3 причины, по которым проблемы с деньгами возникают даже у умных людей

Мы не учитываем реальную стоимость денег, поддаёмся эмоциям и стремимся к быстрому вознаграждению.

  • В день зарплаты вы видите большую сумму на карте и думаете, что теперь можно купить всё. Из-за этого много денег тратится на ерунду, а к концу месяца приходится экономить.
  • Вы соглашаетесь получить за работу меньше, но прямо сейчас, чем какое-то время подождать большей оплаты.
  • Вам жалко денег на крупную покупку, но вы с лёгкостью тратитесь на множество мелких.

Сталкивались с чем-то подобным? Скорее всего, да, ведь это распространённые когнитивные искажения.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Мы становимся жертвами денежной иллюзии

Мы забываем, что способность что-то купить зависит не только от цифры у нас на счёте, но и от колебания цен. Если вам повысили зарплату, это ещё не значит, что вы стали богаче. Ведь из-за инфляции цены на товары тоже выросли. В этом и денежная иллюзия.

Мы не учитываем реальную стоимость денег.

Нам кажется, что они всегда стоят одинаково, но их ценность постоянно меняется. На одну и ту же сумму в разное время можно купить разное количество товаров.

Об этом явлении впервые заговорили в 1928 году. Экономист Ирвинг Фишер описал его как «непонимание того, что ценность доллара или любой другой денежной единицы то возрастает, то падает». Оно даже влияет на нашу удовлетворённость своей должностью. В 1997 году поведенческие психологи это в ходе экспериментов.

Они описали участникам такую ситуацию: есть два человека, у них одинаковое образование, должность и стартовая зарплата. Разница в том, насколько им повысили жалованье на второй год работы и какой процент инфляции там, где они живут.

  • Первый: зарплата 30 000, инфляция 0%, повышение 2%.
  • Второй: зарплата 30 000, инфляция 4%, повышение 5%.

Три группы участников попросили ответить на один из вопросов: чьё положение экономически выгоднее, кто из этих людей счастливее и чья должность более привлекательная. С точки зрения реальных доходов, выгоднее положение Первого. После вычета инфляции его зарплата больше, чем у Второго. Большинство так и ответили, когда их спросили об экономической выгоде.

Но на вопрос о счастье отвечали по-другому — говорили, что счастливее Второй. Именно так проявляется денежная иллюзия. Людям кажется, что более высокая прибавка означает больше денег, а значит, и больше счастья. Она же заставляет считать, что должность Второго привлекательнее.

Это доказывает, что мы всё-таки способны учитывать реальную стоимость денег, когда нам напоминают об инфляции. Но в обычных условиях мы о ней забываем и судим о деньгах неправильно. Думаем, что у нас их больше, чем на самом деле, и совершаем необдуманные покупки.

Как с этим бороться

Когда принимаете финансовые решения, старайтесь мыслить рационально. Не поддавайтесь эмоциям. Напоминайте себе об инфляции и реальной стоимости денег.

Чтобы не растратить всю зарплату в начале месяца, начните вести бюджет. Подсчитайте, сколько у вас уходит на питание, коммунальные платежи, лекарства, развлечения. Планируйте остальные покупки, ориентируясь на свободный остаток.

2. На нас влияет гиперболическое обесценивание

Допустим, вам предложили получить 3 000 рублей сегодня или 6 000 через год. Большинство в таком случае выбрали бы 3 000 сразу. Мы предпочтём ту награду, которую можно получить раньше. Даже если она меньше той, что ожидает нас потом. Будущее вознаграждение для нас не так важно, мы его .

Но если поставить вопрос немного по-другому: 3 000 рублей через девять лет или 6 000 через 10 — люди чаще склоняются ко второму варианту. Когда ждать награды всё равно долго, мы мыслим рациональнее и выбираем большую сумму. А вот сделать правильный выбор в краткосрочной перспективе нам сложнее. Это объясняет долги по кредитным картам. Финансовая стабильность в будущем кажется не такой ценной, как возможность купить что-то приятное прямо сейчас.

Это когнитивное искажение затрагивает не только финансы, но вообще всё, что связано с самоконтролем. , пищевые привычки, те сферы, в которых нужно отказаться от немедленного удовольствия ради будущего благополучия.

Например, у вас лишний вес. Вы понимаете, что для похудения нужно больше двигаться и сбалансировать питание. Вы клянётесь себе не поддаваться искушению ради здоровья в будущем. Но потом не можете удержаться от шоколадного торта на десерт.

По сравнению с немедленным удовольствием от торта здоровье в отдалённом будущем кажется не таким ценным.

Некоторые учёные объясняют это с помощью . Когда ваш далёкий предок видел маленькую худосочную антилопу, он старался поймать и съесть её, а не ждать добычи покрупнее. Потому что до этого момента можно было и не дожить. В итоге в мозге выработался , который поощряет немедленное вознаграждение.

Как с этим бороться

Заранее защитите себя от искушений. Чтобы не тратить на сиюминутные удовольствия, установите лимит расходов по карте. Автоматизируйте накопления. Отчитывайтесь кому-то о своих тратах.

Прежде чем принять решение, представьте самого себя в будущем: одобрите ли «будущий вы» такой выбор. Так вы оцените факты объективнее.

3. Мы подвержены эффекту деноминации

Часто бывает так: потратиться на крупную покупку нам страшно, но на много мелких — нет. В этом виноват эффект деноминации, или по другому эффект ценности денежных знаков. Крупные купюры кажутся нам более , их жалко разменивать. Мы мысленно считаем их «настоящими» деньгами. А купюры меньшего достоинства и монеты для нас не такие ценные, с ними легко расставаться.

Наверняка вы испытывали подобные чувства, держа в руках пятитысячную банкноту. Её тратить не хочется. Но ту же самую сумму в купюрах по 1000, 500 и 100 рублей вы мысленно отнесёте в разряд повседневных расходов и быстро истратите.

Учёные описали этот эффект в 2009 году, проведя серию . В одном они просили людей пройти короткий опрос, а в награду давали им пять долларов. Кому-то одной банкнотой, а кому-то пятью купюрами номиналом в один доллар. После этого участники могли зайти в магазин и потратить полученное. Затем исследователи попросили посмотреть их чеки. Оказалось, что люди, получившие пятидолларовую банкноту, в основном воздерживались от трат.

Этот эффект затрагивает всех людей, но особенно сильно проявляется в странах, где часто расплачиваются наличными.

Исследователи описали эксперимент в Китае. 20% китайских женщин решили не тратить полученную купюру в 100 юаней (на время проведения эксперимента это было довольно много). Но среди тех, кому выдали такое же количество денег мелкими купюрами, от покупок воздержалось только 9,3%.

У эффекта деноминации есть ещё одно . Покупка кажется нам выгоднее, если цена указана не одной суммой, а распределена по дням или месяцам. Нам легче заплатить за услугу «10 рублей в день», чем «3 650 рублей» в год.

Как с этим бороться

Если хотите сэкономить, не носите с собой много мелких денег. Расстаться с крупной купюрой психологически сложнее, даже если мы знаем, что получим с неё сдачу. Используйте это как механизм защиты от лишних трат.

Напоминайте себе, что в итоге потраченная мелочь складывается в большую сумму. Для наглядности заведите финансовый дневник, где будете отмечать расходы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Тайный Покупатель
03.06.19 12:08
Я понял статью так: человек может не обратить внимание на то, что цены растут быстрее, чем зп. И всё. Из-за этого он думает, что стал жить лучше, так как количество денег резко поднялось, а потом он разочаровывается, когда на практике наблюдает, что это не так.
Nikita Prugov
14.07.19 17:16
Спасибо большое за статью)
Макс Яців
22.04.20 09:59
Хорошая статья, задумался над тем, чтобы пересмотреть свои траты
Alex Zhdanov
12.12.21 18:26
Слегка устарел 3й пункт. У многих деньги на карте. Про купюры речь не идет - а вот тратить легче, а еще и беспроцентный кредит. Банкам это выгодно.Про откладывание денег. Важно соблюсти баланс. У меня тут приятель умер. Хорошо накопил. А вот удовольствия получить не успел. Желательно делить 50/50. Получать от денег удовольствие здесь и сейчас + сколько-то откладывать. Не вдаваясь в крайности. Полный рационализм может привести к результату бунинского господина из Сан-Франциско.
Читать все комментарии