

ISO-100
ISO-12800

Умение определять баланс между этими тремя основополагающими параметрами для каждой конкретной ситуации позволяет получать снимки с идеальной яркостью и цветопередачей. Количество и интенсивность света в сочетании со временем, в течение которого этот свет будет поступать на светочувствительную матрицу, позволяют как получить, так и безнадёжно испортить великолепный кадр.

Как понять и упорядочить в своей голове связь этих параметров? Попробуйте воспользоваться советом от PictureCorrect и представить управление параметрами съёмки в виде вашего привычного утреннего кофе с молоком.

Свет — это молоко в вашем кофе. Диафрагма — это размер отверстия в пакете с молоком. Выдержка — это время, в течение которого вы добавляете молоко в кофе. Светочувствительность — это крепость кофе.

Чем больше отверстие в пакете (диафрагма), тем больше молока через него проходит. Чем дольше вы держите пакет над чашкой (выдержка), тем больше молока попадает из пакета в кофе. Если у вас не получается хорошо контролировать количество добавляемого молока, то вам наверняка захочется изначально сделать кофе крепче, чтобы его итоговая крепость была менее чувствительна (меньшая светочувствительность) к количеству молока в нём.

Начинать эксперименты с этими настройками стоит при хорошем освещении. Выберите объект для съёмки, после чего меняйте значения и оценивайте результаты.

Когда придёт общее понимание связи параметров съёмки с результатом, начинайте менять освещение объекта. Так вы поймёте связь параметров и результата при разных условиях съёмки.

Следующим шагом будет съёмка движущихся объектов. Здесь вы в полной мере раскроете для себя влияние выдержки и светочувствительности на получающиеся снимки. Начните съёмку движущихся объектов с низкой светочувствительностью и длинной выдержкой.

Большинство камер управляют данными параметрами съёмки автоматически и избавляют фотографа от необходимости думать о них, но если вы хотите выйти за рамки стандартной любительской съёмки, то ручная настройка диафрагмы, выдержки и светочувствительности откроет перед вами практически безграничное поле для экспериментов. Ну а чтобы не отвлекаться на лишнее при изучении, начинающему фотографу рекомендуется включить автофокус на время экспериментов.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Артур Агабабян
14.03.15 16:38
>>Ну и согласен с тем что решает сюжет. И уж поверьте, тот кто хорошо поставит сюжет - тот и в фото разберется за день с фотоаппаратом. Простите, но не поверю, ибо своими глазами видел как фотограф, у которого были весьма успешные сюжеты, портил все дело либо неправильно поставленным ISO, либо неприлично широко раскрытой диафрагмой, совершенно не учитывая угол обзора камеры и не понимая как меняется грип при разных фокусных расстояниях. В теории рассуждать о таких вещах очень просто, но как доходит дело до практики у всех появляются отговорки и оправдания. Хотите удостоверится насколько правильно ваше утверждение на счет сюжета, берите за образец сюжет с фотографии которую сделал профессиональный фотограф и попробуйте повторить эту фотографию так же технический грамотно, как он сделал, при условии, что вы только за день до этого узнали, что такое диафрагма, что такое выдержка и все остальное. Чтобы не выглядеть демагогом-теоретиком, скажу, что уже больше 3 лет владею фотоателье и поверьте, через мои руки проходили очень много разного рода фотки. среди которых был и откровенный брак горе фотографов, которые за свои фотосессии берут немалые деньги и изумительные фотки подростков с мобильником, которые если сделать профессионально, будут просто шедеврами а так им место только что в инстаграмм и достойны они только народного обожания. И обсуждение о сюжете и тех навыках похоже на спор, типа что лучше, хороший продукт или хорошая упаковка. Они должны быть оба хороши, но пока вы не знаете как производить качественный продукт вам и упаковка ни к чему.
Дмитрий Меженько
14.03.15 21:20
Я не считаю фотографами людей с фотоаппаратом. Более того 95% таких фотографов ими не являются, даже если снимат что-то за деньги. Подросткам с мобильником по умолчанию не нужны исо и диафрагма, потому что они с мобильником. А человек, который купил зеркалку - начинает думать о композиции далеко не сразу и к тому моменту, когда он подошел к тому что ему надоело снимать веточки и цветочки - уже разобрался со всеми настройками и их соотношением. А если как вы говорите горе-фотограф делает брак, то такой он уж фотограф, и стоит ли его называть фотографом? Или лучше ограничиться человеком с фотоаппаратом? К тому же статья о простейших вещах не раскрывает той самой темы о которой она написана. И неужели новички начинают снимать с мануального режима? Упаковка и продукт должны быть хороши, и именно это и отличает профессионала, но зачастую лучшие фотографии с мировой известностью ценны не своим качеством. Ну и опять таки, если фотограф который берет за свою работу деньги - не умеет пользоваться режимами и делает брак, то такие статьи ему не помогут) особенно когда исо тут отвечает за блеклость, судя по статье, что, я думаю вы согласитесь - бред. Это равносильно тому, чтобы сказать "табуретка используется для того чтобы доставать со шкафа вещи". Ну и сюжетность и качество работ по моему настолько индивидуальная тема, что о ней даже сложно спорить, не придя к каким-то конкретным знаменателям. В этом плане я как-раз разделяю точку зрения Рашапа, ссылки на его разборы я чуть выше опубликовал. Его направление мыслей очень верное в отношении фотографии. Рекомендую к просмотру.
Артур Агабабян
14.03.15 21:39
>Ну и сюжетность и качество работ по моему настолько индивидуальная тема, что о ней даже сложно спорить, не придя к каким-то конкретным знаменателям. совершенно согласен, аплодирую стоя. Моя реакция была только на то, что фотография начинается с сюжета. Я считаю, что если человек что-то делает с помощью инструмента, то в первую очередь он должен знать как им пользоваться. Почему я так болезненно отреагировал на это выражение, потому что в большинстве своем так же говорят те люди, которые считают что можно просто нажать на кнопку "шедевр" и все, они прям супер фотографы. Когда встаешь на путь изучения данной темы, в первую очередь нужно хотя бы знать больше чем делается с помощью зеленного квадратика. Про ИСО молчу, Вами все сказано) Про режим M тоже промолчу, думаю человек советующий работать только в этом режиме даже не представляет что значит быть репортажником.
Артур Агабабян
14.03.15 22:36
З.Ы. > зачастую лучшие фотографии с мировой известностью ценны не своим качеством. ценны не качеством, потому что там тупо не стоит вопрос о качестве эта опция у них стоит по умолчанию. И есть такие, у которых даже слегка пересвеченный снимок сделан в таком месте и при таких условиях, где другой бы ничего не смог снять вообще.
Читать все комментарии