«Прошлые жизни» — чуткая мелодрама A24 о душевной близости

Самый нежный хит 2023 года, номинированный на два «Оскара».

29 февраля в российский прокат вышла мелодрама студии A24 «Прошлые жизни». Это один из лучших фильмов 2023 года по мнению критиков — журнал IndieWire поставил его на первое место своего рейтинга.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Рассказываем, почему на картину стоит обратить внимание и кого она может разочаровать.

«Прошлые жизни» — нетипичная история любви с простым сюжетом

В детстве девочка На Ён и мальчик Хэ Сон были одноклассниками и лучшими друзьями. Они общались, сравнивали оценки и даже сходили на единственное свидание. После этого 12‑летняя На Ён с семьёй эмигрировала в Канаду. В следующий раз герои свяжутся друг с другом только 12 лет спустя.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Хэ Сон успеет отслужить в армии, а На Ён — начать карьеру писательницы, переехать в Нью‑Йорк и сменить имя на более западное — Нора. Они возобновят общение и будут почти каждый день созваниваться по видеосвязи, несмотря на загруженность и разницу во времени. Но вскоре снова потеряют контакт.

Ещё через 12 лет расставшийся со своей девушкой инженер Хэ Сон решает провести отпуск в Нью‑Йорке и предлагает Норе встретиться. Она всё ещё живёт в США, но уже с мужем Артуром, тоже писателем.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

По беглому описанию «Прошлые жизни» похожи на завязку стереотипной мелодрамы о воссоединении влюблённых. И постановщица Селин Сонг — к слову, дебютантка — не пытается этого скрыть. Артур то ли шутливо, то ли взволнованно сообщает Норе, что будто бы попал в историю о двух людях, которым суждено быть вместе, и должен стать в ней злым белым мужем, нужным только ради грин‑карты.

На деле же всё иначе. Артур оказывается исключительно прекрасным и понимающим человеком. А сам фильм с помощью во многом банальной истории размышляет о предопределённости и прошлых или других жизнях. Одна корейская пословица гласит, что случайностей не бывает: даже лёгкое соприкосновение с незнакомцем на улице — это судьба. И людям уготовано встречать тех, с кем они как‑то взаимодействовали в прошлых жизнях.

Идея взаимосвязи душ как основа мелодраматического сюжета — одна из главных находок прошедшего киносезона. Она помогает разнообразить традиционную историю любви и интересно использовать клише жанра. Вместо простого любовного треугольника с интригами и ревностью герои ленты рассуждают о том, какое место занимают в жизнях друг друга. Поэтому даже «злой белый муж» с плохим корейским и «школьная любовь» с примитивным английским находят общий язык и понимают, что в прошлых жизнях, должно быть, тоже встречались.

Главное в фильме происходит между кадров, поэтому он может показаться скучным

Концепт, да и название будто обязывают картину говорить о прошлых жизнях главных героев. Показать беглую нарезку сцен, в которых место Артура занимает Хэ Сон. Или, может, как‑то заставить героя понять, что он своей детской любви совсем не подходит.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Но прелесть картины как раз в том, что она в такие банальности не скатывается. Герои часто молчат и просто обмениваются взглядами — это даёт аудитории возможность самостоятельно продумать или прочувствовать происходящее. Представить, какой могла бы быть, например, совместная поездка в Нью‑Йорк супругов На Ён и Хэ Сона, не эмигрируй девушка из Кореи. Поразмышлять о возможной ссоре Хэ Сона и Артура — не будь они оба такими милыми и понимающими.

Кому‑то такой простор для воображения может показаться чрезмерным, а сам фильм — просто скучным. Для остальных же это выведет «Прошлые жизни» в ранг самых тонких драм последних лет. А финальный эмоциональный взрыв поставит его в один ряд с душераздирающими эпизодами из «Солнце моё», в которых между слов и кадров так же остро ощущались тревога и чувство утраты.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Прошлые жизни»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий