Как не провалить публичное выступление: 7 советов от экспертов

Донести важные мысли, не утомив аудиторию, непросто. Вместе с экспертами VK рассказываем, как справиться с этой задачей.

1. Не усложняйте речь

Длинные предложения, вводные конструкции, нагромождение причастных и деепричастных оборотов могут быть понятны на бумаге, но на слух воспринимать их сложно. Перед выступлением внимательно посмотрите на текст и постарайтесь максимально упростить его без потери сути. Например, из вступительной части можно убрать полный список своих регалий и профессиональную историю. Чтобы аудитория не перегрузилась, оставьте только то, что имеет отношение к теме. Если вы выступаете не перед коллегами, профессиональные термины тоже лучше упростить. Замените их более понятными синонимами, а если это невозможно, добавьте пояснения.

Чтобы лучше определить тон выступления, оцените его как бизнес‑продукт: выявите целевую аудиторию, то есть слушателей, и сформулируйте ценность своего доклада для них. Затем набросайте тезисный план, а уже на него нанизывайте подробности.

2. Иллюстрируйте картинками (и даже словами)

По статистике, более 60% людей — . Поэтому кроме устного выступления желательно подготовить презентацию. Включите в неё картинки и простые схемы, объясняющие то, что вы говорите. Но не забивайте презентацию буквами: речь и визуальное сопровождение не должны копировать друг друга. А ещё не стоит увлекаться анимацией. Пролёты, повороты, прокручивания текста — это дополнительные клики по кнопке пульта, которые замедлят выступление и помешают аудитории быстрее влиться в тему.

Евгения Финкельштейн
DevRel-менеджер.

На старте стоит сделать MVP презентации, то есть её минимально жизнеспособную версию. Если мало времени, то пусть лучше у вас лежит полный стройный рассказ с простыми слайдами, чем несколько идеальных иллюстраций и больше ничего.

Если выступление длинное, периодически добавляйте слайды‑отбивки контрастного цвета. Они привлекут внимание и обозначат новый блок доклада. А ещё все любят котиков, собачек и прочих милых персонажей. Конечно, на презентации для инвесторов они будут неуместны, но, например, на технической конференции или на внутреннем митапе отлично дополнят строгие схемы.

Визуальными образами можно подкрепить и текст: объясняйте мысли жизненными примерами и добавляйте в повествование детали. Например, вместо «Было сложно» скажите: «Команда сидела в офисе часами. Кажется, мы даже забыли о том, что такое обед и сон». Так вы подключите воображение слушателей — соответственно, лучше вовлечёте их в рассказ.

Толкать речь перед огромным залом для сотрудников VK — привычное дело. И не только для директоров и руководителей. Компания понимает важность публичных выступлений для развития личного бренда и профессионального роста, поэтому даёт возможность проявить себя всем членам команды, принимающим участие в разработке одного из 200 продуктов бренда. А ещё VK сама организовывает профильные конференции, хакатоны и митапы.

В команду VK входит около 10 000 человек, и она постоянно расширяется. Прямо сейчас компания ищет более 950 специалистов: дизайнеров, менеджеров, аналитиков, разработчиков. Все вакансии VK выкладывает на сайте: чтобы присоединиться, достаточно найти подходящую и отправить резюме.

Узнать подробнее

3. Структурируйте

Презентацию — с помощью маркированных списков, а речь — с помощью пауз. Длинные драматичные остановки делать, конечно, не нужно, но и монотонно или излишне быстро воспроизводить подготовленную речь тоже не стоит — слушатели могут заскучать или ничего не понять.

Александр Белоцерковский
Евангелист-архитектор VK tech.

В докладах нужно пользоваться правилами драматургии. Фабула, сюжет, управление временем и пространством внутри контента — всё это важно. Классическая структура поможет слушателю быстро сориентироваться и проведёт его через ваше выступление без труда и мучений. А ещё старайтесь вписывать свой доклад в контекст будущего. Делаете выступление про бухгалтерию? Попробуйте подумать, как в решении задач поможет ИИ. Доклад про ИИ? Нарисуйте мир идеального будущего. Доклад про данные? Поговорите про этичность их использования. Это поможет разнообразить структуру и даст аудитории почву для размышлений.

Чтобы речь получилась максимально полезной, заручитесь поддержкой коллег. Пригласите их на круглый стол, озвучьте тему и предложите поделиться мнениями и знаниями. Вы можете участвовать в разговоре или оставаться слушателем, но обязательно делайте заметки. В итоге у вас соберётся подборка из актуальных тезисов — набросок структуры будущего выступления.

4. Не бойтесь шутить

Иллюстрация: Gorodenkoff/Shutterstock

Юмор — эффективный способ увлечь аудиторию. Выступление с классными шутками наверняка запомнится: его будут обсуждать после, а это пойдёт на пользу личному бренду. Плюс эмоциональный отклик зала поможет вам самим почувствовать себя увереннее.

Шутить можно по‑разному: добавляйте в презентацию актуальные мемы, включайте в речь смешные примеры из жизни, используйте профессиональный юмор или комбинируйте несколько вариантов сразу. Но всегда учитывайте контекст: если вам предстоит серьёзное выступление перед начальством, вероятно, лучше обойтись без картинок из телеграм‑каналов.

5. Отрепетируйте выступление

Включите презентацию на компьютере, отложите текст в сторону и начинайте рассказывать. Запишите себя на видео: так вы сможете оценить выступление и скорректировать моменты, которые проседают, например убрать непонятные предложения или сократить паузы.

Чтобы запомнить текст было проще, попробуйте его визуализировать. Делайте иллюстрации‑подсказки на бумаге, например рисунки‑комиксы или схемы. Если картинки не подходят, вспомните университет и создайте краткий конспект. В процессе информация осядет в голове. И перед выступлением освежить память по шпаргалке будет проще, чем по длинному тексту.

Во время подготовки стоит поработать и с микрофоном, например послушать, как звучит голос. Для большей уверенности можно записаться на курсы сценической речи или на разовый урок с педагогом: эксперт подскажет, над чем нужно поработать.

В день выступления попросите провести техническую репетицию на площадке со всем оборудованием. Если такой возможности нет, хотя бы изучите окружение, в том числе расположение сцены, экрана и софитов, кресел слушателей.

6. Взаимодействуйте с аудиторией

Иллюстрация: Gorodenkoff/Shutterstock

Через прямой разговор с кем‑то из зала, иллюстрации с загадкой, опросы. Например, предложите поднять руку тем, кто хотя бы частично знаком с темой, или узнайте, сколько в зале новичков и опытных специалистов. Так вы поймёте, что за аудитория перед вами, и определите, какие примеры можно использовать, а какие будут непонятны. Другой вариант завладеть вниманием — начать с риторического вопроса. Допустим, такого: «Как вы думаете, что важнее: это или то?» Спросив, выдержите паузу, а затем поделитесь своими размышлениями.

Марина Лубенко
Консультант по спецпроектам.

Одна из задач спикера — ориентировать аудиторию в том, что сейчас происходит. Если вы вдруг забыли, что должны говорить дальше, то возьмите паузу. Честную, долгую, без «э‑э‑э», прямо смотря глазами в зал. Сделайте чистосердечное признание, желательно с юмором. Например, скажите: «Друзья, знаете, мне сейчас сложно подобрать правильный эпитет, чтобы описать эту ситуацию… помогите». Или: «И тут я фатально теряю свою мысль и лезу в шпаргалки». Как показывает опыт, аудитория уважает спикеров, которые честны в своих факапах.

7. Победите волнение

Волнение — нормальная реакция, знакомая даже опытным ораторам. Однако, чтобы аудитория проявила интерес к вашему рассказу, перед выходом на сцену нужно постараться максимально успокоиться. За пару дней или неделю до выступления поработайте с негативными установками.

Чтобы победить синдром самозванца, попробуйте найти в интернете неудачные выступления успешных людей. Так вы заранее проработаете их ошибки, увидите, что оплошности не ведут к краху карьеры, и станете чуть менее критичны к себе.

Справиться с тревогой за сценой помогут, например, дыхательные практики, медитация, быстрая разминка или любимый плейлист. Всё индивидуально: пробуйте разные методы, чтобы найти тот, что работает для вас. А чтобы волнение не накрыло в момент выступления, пригласите в зал друга или коллегу: так вы сможете отвлечься от непривычно большой аудитории незнакомцев и увидите, что как минимум один человек в зале полностью на вашей стороне.

Работать над уверенностью в себе и прокачивать профессиональные качества сотрудники VK могут постоянно. Для этого у компании есть внутренний обучающий портал с базой курсов и образовательных материалов. Также для сотрудников проводят тренинги, в том числе по подготовке к публичным выступлениям.

VK заботится не только о профессиональном росте, но и о комфорте команды. С коллегами там можно заниматься английским, играть в квизы, участвовать в соревнованиях: у VK 16 команд по 11 видам спорта, в том числе настольному теннису, футболу и беговым лыжам. Работать можно в одном из больших и современных офисов VK, например в Москве, Минске, Перми или Новосибирске, или удалённо — удобный формат выбирает сам сотрудник.

Хочу работать в VK

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Реклама: ООО «ВК»
Обложка: Jacob Lund / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий