Хотите быть умными и креативными? Тренируйте мозг!

Перед вами отрывки из книги издательства «Попурри» о природных особенностях главного органа человека — его мозга! Ведь наш мозг — это и есть мы. И чем лучше мы его изучим, тем полнее и интереснее будет жизнь. В книге «Прокачай свой мозг!» собраны ментальные упражнения для развития как логического, так и латерального мышления. В конце статьи вас ждёт одна из загадок, приведённых в книге, которая расшевелит ваше серое вещество.

Роберт Грисбек (Robert Griesbeck)
Автор книг и издатель. На протяжении 30 лет пишет детские книги, романы и специальную литературу. Любимое занятие — решение головоломок. Книга «Прокачай свой мозг!» написана им в соавторстве с Максимилианом Тайхером (Maximilian Teicher).

Учёба — это движение

Обучение представляет собой намного более многоплановый процесс, чем мы зачастую предполагаем. Оно происходит не только в голове. В нём принимает участие весь организм. Нейрофизиолог и педагог Карла Ханнафорд посвятила теме обучения 20 лет своей работы. В своей книге «Движение — путь к знаниям» (Bewegung — das Tor zum Lernen) она рассуждает о системе духа и тела и демонстрирует, какую важную роль движение играет в процессе учёбы.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Без движения обучение оказывается неполноценным и неэффективным. Мы приобретаем знания, взаимодействуя всем телом с окружающей средой, воспринимая сенсорные раздражители всеми пятью органами чувств и органом равновесия. Наша вестибулярная система следит за тем, чтобы мы не падали при ходьбе и ориентировались в пространстве. Кроме того, она постоянно участвует в получении и обработке информации, а все движения, которые мы осознанно или бессознательно при этом совершаем, оказывают влияние на процесс учёбы.

Движение необходимо для оптимального обучения. Грудной ребенок учится координировать свои движения, осваивая сначала ползание, а потом ходьбу. При этом постоянно стимулируются и развиваются центральные области мозга. Если их не активизировать, развитие мозга будет ограниченным. Мы лучше всего познаем окружающую среду, используя всё тело и все органы чувств. Именно поэтому дети очень часто реагируют на наши слова и рассказы различными движениями. Движения являются неотъемлемой частью процесса получения и обработки информации.

Помимо движений, важную роль играют прикосновения. Уже доказано, что, если грудные дети лишаются телесных контактов, у них замедляется или вообще останавливается психическое развитие, они даже могут умереть. В более позднем детском возрасте прикосновения и телесные контакты тоже играют очень важную роль. Дети познают мир, ощупывая, обнюхивая и пробуя его на вкус.

Процесс обучения взрослых тоже становится заметно более эффективным, если они принимают в нём активное участие и имитируют поступки наставника. Чтобы мозг мог обработать информацию, мы должны двигаться. Во время чтения наши глаза совершают непрерывные движения. Прислушиваясь, мы поворачиваем голову в направлении источника звука. Во время письма совершаем движения не только руками, но и головой, особенно если при этом о чём­-то усиленно думаем. Но если тело постоянно движется, воспринимая информацию, то можно использовать различные движения и жесты для того, чтобы извлечь её из памяти.

Вспомогательные средства для людей с различными типами усвоения информации

Способность к обучению у человека визуального типа повышается, если он соответствующим образом оформит своё рабочее место, кабинет или письменный стол. Он страдает от яркого света, бликов на отражающих поверхностях, резких цветовых контрастов и беспорядка. Позаботьтесь о том, чтобы в поле вашего зрения доминировали спокойные гармоничные цвета. Поставьте письменный стол так, чтобы вам открывался вид из окна. Отмечайте в записях важные имена и даты, сопровождая их небольшими рисунками или символами. Для вас важно, чтобы любая информация вызывала зрительный образ.

Человека аудиального типа легко вывести из себя звуками, которые ему не нравятся. Громкая музыка, дорожный шум, разговоры за спиной заставляют его нервничать, лишают концентрации и портят настроение. Если вы работаете в помещении с другими сотрудниками, можете воспользоваться миниатюрными наушниками. Их можно подключить к плееру и слушать Моцарта или просто использовать как беруши. Это поможет вам работать более сосредоточенно и эффективно. Если вы хотите усвоить какой-то материал, прочитайте его вслух и запишите на диктофон, а затем воспроизведите. Аудиокниги будто специально изобретены для таких людей.

Коммуникативный тип не может находиться в одиночестве. Чтобы что-то понять и проверить правильность своих мыслей, ему нужен собеседник. Он познает вещи и их взаимосвязи в диалоге. Вы словно специально созданы для того, чтобы работать в большом помещении вместе с другими людьми. Вы любите обсуждения и командный стиль работы. Это вполне отвечает велениям сегодняшнего дня, так как в наши дни всеми приветствуется работа в команде.

Человек моторного типа способен на многое, но долго находиться в неподвижном состоянии не может. Обеспечьте своё рабочее место набором различной мебели для сидения: от вращающегося офисного кресла до большого надувного мяча. Хорошо также иметь стул, на котором при случае можно работать, стоя на коленях. Чтобы что-то понять и усвоить, вам нужно обязательно попробовать сделать это самому. Информация усваивается вами лучше всего в ходе практической работы. Вы верите только в то, что можно пощупать руками. Для лучшего запоминания лучше сопровождать информацию соответствующими движениями, которые желательно повторить несколько раз.

Фитнес-центр для нейронов

Упражнения на концентрацию должны быть достаточно сложными, чтобы не давать вам скучать и блокировать посторонние мысли.

  1. Маршируя на месте, высоко поднимайте колени, попеременно касаясь ими локтей разноименных согнутых рук. Движения должны выполняться медленно и плавно. Данное упражнение активизирует мозг и стимулирует его лобные доли.
  2. Встаньте прямо и слегка согните ноги в коленях. Наклоните голову влево и приложите ухо к плечу, причём так плотно, чтобы между ними можно было удержать лист бумаги. Вытяните вперед правую руку и опишите пальцем большую восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности), внимательно следя глазами за рукой. Затем поменяйте положение: наклоните голову вправо и рисуйте восьмерку левой рукой. Повторите по 3-4 раза в каждую сторону. Упражнение не только улучшает подвижность шеи, но и повышает концентрацию.
  3. Удобно сядьте на устойчивый стул (стул на колесиках не подойдёт). Скрестите вытянутые ноги и медленно наклоните туловище вперёд. Руки при этом свободно свисают по бокам. Сопровождайте наклон медленным выдохом. Глубина наклона должна быть такой, чтобы не вызывать у вас дискомфорт. Делая вдох, вернитесь в исходное положение. Поменяйте положение ног и повторите упражнение еще раз. Оно снимает напряжение в области таза, улучшает координацию и чувство равновесия.
  4. Для этого упражнения вам понадобится большой лист бумаги и два карандаша. Возьмите в каждую руку по карандашу и, начиная с центра листа, начинайте рисовать восьмёрки, не отрывая карандаш от бумаги. Сначала нарисуйте три восьмёрки правой рукой, затем три левой, а под конец по три восьмёрки обеими руками одновременно. Взгляд при этом должен быть сосредоточен на кончике одного из карандашей. Теперь нарисуйте восьмёрку левой рукой, но в обратном направлении, то есть не так, как вы делали это раньше. Повторите то же самое правой рукой также в обратном направлении. Наконец, нарисуйте восьмёрки в обратном направлении обеими руками одновременно. Поочередно меняя направление движений карандаша, повторите упражнение несколько раз. Оно улучшает взаимодействие между полушариями мозга.
  5. Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начинайте рисовать обеими руками зеркальные фигуры. Сначала они должны быть простыми (например, квадраты и треугольники). Если возникают трудности, можете в ходе рисования вслух подсказывать себе направление движения карандаша (вверх или вниз), чтобы координировать действия рук. Теперь начинайте рисовать спирали и круги. Почувствовав некоторую уверенность, попробуйте написать двумя руками одновременно своё имя: правой рукой — как обычно, а левой — в зеркальном отражении. Это упражнение улучшает зрительно-моторную координацию.

Задачка

В 1920-е годы в Америке была очень популярна одна задача. Она настолько завоевала умы, что вместо приветствия люди зачастую спрашивали друг друга: «Так сколько же лет Анне?». Условие задачи звучит так.

Мэри 24 года. Сейчас ей вдвое больше лет, чем было Анне, когда Мэри было столько же лет, сколько Анне сейчас. Сколько сейчас лет Анне?

Решили? Пишите свои ответы в комментариях!

купить на литресе Купить на amazon

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Фото Евгения Петкевича
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Kabir Kuznetsov
01.12.15 18:39
Только система не неравенств, а наоборот, "равенств", то есть уравнений.
Denis Maksimenko
03.12.15 18:45
Предположим: Анне было 12, когда Мэри 18. (разница 6 лет) 18+6=24(Сейчас Мэри); 12+6 = 18 (Сейчас Анне) Если бы Мэри было бы 17, то разница была бы 5 лет. Это дало бы 12+5=17(лет Анне) и 17+5=22 (лет Мэри сейчас) Но так как ей сейчас 24, ответ - 18 лет Анне сейчас. Можно решать без математики, а простым перебором...
vik ryaz
27.11.16 21:48
условия задачи:возраст Анны на сегодня обозначим через"Х",количество лет,когда Мэрри было столько же лет как Анне сейчас обозначим через"у". "У" лет назад Анне было 24/2=12 лет.Сейчас Мэрри-24="х"+"у", Анне-"Х"=12+"у" Решение: 24=12+у+у 24-12="у" в квадрате 12=у2 6=у Ответ: АННЕ "х"=12+6 х=18 лет проверка :Мэрри 24= 18+6
Кирилл Карпов
18.03.19 17:18
18 в общем
Читать все комментарии