Зачем смотреть «Полночь с дьяволом» — псевдодокументальный ужастик, который похвалил Стивен Кинг

Стилизация под классическое телешоу отлично развлекает и одновременно пугает.

6 июня в российский прокат выходит хоррор «Полночь с дьяволом» от малоизвестных братьев Кернс из Австралии. О фильме заговорили после премьеры на фестивале SXSW, когда сам Стивен Кинг назвал его «великолепным». После цифрового релиза картина поставила рекорд на стриминговых сервисах Shudder (платформе, которая специализируется на ужасах) и AMC+. 

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Такой интерес может показаться неожиданным для низкобюджетного фильма от не самых популярных авторов. Но «Полночь с дьяволом» действительно заслуживает внимания. Это отличная стилизация под «найденную плёнку», которая вряд ли всерьёз испугает, но зато захватит внимание и подарит много положительных эмоций.

О чём фильм

Когда-то телешоу «Ночные совы», которое вёл Джек Дилрой, было очень популярным, но постепенно просмотры начали падать. У самого ведущего тоже не лучшие времена: он пытается оправиться после трагической смерти жены.

У Джека есть последний шанс привлечь внимание зрителей: в 1977 году он приглашает на выпуск, приуроченный к Хеллоуину, очень необычных гостей. Сначала в студию приходит экстрасенс, потом скептик, разоблачающий магию. Но самое главное, в эфир заглядывает девочка, которая вроде бы одержима демоном.

Зрителям (нам с вами, а не студийным) показывают запись этого эфира, которую долго скрывали, чтобы не шокировать публику, а также закадровые съёмки во время рекламных пауз. И с какого-то момента это выглядит действительно жутко.

Фильм отлично передаёт стиль телепередачи

Ужасы, снятые в стиле «мокьюментари», хоронили уже несколько раз: когда-то казалось, что после «Ведьмы из Блэр», «Паранормальных явлений» и «Монстро» зрителей уже ничем не удивишь. Но жанр возрождается, словно настырный зомби, ведь появляются новые форматы. И вот уже все смотрят то «Астрал. Онлайн» в виде видеоконференции, то «Паранормальные явления. Дом призраков», снятый как стрим блогера.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Создатели «Полночи с дьяволом» идут противоположным путём: они стилизуют фильм под ретропередачу. Строго говоря, в этом Кернсы не первые, но мало кто видел очень толковый аргентинский фильм «Паранормальное. Прямой эфир» (в оригинале «История оккультизма» — рекомендуется к просмотру).

Главный плюс новинки в том, что авторы передают дух классической передачи с невероятной любовью и самоотдачей. До какого-то момента происходящее действительно почти неотличимо от реальных записей старых «вечерних шоу» из США: с забавным вторым ведущим, над которым всё время подшучивают, оркестром, неуклюжими подводками к рекламе. А ещё — с максимально ненатуральным желанием выглядеть очень естественно.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Даже если бы «Полночь с дьяволом» вообще не работала как хоррор, фильм был бы хорош как добротная попытка показать современному зрителю атмосферу и даже закулисье подобных программ. Но, к счастью, фильму есть чем удивить.

Хоррор умеренно пугает, но не скримерами

Не секрет, что с каждым годом зрители становятся всё более избалованными в плане хорроров. Скримеры во франшизе «Заклятие» всё ещё работают, но громкие звуки и выпрыгивающие призраки давно считаются дурным тоном, если хочется произвести серьёзное впечатление.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Некоторые идут путём Ари Астера, Джордана Пила и прочих режиссёров, которые превращают ужасы в психологические драмы или социальные картины. На этом поле, кстати, частично играл и прошлогодний хит «Два, три, демон, приди» — тоже из Австралии и тоже от малоизвестных братьев по фамилии Филиппу.

Но, кажется, действительно заставить поверить в происходящее могут лишь псевдодокументальные работы — для Кернсов это не первое упражнение в жанре, они раньше уже сняли малоизвестную, но толковую «Пугающую кампанию». Дело в том, что только такие работы подразумевают, что зритель хотя бы частично примет идею реализма происходящего.

Поэтому в «Полночи с дьяволом» и нужно слишком длинное и иногда комичное вступление — в какой-то момент реально возникнет ощущение, что смотришь запись старого телешоу. Тем более, что типажи актёров и персонажей подобраны идеально.

Давид Дастмалчян способен пугать просто одним своим взглядом и речью (кстати, в реальности он ведёт подкаст, где все лежат в гробах), при этом костюм и ретро-причёска идут ему идеально. И как это контрастирует с нелепыми гостями, поначалу разыгрывающими чуть ли не буффонаду со спиритизмом и его разоблачениями — так и должно быть, посмотрите «Битву экстрасенсов».

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

И вот, когда зритель подумает, что кроме шуток уже ничего не будет, в кадр войдёт Ингрид Торелли — начинающая актриса, у которой (скриньте) явно большое будущее. Её образ отсылает к классике в духе «Изгоняющего дьявола». Но даже вне жутких припадков, которые, конечно, случатся, она иногда пугает просто неестественно спокойным поведением и поворотом головы.

Тогда и сыграет уже закравшееся под кожу ощущение, что на экране действительно старая плёнка.

Сочетание натуралистичной игры и жуткой противоестественности происходящего — лучшее, что есть в «Полночи с дьяволом».

Хотя будет ещё отвратительный сеанс гипноза, который должен затронуть участников, зрителей в студии и даже тех, кто смотрит это кино.

Чтобы не завышать ожидания, стоит оговориться, что фильм не пытается подать всё происходящее слишком уж серьёзно. Нет-нет, да и будут проскакивать комичные моменты, разряжающие обстановку, и слишком нарочитые повороты действия. Но всё же это не помешает пощекотать себе нервы. 

Концовка фильма выглядит безумной, но отсылает к реальности

Единственное, что может смутить тех, кто ожидает от «Полуночи с дьяволом» чистокровного ужастика — неоднозначный и почти сюрреалистичный финал. Но, строго говоря, закончить такой фильм идеально практически невозможно: жесткость и неожиданность первого «Паранормального явления» не вернуть, как и 2007-й, в котором он вышел.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

Поэтому авторы просто решили выкрутить на максимум безумие происходящего. Но не просто так, а с объяснением всей предыстории (смотрите внимательно вступление) и даже какой-то моралью.

Чего уж чего совсем не ждёшь от такого фильма — так это отсылок к реальным событиям. Их не обязательно знать, но если вы хотя бы читали про знаменитый «Богемский клуб», вокруг которого множество теорий заговора (хотя на самом деле это место странных развлечений элиты), то картина заиграет немного по-новому.

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»

«Полночь с дьяволом» — далеко не самый страшный хоррор в истории. Но он и не пытается таким быть. Это просто захватывающее упражнение молодых авторов в сочетании необычных жанров: хоррора и мокьюментари в стиле ретро.

Без титров фильм длится меньше полутора часов, так что просто не успевает надоесть: юмор и ужасы молниеносно проскакивают перед глазами, сопровождаясь жуткими взглядами ведущего и девочки. После финала хочется спросить: «Что это вообще было?». А потом подумать и понять, что это, возможно, кино о возмездии.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «Полночь с дьяволом»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Andy Clement
06.06.24 17:32
Хороший
Sergei F
06.06.24 21:48
Старенький "Синистер", сербский (вроде бы) "Вампиры", и отечественный "Мёртвые Ласточки".
Анастасия Соколова
10.06.24 13:00
Лучший фильм года, как по мне!
Riley Usagi
11.06.24 11:28
Посмотрю, спасибо.
Читать все комментарии