Как снимает Квентин Тарантино: стилизации, бесконечные диалоги и гротескная жестокость

Лайфхакер рассказывает о творческом пути легендарного режиссёра и фирменных приёмах.

Квентин Тарантино — знаковый режиссёр конца XX — начала XXI века. Любовь к его фильмам объединяет поклонников сложного кинематографа для интеллектуалов и фанатов боевиков и вестернов. А его размашистый и гротескный стиль съёмки не спутать ни с одним другим автором.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

После выхода дебютной работы Тарантино о нём заговорил весь мир кино, после выхода второго фильма — вообще весь мир. Сейчас режиссёр работает всего лишь над девятой картиной, но его влияние на кинематограф трудно переоценить.

Начало пути

До того как стать одним из самых влиятельных режиссёров, Тарантино был просто поклонником кино. Это началось ещё с детства. Мама Квентина работала целыми днями, а ему приходилось проводить время с отчимом и его друзьями. Поэтому мальчик чаще всего просто сидел перед телевизором. А в выходные семья часто ходила в кино. И уже тогда он начал придумывать первые сценки для своих игрушек.

Когда Квентин немного подрос, он решил бросить школу и устроился работать в кинотеатр (правда, как оказалось, там крутили порнографию), параллельно посещая курсы актёрского мастерства. А чуть позже Тарантино нашёл свою работу мечты — устроился в видеопрокат.

Молодой Квентин Тарантино в роли двойника Элвиса Пресли в сериале «Золотые девочки»

В то время как другие будущие режиссёры познавали основы мастерства в колледжах и на курсах, Квентин просто смотрел старые фильмы один за другим, заучивая их почти наизусть. А заодно подмечая, какие кассеты люди берут чаще всего.

Так он познакомился с творчеством Брайана Де Пальмы, Терри Гиллиама, Серджио Леоне, Жан-Люка Годара и других культовых режиссёров, впоследствии ставших главными ориентирами для его фильмов.

В середине восьмидесятых Тарантино предпринял первые попытки продать свои сценарии киностудиям, а параллельно занялся съёмками дебютной картины «День рождения моего лучшего друга». Фильм снимали на дешёвую видеокамеру, а главные роли играли знакомые режиссёра.



Картину толком закончить не удалось, а позже плёнка с последними 30 минутами фильма вообще сгорела при пожаре. Но из этого сюжета выросла «Настоящая любовь» — первый сценарий, который Тарантино удалось продать.

Чуть позже у него купили «Прирождённых убийц» — спустя несколько лет их взялся снимать Оливер Стоун. Правда, он так сильно переделал сценарий, что в титрах оставили лишь «По сюжету Квентина Тарантино».

Первые фильмы

Бешеные псы

На заработанное от продажи сценариев Квентин Тарантино решил снять свой первый настоящий фильм «Бешеные псы». Изначально из-за недостатка денег съёмки планировались примерно в том же стиле, что и в «Дне рождения…»: чёрно-белая картинка, любительская камера и минимум вложений.

Но помог случай: через третьи руки сценарий картины передали популярному актёру Харви Кейтелю. Позже его стали называть крёстным отцом Тарантино. Именно благодаря Кейтелю удалось получить финансирование для «Бешеных псов» и собрать отличный актёрский состав.

Слева направо: Майкл Мэдсен, Квентин Тарантино, Харви Кейтель, Крис Пенн, Лоуренс Тирни, Тим Рот, Стив Бушеми, Эдди Банкер. Мало кто может похвастаться таким звёздным составом в дебютном фильме

По сюжету, шестеро преступников, которые знают друг друга только по «цветным» прозвищам (вроде Мистер Белый и Мистер Оранжевый), совершают ограбление ювелирного магазина. Но среди них оказывается полицейский, и тщательно продуманное преступление превращается в кровавые разборки участников.

Правда, из-за ограниченного бюджета все основные сцены снимали в одном здании — бывшем морге. А под квартиру Оранжевого оформили помещение этажом выше.

Уже в этом фильме можно заметить необычный подход режиссёра. Для начала, Тарантино снял фильм об ограблении, почти не показывая само ограбление. Это история о подготовке, провале и параноидальном недоверии героев друг к другу, а не просто криминал с перестрелками.

К тому же фильм наполнен множеством отсылок к классике кино и прочей поп-культуре. Его сюжет многие сравнивают с гонконгским боевиком «Город в огне» 1987 года, а иногда даже обвиняют Тарантино в плагиате.



Герои постоянно цитируют фильмы, обсуждают песни Мадонны, а фоном играет различная старая музыка, которую любит сам режиссёр. Но если в первом фильме это могло показаться лишь «пробой пера», то с выходом его второй работы стало ясно: именно так Тарантино и хочет снимать.

Криминальное чтиво

Изначально по задумке режиссёра новый фильм был напрямую связан с его предыдущей картиной. Майкл Мэдсен, сыгравший в «Бешеных псах» Вика Вегу (он же Мистер Блондин), должен был вернуться к своей роли и в «Криминальном чтиве».

Но актёр оказался занят, и тогда пришлось сменить имя персонажа на Винсента и объявить его родным братом Вика Веги. Впоследствии ходило много слухов про общий фильм о двух героях, но они так и не воплотились в реальность — остались лишь фанатские постеры.

Тарантино пригласил на главные роли уже известных артистов. Правда, и у Брюса Уиллиса, и у Джона Траволты в тот момент наблюдался спад популярности, и новые роли должны были помочь им вернуться в большое кино. А для малоизвестного Сэмюэла Л. Джексона роль Джулса стала определяющей в будущей карьере.

В фильме несколько сюжетных линий, которые постепенно сходятся друг с другом: бандиты Винсент и Джулс должны доставить чемодан своему боссу Марселласу Уоллесу. Позже Винсент должен сводить в ресторан жену босса Мию. А боксёр Бутч отказывается проиграть в договорном матче и убегает после победы.

Необычное построение, во многом схожее с «Бешеными псами», окончательно сформировало стиль Тарантино, который будет прослеживаться во многих его будущих фильмах.

Формирование собственного стиля

Нелинейное повествование

Действие фильмов развивается не в хронологическом порядке. В «Бешеных псах» после вступительной сцены сразу показаны последствия ограбления, а все предшествующие события поданы в виде флешбэков. Кроме того, есть отдельные главы, посвящённые предыстории персонажей.

В «Криминальном чтиве» структура ещё сложнее. Сцены в фильме показаны непоследовательно, и поначалу остаётся только гадать, почему Винсент так странно одет и зачем в начале показали парочку грабителей в ресторане. К этому добавлена история из детства Бутча и другие флешбэки.

Такой подход позволяет заинтриговать зрителя и показать линейную историю с разных ракурсов. К тому же кульминационные сцены выдаются ровно в нужные моменты, не следуя прямой хронологии событий.

Бесконечные необычно снятые диалоги

Хорошие режиссёры чаще всего следуют принципу «показывай, а не рассказывай», поскольку считается, что длительные диалоги утомляют зрителя. Однако Тарантино любит раскрывать своих героев именно через разговоры. Так, во вступительной сцене «Бешеных псов» персонажи обсуждают песни и чаевые, из чего уже можно сделать выводы о характере некоторых героев.

В «Криминальном Чтиве» первый диалог Винсента и Джулса длится больше семи минут, и они успевают обсудить буквально всё: от названий гамбургеров во Франции до массажа ступней. Здесь Тарантино не только представляет героев, но и рассказывает о будущих событиях в картине, намекая на их хронологию.

А чтобы диалоги не казались скучными, режиссёр прибегает к нестандартным съёмкам. Обычный подход в кино — «восьмёрка», когда камера поочерёдно показывает говорящих с разных ракурсов. В фильмах Тарантино же она часто движется вокруг всех персонажей. Либо они говорят во время движения, а оператор следует за ними.

Длинные кадры, крупные планы и необычные ракурсы

Сам Тарантино не учился режиссуре и операторской работе. Но во время постановки «Бешеных псов» он познакомился с оператором Анджеем Секулой, который во многом и повлиял на визуальный ряд его первых фильмов.

Следуя приёмам классиков, режиссёр часто снимает по несколько минут одним непрерывным кадром без монтажа, что создаёт большее ощущение реалистичности. Если он показывает людей, сидящих за столом, свет чаще всего располагают не очень высоко, чтобы сделать дополнительный акцент на говорящих.

Кроме того, режиссёр часто использует необычные ракурсы. Например, в его фильмах часто есть вид из багажника машины — как бы взгляд на героев снизу вверх. Такой подход используется и в других сценах, чтобы ярче показать персонажей хозяевами положения. Например, когда Джулс и Винсент приходят забирать чемодан или коллега отца отдаёт юному Бутчу часы.

Подобный кадр есть практически во всех фильмах Тарантино

Также, например, в «Криминальном чтиве» в сцене ужина Винсента и Мии Уоллес камера начинает снимать их с общих планов. А по мере того как герои проникаются друг к другу доверием, их лица берутся всё крупнее. Плюс к этому режиссёр любит показывать глаза и губы героев, когда они говорят, едят или красят губы.

Кстати, в его фильмах много курят. Не желая рекламировать конкретные марки сигарет, Тарантино придумал свою фирму — в его картинах всегда фигурируют только сигареты несуществующей компании Red Apple.

Любимые актёры

Из первого фильма в «Криминальное чтиво» перешли сразу несколько актёров. Снова появились в кадре Харви Кейтель и Тим Рот. Стив Бушеми должен был сыграть более важную роль, но ему запрещал контракт, поэтому он появился в образе официанта. Как уже упомянуто, Тарантино планировал снять и Майкла Мэдсена.

Многие актёры из «Криминального чтива» также впоследствии будут неоднократно работать с режиссёром, а Сэмюэл Л. Джексон, Ума Турман и Тим Рот станут его любимчиками.

Сам же режиссёр обычно появляется в небольших эпизодах. Он любит играть в кино, но руководство процессом не позволяет ему исполнять серьёзные роли в собственных фильмах.

Ссылки на поп-культуру

Все фильмы Тарантино — собрание отсылок к его любимым картинам, сериалам, книгам, музыке и прочей культуре прошлых лет. Даже название дебютного фильма Reservoir Dogs, по мнению многих, — сочетание неправильного произношения Au revoir les enfants (фильм Луи Маля) и Straw Dogs (фильм Сэма Пекинпа).

В «Бешеных псах» актёр Лоуренс Тирни произносит фразу: «Мёртв, как Диллинджер», — притом, что сам в молодости играл Джона Диллинджера. В «Криминальном чтиве» Квентин Тарантино цитирует сцены из «Психо» Хичкока, «8½» Феллини и ещё с десяток других картин, вплоть до мультсериала «Флинтстоуны».

Отсутствие положительных персонажей

В фильмах Тарантино невозможно встретить абсолютно правильных героев. Почти все центральные персонажи в той или иной мере нарушают закон, принимают наркотики, иногда ведут себя подло и что-то скрывают.

С одной стороны, это делает их более живыми, позволяя избежать клише, когда добро и зло чётко разделены. С другой — даёт больше свободы автору. Он может без сожалений убивать своих героев или отправлять их в тюрьму: каждый это заслужил.

Жестокость и насилие

«Бешеных псов» критиковали за излишне реалистичное отображение насилия (в частности, за сцену с отрезанием уха). Но режиссёр считает экранную жестокость лишь приёмом, который помогает раскрыть персонажей, а заодно развлечь зрителя.

По словам Тарантино, это никак не связано с реальным насилием из жизни, поскольку происходящее в кино лишь игра.

Знакомство с Робертом Родригесом и создание «От заката до рассвета»

Ещё в 1992 году на кинофестивале в Торонто Квентин Тарантино познакомился с начинающим режиссёром Робертом Родригесом. Они быстро поняли, что в их стиле и подходе к работе много общего. И вскоре стали регулярно сотрудничать друг с другом. Сначала каждый из них снял по новелле к фильму «Четыре комнаты», а потом Тарантино принёс приятелю сценарий фильма «От заката до рассвета».

Изначально он планировал поставить картину лично, но в итоге решил отдать руководство Родригесу, а сам исполнил одну из главных ролей — сумасшедшего маньяка Ричи Гекко.

Но всё же этот проект больше принадлежит Тарантино. Даже по словам режиссёра, тот регулярно подсказывал ему как лучше снимать. В результате история двух братьев, которые взяли в заложники семью священника, но потом попали в бар, заполненный вампирами, можно считать очередным фильмом Квентина Тарантино. Здесь даже есть его «фирменные» ракурсы, а на роль священника Джейкоба пригласили всё того же Харви Кейтеля.

Кстати, с Джорджем Клуни, сыгравшим главную роль грабителя Сета Гекко, Тарантино познакомился, когда снимал эпизод знаменитого сериала «Скорая помощь». Родригес же привёл актёров, с которыми уже поработал в «Отчаянном»: Сальму Хайек, Дэнни Трехо и группу Tito & Tarantula.

Визуально же «От заката до рассвета» — яркий пародийный оммаж фильмам ужасов восьмидесятых. Вампиры здесь больше похожи на крыс и явно напоминают монстров из фильмов Джона Карпентера, а ближе к финалу Сет почти дословно цитирует его картину «Нападение на 13-й участок».

Комедийный подход распространился даже на подбор актёров: Чич Марин сыграл сразу три второстепенные роли, а в качестве статистов на площадку заглядывали друзья авторов. Именно так и бывало во времена, когда хорроры снимали на коленке.

Режиссёры стали друзьями на годы. Они ещё неоднократно выпускали общие проекты. А когда вышел фильм «Город грехов», Роберт Родригес пригласил Квентина Тарантино, чтобы тот помог со съёмками одной сцены. И даже заплатил ему гонорар в один доллар.

Самый незаметный фильм «Джеки Браун» и смена стиля

Став настоящей звездой кинематографа, Квентин Тарантино решил впервые снять фильм не по собственному оригинальному сценарию. За основу он взял роман «Ромовый пунш» своего любимого писателя Элмора Леонарда (по слухам, Тарантино в юности даже арестовали за кражу одного из его романов).

Стиль Леонарда во многом близок к фильмам Тарантино: в его книгах длинные необычные диалоги, практически нет абсолютно положительных персонажей и много чёрного юмора.

Режиссёр лично переработал роман в сценарий и снова использовал все свои приёмы. Сюжет рассказывает о стюардессе Джеки Браун, которая перевозит наличные для торговца оружием. После того как ФБР её арестовывает и предлагает сдать нанимателя, Джеки решает и избавиться от босса, и присвоить деньги.

На главные роли Тарантино пригласил звёзд своих любимых фильмов из семидесятых и восьмидесятых: Пэм Гриер, которая к тому же когда-то играла в картине «Фокси Браун», Роберта Форстера, Роберта Де Ниро, Майкла Китона. Из основного состава исключение составлял лишь относительно молодой Сэмюэл Л. Джексон.

В фильме есть несколько отсылок к «Криминальному чтиву». Например, Джеки Браун покупает такой же костюм, какой носила Мия Уоллес, и ездит на машине Бутча.

Также есть и съёмки из багажника, и главный фетиш Тарантино — крупные планы женских ног. На этот раз вместо Умы Турман в кадре ступни Бриджит Фонды.

Фильм собрал хорошую для своего скромного бюджета кассу, а Роберт Фостер даже получил номинацию на «Оскар». Но в итоге картина вышла менее яркой, чем предыдущие работы режиссёра. И отчасти дело в простом линейном повествовании. Чем всё закончится, понятно с самого начала фильма, привлекают лишь мелкие сюжетные повороты и хорошая актёрская игра.

К тому же стала слишком заметна вторичность сюжета. Это снова история о преступниках, махинациях с деньгами, оружием и наркотиками. Осознание самоповторов заставило Тарантино задуматься о смене стиля. И он на шесть лет практически пропал из кинематографа. А когда вернулся, его фильмы стали ярче и гротескнее.

«Убить Билла» — новый подход к съёмкам

Новые проекты Квентина Тарантино после возвращения на большой экран превратились в искусные стилизации под старые дешёвые фильмы. Примерно тем же он занимался на съёмках «От заката до рассвета». Но теперь размах стал больше, съёмки — изящнее, а темы — разнообразнее.

И для начала он выпустил фильм «Убить Билла» — оду любви к боевикам о восточных единоборствах. Это история наёмницы по кличке Чёрная Мамба: девушку пытался убить бывший босс и любовник, но она выжила и решила отомстить всем прежним коллегам.

Картина вышла на экраны двумя частями с разницей в полгода. Но по сюжету и даже построению действия это один целый фильм длительностью около четырёх часов.

Вроде бы в нём есть общие черты с предыдущими работами. Та же нелинейность повествования и отсылки к старому кино. Обилие разговоров, которые удачно вписаны даже в экшен. Ума Турман играет главную роль, и снова появляется Майкл Мэдсен. Но всё же легко заметить и новое в почерке режиссёра.

От отсылок к стилизациям

Первые фильмы Тарантино хоть и ссылались на поп-культуру и даже копировали сюжетно классику, всё же выглядели самостоятельными работами. Теперь же режиссёр стал преувеличенно ярко копировать различные стили кино.



Жёлтый костюм главной героини похож на одежду Брюса Ли в картине «Игра смерти». При этом сюжет «Убить Билла» почти повторяет японский фильм «Госпожа Кровавый Снег».

Но главное, что целые сцены построены так, будто картину действительно сняли в семидесятые годы где-то на Востоке. Обучение Чёрной Мамбы в монастыре полностью соответствует классике боевиков. Есть даже аниме-вставки. А когда героиня сталкивается с кланом «88 бешеных», действие превращается в театр теней.

Гротескная жестокость

Реалистичное насилие сменилось настолько преувеличенной кровавостью сцен, что они перестали выглядеть натурально. Всё в той же схватке с кланом «88 бешеных» кровь бьёт фонтанами.

В другой сцене драка происходит на кухне, а героини успевают прерваться, чтобы поговорить с маленькой девочкой. И, конечно же, после самых тяжёлых травм Чёрная Мамба удивительно быстро восстанавливается, чтобы продолжить свой путь.

Новые приёмы съёмки

Фетишные крупные планы губ и ног никуда не исчезли. Но у Тарантино появился новый излюбленный ракурс — съёмка сверху. Камера может показывать всё помещение, пролетая над стенами, или же снимать всех героев сразу таким необычным общим планом.

Это пришло на смену камерным съёмкам. Если раньше у Тарантино герои много времени проводили в замкнутом пространстве, то теперь он показывает весь объём помещения. Или позволяет зрителю почувствовать слабость одного героя перед толпой врагов.

Плюс Тарантино стал больше играть с цветом. Предыдущие фильмы он снимал с максимально естественной картинкой. Теперь же яркость иногда выкручивается на максимум, делая цвета почти кислотными в духе комиксов. А события из прошлого, наоборот, могут быть показаны в чёрно-белых тонах.

Разделение на главы

Подобным приёмом он пользовался и в предыдущих картинах. Но начиная с «Убить Билла», разделение стало выглядеть более чётким. И это снова отсылка к азиатским фильмам — например, к творчеству Куросавы.

Что интересно, внутри глав Квентин Тарантино всё равно успевает показывать флешбэки, которые лучше раскрывают героев и общую картину происходящего.

«Грайндхаус» — дешёвый хоррор и реклама

Несмотря на то, что Квентину Тарантино так и не дали выпустить «Убить Билла» целиком, разделив картину на две части, следующий проект он опять решил делать глобальным.

Режиссёр вновь объединился со своим другом Робертом Родригесом и организовал проект «Грайндхаус» — так в семидесятые называли кинотеатры, где крутили дешёвые фильмы и продавали два билета по цене одного.

По изначальной задумке под общим заголовком хотели выпустить две полнометражные картины и несколько рекламных роликов несуществующего кино. Удалось это лишь отчасти.

Родригес и Тарантино действительно сняли собственные фильмы. Первый — трэш-хоррор «Планета страха» о том, как вирус зомби захватил всю планету. Мутантам противостоит только группа выживших под руководством девушки с пулемётом вместо ноги. Причём Роберт Родригес не просто снял «плохой фильм» — у него в кадре иногда даже «плывёт» или обрывается плёнка, как это бывало в старых кинотеатрах.

Квентин Тарантино в своей части «Доказательство смерти» решил обратиться к теме эксплуатационного кино. Он взял самый яркий пример — сексуальные девушки оказываются в беде. В его случае они попадают в машину к безумному каскадёру. Причём Тарантино снова разделил сюжет на две главы. В первой маньяк уговаривает незнакомых посетительниц бара прокатиться с ним. Во второй — преследует группу девушек на дороге.

Причём если присмотреться, эти фильмы связаны между собой парой второстепенных героев. Из этого можно сделать вывод, что действие «Доказательства смерти» происходит до «Планеты страха».

Кроме этого, с подачи авторов их друзья-режиссёры сняли трейлеры вымышленных «дешёвых» фильмов: «День благодарения» (Элай Рот), «Женщины-оборотни СС» (Роб Зомби), «Не делайте этого!» (Эдгар Райт). А сам Роберт Родригес создал ролик картины «Мачете». Причём после выпуска этого трейлера его столько спрашивали о самом фильме, что он действительно его снял.



Всё это планировали крутить одним большим сеансом в кино: фильмы, а между ними трейлеры. Но законы бизнеса сыграли свою роль: люди не захотели идти на такие долгие сеансы. После провала в прокате продюсеры потребовали от режиссёров перемонтировать картины и пустили их по отдельности. Но это, конечно, повлияло на восприятие. Сами по себе истории кажутся слишком простыми и не очень интересными.

На сегодняшний день «Доказательство смерти» — самый низкооценённый фильм Тарантино, который считают его неудачей. Но если посмотреть весь «Грайндхаус» так, как задумывали авторы, то отношение меняется — это настоящее погружение в мир дешёвого кино.

«Бесславные ублюдки» — апофеоз разговорного кино и альтернативная история

Над сценарием своего первого «военного фильма» Квентин Тарантино работал много лет, отвлекаясь то на съёмки «Убить Билла», то на «Грайндхаус». За это время почти весь задуманный режиссёром актёрский состав занялся другими проектами. Но всё же спустя годы картина увидела свет.



И на деле это оказалось вовсе не военное кино, а очередная необычная стилизация и смешение жанров. Даже сам оригинальный заголовок намекает на нестандартную отсылку к классике — итальянский фильм «Этот проклятый бронепоезд» в США называли как раз The Inglorious Bastards. В своей же картине Тарантино умышленно допустил в названии две ошибки — Inglourious Basterds.

Он отчасти повторил сюжет оригинала: группа американских военных отправляется на опасную миссию во время Второй мировой войны. Но Тарантино очень необычно построил сюжет, добавив в него совсем другие темы.

Первую сцену фильма можно считать вершиной разговорного кино. Она длится больше 15 минут, и всё это время зрителю показывают лишь диалог двух героев: фашист Ланда допрашивает владельца молочной фермы Перье. Но даже её Тарантино смог сделать совершенно не скучно. Поначалу кажется, что Перье полностью владеет ситуацией, но на самом деле Ланда постоянно давит на него и запутывает.

Психологизм этой ситуации построен на тонкой актёрской игре — Кристофа Вальца режиссёр считает своей главной находкой. А также на необычных ракурсах и антураже. Например, камера снова движется вокруг персонажей, будто запутывая допрашиваемого. Очень показателен момент, когда оба героя закуривают, и Перье достаёт обычную трубку, а Ланда — огромную и нелепую, будто показывая своё превосходство.

Дальше сюжет превращается в набор стандартов разных жанров, преувеличенных до гротеска. Тарантино снова делит действие на главы. И на этот раз ещё и использует несколько языков для большего правдоподобия: в фильме говорят на английском, немецком и французском.

Сначала режиссёр рассказывает типичную историю группы военных диверсантов в духе «Пушек острова Наварон», только ещё и с тонким подтекстом: Тарантино рассуждает о допустимости «справедливого насилия», когда евреи жестоко уничтожают фашистов.

Далее режиссёр обыгрывает традиционную для спагетти-вестернов перестрелку в таверне, где практически все герои обречены на смерть. Долгая разговорная сцена с игрой в угадывание персонажей (таким образом Тарантино умудрился даже в историю Второй мировой добавить отсылки к поп-культуре) переходит в кровавую бойню.

Причём в конце этой сцены он сам же шутит над своим излюбленным приёмом, который называют «мексиканский тупик» — когда несколько персонажей одновременно направляют друг на друга оружие. Здесь герой Брэда Питта спорит с выжившим фашистом о значении этого термина.

И наиболее неожиданно для Квентина Тарантино выглядит внезапное обращение к альтернативной истории. Он показывает совсем иную версию развязки Второй мировой войны. Причём снова делает это с размахом и преувеличенно: Гитлера успевают и расстрелять, и сжечь, и взорвать.

Новая жизнь вестернов

Классические вестерны — ещё одна юношеская любовь Тарантино. В предыдущих фильмах он неоднократно ссылался на фильмы Серджио Леоне. «Мексиканский тупик» пришёл из картины «Хороший, плохой, злой», а сцена визита Ланды в начале «Бесславных ублюдков» намекает на аналогичный момент из «Однажды на Диком Западе».

«Джанго освобождённый» — социальный вестерн

Но собственный вестерн он выпустил только к 2012 году. За основу режиссёр решил взять не фильмы Леоне, а более китчевую картину Серджо Корбуччи «Джанго» 1966 года с Франко Неро в главной роли.

Интересно, что до этого Квентин Тарантино уже спродюсировал проект «Сукияки вестерн Джанго» — азиатский ремейк истории — и сам снялся в нём в небольшой роли. Иронии добавляет и название: сукияки — вид японской лапши, что намекает на азиатский аналог спагетти-вестерна.

Квентин Тарантино в фильме «Сукияки вестерн Джанго»

Тарантино снова решил смешать жанры. В рамках классического вестерна он рассказал историю рабовладения в США. В его версии Джанго — темнокожий раб, которого освобождает охотник за головами доктор Шульц. Джанго хочет отомстить бывшим владельцам и спасти свою жену Брунхильду.

По задумке режиссёра, Джанго должен был сыграть Уилл Смит, но тот отказался, и роль перешла к Джейми Фоксу. Иронично, что Смит уже во второй раз упустил знаковую роль в кино — в 1999 году он променял «Матрицу» на «Дикий, дикий Запад».



В картине режиссёр постоянно ссылается на оригинальный фильм Корбуччи, используя даже заглавную музыкальную тему. Ненадолго появляется и сам Франко Неро.

Что интересно, в «Джанго освобождённом» Тарантино отказался почти от всех традиционных для себя атрибутов. Ещё в «Бесславных ублюдках» он впервые переместил действие в прошлое, но на этот раз сюжет разворачивается вообще в середине XIX века.

Хотя и здесь он находит возможность рассказать о массовой культуре. Так, например, он вставляет в действие пересказ саги о Нибелунгах и костюм с картины «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо.

Помимо нескольких флешбэков, режиссёр практически отказался от нелинейности повествования — действие развивается последовательно, поскольку вестерну излишнее усложнение сюжета пошло бы только во вред.

Сменился даже актёрский состав. За исключением нового фаворита режиссёра Кристофа Вальца и небольшой роли Сэмюэла Л. Джексона, большинство актёров раньше не работали с Тарантино, что, конечно, освежило визуальный ряд.



Поначалу даже кажется, что он почти избавился и от жестокости в кадре: убийства здесь показаны без присущего режиссёру гротеска. Но всё это лишь готовит к очередной стандартной для вестерна сцене перестрелки в доме, где кровь льётся рекой.

«Омерзительная восьмёрка» — возвращение к камерности

И словно в противовес предыдущей работе дальше Тарантино выпустил ещё один вестерн, но построенный совершенно иначе. Большая часть действия «Джанго...» — поездки героев, их встречи с новыми друзьями и врагами. «Омерзительная восьмёрка» — самый «замкнутый» фильм режиссёра, что и атмосферой, и сюжетом отсылает нас к «Бешеным псам».

Его герои встречаются в дилижансе, среди них два охотника за головами, преступница и человек, называющий себя шерифом. А потом оказываются запертыми в уединённом трактире во время снежной бури с ещё несколькими постояльцами. Среди них есть предатель, но на самом деле каждый из героев что-то скрывает.

И снова здесь нет нелинейности. Это скорее замкнутый детектив, переходящий в триллер. Тарантино вернулся к своим излюбленным долгим, почти бесконечным диалогам. Ведь герои лишь изредка прерываются на какие-то действия, а большую часть времени просто сидят в одном помещении и разговаривают.

Помимо «прямого» сюжета и жанра, «Омерзительную восьмёрку» роднит с «Джанго освобождённым» и структура: основная часть действия развивается неспешно, чтобы в кульминации вновь показать почти комичную жестокость.

Как это ни странно, в фильме есть некоторые отсылки к другим работам режиссёра: герои снова курят сигареты Red Apple, а персонажа Тима Рота по имени Пит Хикокс он назвал предком Арчи Хикокса из «Бесславных ублюдков», которого сыграл Майкл Фассбендер. И можно лишь догадываться об иронии автора в сцене, где письмо от Авраама Линкольна освещает лицо героя Джексона подобно неизвестному содержимому чемодана в «Криминальном чтиве».


Вроде бы Квентин Тарантино снял не так много фильмов: у него всего восемь режиссёрских работ. И вроде бы он не придумал ничего принципиально нового, просто берёт классические стили кинематографа и по-новому их обыгрывает.

Но всё же режиссёр вошёл в историю как новатор. Секрет Тарантино в том, что он умеет показывать долгие диалоги совершенно не скучно. Он выделяет лучшие составляющие жанров, избавляясь от недостатков. Совмещает авторский подход с массовым кино и показывает весёлый аттракцион, который позже можно бесконечно обсуждать.

Сейчас режиссёр работает над девятым фильмом «Однажды в Голливуде» о телевизионном актёре, который после одного удачного сериала пытается пробиться в кинобизнес. При этом параллельно той же целью задался его дублёр.

Когда-то Тарантино сказал, что после десятого фильма навсегда бросит кинематограф. Правда ли это — покажет лишь время.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Matsur Shizin
27.03.19 22:39
| изменено
Шедеврально!
Marat Maresko
28.03.19 06:56
"но его влияние на кинематограф трудно оценить" - может переоценить?
Maksim Borkovchenkov
02.09.19 21:58
Шикарная статья. Спасибо большое!
Алиса Ферар
27.11.19 11:26
 «Доказательство смерти»  это один из моих любимых фильмов. Смотрю его несколько раз в году.