Проект «Книжная полка». Что читают в Яндексе

Что читают в успешных IT-компаниях? Как книги помогают талантливым разработчикам и менеджерам? Как компании организовывают свои библиотеки? Об этом совместный проект Lifehacker.ru и издательства «Манн, Иванов и Фербер» — «Книжная полка».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сегодня мы пришли в самую крупную IT-компанию России.

Библиотека в «Яндексе» занимает отдельное помещение под названием «7.Гномов».

Это седьмой этаж, и все переговорные тут содержат цифру 7 в названии: «7.Небо», «7.40» и так далее.

Открываем дверь, и…

Ничего себе, сколько книг!

Этот книжный рай находится в юрисдикции службы по обучению и развитию. Анатолий Михайлов, руководитель службы, рассказал нам, как собиралась библиотека:
«Народ у нас всегда был начитанный — специфика области. Разработчики много читали, складывали книги у себя на столах. Захотелось сделать одно место, чтобы люди хранили там книги, занимались саморазвитием, не только получали новые знания, но и делились ими, обсуждали. Вот у нас и появилась библиотека».

Библиотека находится на одном этаже с департаментом маркетинга, поэтому тут хранится важная в маркетинге корпоративная буква «Я», почти с меня ростом.

«Правила хорошего тома» :)

Устанавливает порядки и следит за развитием библиотеки чудесная девушка Александра Рудакова.

Саша рассказывает, как управиться с таким количеством книг: «Сначала мы поделили книги на две категории: книги для разработчиков и все остальные. Потом книг стало больше, и мы стали делить их по конкретным темам. Видите, на полках указана тематика».

Вот на этих полках — издания о мобильных платформах и операционных системах.

Но Саша тут вовсе не в роли бабушки-библиотекаря. Она заботится о библиотеке в целом, а выбирать и находить нужное издание помогает электронный сервис. Он же позволяет контролировать возврат книг.

«Мы сделали сервис, который показывает, где именно находится книга — на полке или у кого-то из сотрудников. Если видишь, что в библиотеке книги нет, то можешь обратиться к тому, у кого она на руках, и попросить почитать».

Все шкафы пронумерованы, чтобы можно было легко найти конкретную книгу. Девайс между стеллажами — часть сервиса.

Это киоск с картридером. На каждой книге есть RFID-метка. Чтобы взять что-то почитать, сотрудник прикладывает к кардридеру сначала метку, потом свой бейджик. С этого момента на два месяца книга закреплена за ним.

Что происходит через два месяца? Анатолий шутит, что просроченные книги взрываются, как авто у Джеймса Бонда. На самом деле сотруднику на рабочую почту приходит письмо с напоминанием вернуть том в библиотеку или продлить.

При нас молодой человек вернул Slide:ology Нэнси Дуарте, которая считается лучшим пособием о том, как делать убедительные презентации. Кстати, все библиотечные книги отмечены вот такими Яндекс.Наклейками.

Интранет-сервис позволяет отслеживать, какие книги больше всего востребованы среди яндексоидов. Мы, конечно, спрашиваем: «Ну, какая же самая популярная?» — «Введение в информационный поиск». Неудивительно, правда?:)

Сотрудники Яндекса участвовали в переводе издания на русский, на первых страницах есть предисловие от Ильи Сегаловича. Все разработчики начинают работу в Яндексе с чтения этой книги.

«Когда я только пришла в Яндекс, мне выдали “Введение в поиск”», — рассказывает Татьяна Богданова. Она занимается аналитикой для рекламных технологий Яндекса. А еще Таня — один из самых заядлых читателей корпоративной библиотеки.

По истории взятых Таней книг можно понять, как она изучала свою область:
«После “Введения в поиск” мне выдали книги о рекламе, чтобы я изучила особенности рекламного языка, который нужно будет обрабатывать. Теперь мы вышли в Турцию, и я читаю учебники и справочники по турецкому языку».

Иногда Татьяне в работе требуются очень редкие книги. Как-то она охотилась за Nature Language Processing for Python. Или вот эта книга — про обработку естественного турецкого языка. Тоже редкость.

Таня объясняет, что трудов на эту тему мало, хотя турецкий язык требует особого подхода: «Турецкий не похож ни на русский, ни на английский. Например, предложение “Кажется, вы из тех, кого мы не смогли отуречить” — одно слово».

Вот так выглядит это слово. Прочитать вслух не рискуем.

Книги по турецкому языку стали активно появляться в библиотеке в последнее время. Но есть много изданий и о других языках.

Поиск тесно связан с изучением и анализом языка. Поэтому в библиотеке Яндекса много узкоспециализированных книг. Как вам, например, «Новые методы и алгоритмы автоматического разрешения референции местоимений третьего лица русскоязычных текстов»?

Или вот отраслевой «Англо-русский словарь» для программистов. Сильно зачитан — значит, пользуется популярностью.

Как пересекаются профессиональная деятельность человека и книги, которые он читает?
Саша следит за литературными интересами разных департаментов и объясняет: «Если речь об универсальных знаниях, таких как личная эффективность или тайм-менеджмент, то такие книги пользуются спросом во всех департаментах».

На этой полке книги по управлению проектами и менеджменту. Microsoft secrets — история понятно какой компании (хотя большинство сотрудников, с которыми мы общались, работают на Маках), учебник про прорывы в бизнесе Tuned In и «Рефрейминг организаций» — культовый труд о том, как строить эффективные команды и компании.

Полкой ниже — целый сборник бестселлеров в бизнес-литературе. Crossing the Chasm («Преодоление пропасти») Джеффри Мура — о том, как выводить на массовые рынки IT-продукты. Книга пользуется популярностью в IT-компаниях — помнится, ее очень уважают в Parallels. Тут же «Карьера менеджера» от Ли Якокки (был одним из топов в Ford и Crysler), «Психология лжи» Пола Экмана.

Как известно, Яндекс начинался с индексации Библии — именно на ней Аркадий Волож и Илья Сегалович опробовали технологию поиска неструктурированной информации с учетом русского языка.

Так что Библия тут — вполне себе рабочая книга. А книги, не связанные с работой, стоят в отдельном шкафу.

«У нас принципиально библиотека не содержит художественной литературы, — объясняет Анатолий. — Держим фокус на профессиональную литературу. Для художественной литературы сделали шкаф буккроссинга».

Узнать этот шкаф легко — он зеленый.

Есть отдельный шкаф для материалов с конференций. Еще один источник знаний в ведомстве библиотеки — электронные материалы.

Саша рассказывает, что компания покупает доступ к электронным библиотекам и статьям. Но от бумажных книг в крупнейшей IT-корпорации России никто не отказывается.

Вот, например, разработчик Валерий Хромов черпает информацию из электронных материалов ACM и на сервисе Stackoverflow.com, но часто берет в библиотеке и бумажные книги:
«Я заказываю книги по тем сферам знаний, которые не преподаются у нас в институтах. Нам эти знания нужны каждый день. Можно копаться самостоятельно и делать эксперименты, а можно найти в книгах».

Валера — руководитель группы надежности и производительности робота. Это важная, но незаметная снаружи часть поиска, которая перемалывает проиндексированные «спайдерами» страницы и составляет на их основе поисковую базу. Потом из этой базы формируются поисковые ответы для пользователей.

Это книжная полка Валеры. Книги по Unix, сетям, тестированию.

«Большинство этих книг из разряда “библий”. Та же TCP/IP Illustrated — издана очень давно, это чуть ли не седьмое переиздание. Тему с сетями она закрывает полностью», — рассказывает Валера. Всего у него на руках 13 книг, и многими он пользуется ежедневно. Чтобы не приходилось постоянно бегать в «7.Гномов», такие настольные книги закрепляются за сотрудником.

Поэтому в библиотеке совсем немного книг о дизайне — большинство хороших изданий требуются дизайнерам постоянно, и они унесли все ценное в свой собственный шкаф. Вот кое-что из того, что еще не перекочевало к дизайнерам.

И, конечно, целая стена с книгами о разных языках и технологиях.

Вот Perl.
По словам Саши, часто заказываются книги о языках от издательства O’Reilly.

И правда, на полке с Java то же издательство.

Рельсы и Питон.

И немного антиквариата.

Конечно, в библиотеке Яндекса много пособий по математике, статистике, аналитике.

А вот полка с отраслевыми и научными журналами.

Есть, впрочем, не совсем отраслевые. Хотя для специалистов Яндекс.Музыки это по профилю!

Мы долго думали, что подарить гостеприимным яндексоидам. Казалось бы, в такой библиотеке «найдется все». Поэтому мы принесли книги, которые еще не остыли после типографии:
— «Бла Бла Бла» — о том, как ясно выражать идеи;
— «Нетворкинг для интровертов» — о нетворкинге для тех, кто в силу своего характера ненавидит нетворкинг;
— «Переворот» — о том, как выигрывать на рынке за счет неожиданных решений;
— «Мастерство презентации» Алексея Каптерева.

И все равно не угадали! Книга Алексея Каптерева о презентациях нашлась на полке библиотеки — только на английском. Впрочем, ребята все равно порадовались — она популярна, и на всех английского экземпляра не хватает.

Покидая офис компании, мы поняли, что надо было дарить. Очевидно, «Библия велосипедиста» пошла бы в Яндексе на ура =)


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Denis Beskov
29.10.12 23:51
И что вам мешает поправить статью?
Максим Чернега
30.10.12 06:15
Ничо так, основательно к вопросу подошли!
Наталья Шопова
30.10.12 14:50
Вот бы в каждой школьной библиотеке так организовать информационное пространство! В какие суммы это для неё, обойдётся такое самообслуживание читателей? Методические рекомендации бы издали в помощь руководителям IT-служб российских школ на эту тему или еще один "аппетитный" пост, как продолжение этого. Очень бы порадовали.
Дембицкий Сергей
24.11.12 13:35
Класс! Заказал себе "Рефрейминг организаций" из библиотеки Яндекса. Спасибо за информацию )))
Читать все комментарии