5 крутых идей российских инженеров из прошлого, которыми пользуются сейчас

Изобретатели постоянно находятся в поиске решений, которые сделают жизнь проще и комфортнее. И находят их! Вместе с национальным проектом «Наука и университеты» вспоминаем идеи, которые предлагали отечественные инженеры. Спойлер: не все они сразу стали реальностью.

1. Монорельс

Сейчас прокатиться на монорельсе, железной дороге без двух несущих рельсов, можно в Москве. Достаточно сесть на одну из станций 13‑й линии метро. Подобие такого транспорта в подмосковном селе Мячково ещё в 1820 году — даже раньше, чем в Российской империи запустили первый паровоз.

Идея проекта принадлежит изобретателю Ивану Эльманову. Его конструкция состояла из чугунных прутьев, установленных на каменных столбах, вагонетки и лошадей. Последние как раз и тянули повозку. А чтобы движению животных не мешали лужи и грязь, по бокам от сооружения были предусмотрены сточные канавы.

Изобретение получило название «Дорога на столбах». Инженер предполагал, что его транспорт поможет везти тяжёлые грузы быстрее и менее трудозатратно, потому что «уничтожало тяжесть», то есть выгодно перераспределяло вес. По его расчётам, одна лошадь, тянущая монорельс, способна увезти за раз столько же, сколько 16 животных, запряжённых в стандартные повозки.

Идея Эльманова, однако, поддержки не нашла, поэтому всё остановилось лишь на этапе небольшого прототипа. Спустя год похожую конструкцию англичанин Генри Палмер. А в 1825‑м в Великобритании запустили первый полноценный монорельс для перевозки грузов.

2. Маглев

Он же — поезд на магнитной подушке. Первые образцы такого транспорта в 1979 году, причём одновременно в двух странах — ФРГ и СССР. Немецкие изобретатели продемонстрировали маглев на международной выставке, советские — тестировали свой вариант на специальном полигоне в Раменском. Разработкой нового скоростного общественного транспорта инженеры в Союзе начали заниматься в 1975 году. Первый образец вагона назвали ТП‑01, а всего было создано пять версий.

Главные плюсы маглева — высокая скорость и износостойкость. Поезд держится на плаву за счёт электромагнитного поля и не касается рельсов. Поэтому трения нет, а единственная ограничивающая сила — аэродинамическое сопротивление.

Максимальные возможности маглева зависят от силы используемых магнитов. Советские модели разрабатывались для езды на скорости около 100 км/ч. Первыми опробовать транспорт должны были жители Армянской ССР. Там планировали проложить маршрут от Еревана до Абовяна, по которому ездили бы вагоны ТП‑05. Кстати, их скорость развить до 180 км/ч. Но запустить маглев не удалось — помешало Спитакское землетрясение. А в конце 80‑х проект советских инженеров заморозили.

Сейчас маглевы в качестве общественного транспорта используют в Японии, Южной Корее и Китае. В России такие поезда запустить к 2025 году.

Начать экспериментировать с идеями и разрабатывать технологии молодым учёным сейчас помогает национальный проект «Наука и университеты», а также федеральный проект «Передовые инженерные школы», благодаря которому в 15 регионах России открылись 30 центров по подготовке исследователей и изобретателей. Обучение там проводится по разным направлениям: от транспорта и приборостроения до архитектуры и искусственного интеллекта.

Проект поддерживают более 40 индустриальных партнёров — крупных высокотехнологичных компаний. По окончании обучения студенты смогут прийти туда на работу: по предварительным прогнозам, к концу 2024 года будут трудоустроены 500 выпускников. Также федеральный проект поддерживает разработку новых образовательных программ, а для преподавателей и руководителей передовых инженерных школ и других вузов проводят повышение квалификации — в том числе и в форме стажировок в высокотехнологичных компаниях.

Хочу стать инженером

3. Электродвигатель

Изображение: Bigbubblebee99 / Shutterstock

Электродвигатель сегодня обеспечивает работу многих конструкций — от промышленных машин до пассажирских лифтов. А у истоков его создания стоял немец Мориц Герман Якоби: первую модель такого устройства он в 1834 году в Кёнигсберге. Над разработкой двигателя, преобразующего электрическую энергию в механическую, в то же время корпели и другие инженеры, но их решения сложно было применить на практике.

Изобретение Якоби быстро стало известным и привлекло внимание научного сообщества. В итоге учёного пригласили работать в Санкт‑Петербург. Со временем он получил российское подданство и принял имя Бориса Семёновича Якоби.

После переезда изобретатель не остановил работу над своим устройством и даже опробовать его на практике. Идея получила одобрение Николая I: император создал «Комиссию для приложения электромагнетизма к движению машин по способу профессора Якоби» и выделил на задачу 50 тысяч рублей — по тем временам сумму. В итоге в 1838 году по Неве проплыла лодка, управляемая электродвигателем. На борту находилось 12 человек, транспорт двигался со скоростью 2 км/ч и сумел проплыть как по течению, так и против него.

Затем Якоби решил доработать конструкцию, и через год судно вновь вышло на реку, причём его скорость выросла в четыре раза. Однако мощности двигателя всё ещё не подходили для задач больших, чем спокойные прогулки по воде. В 1842 году Комиссию закрыли, а испытания двигателя отложили до появления прорывных технологий — открытия произошли уже после смерти Якоби.

4. Мобильный телефон

Первым мобильником Motorola DynaTAC 8000X. Устройство весило чуть больше килограмма и выглядело как массивная трубка с объёмной клавиатурой и выдвижной антенной. Но у него был малоизвестный предшественник. В 1957 году переносной телефон ЛК‑1 создал советский радиоинженер Леонид Куприянович. Тогда же он патент на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи».

Одного заряда аккумулятора ЛК‑1 хватало примерно на сутки. Девайс принимал и передавал сигналы на расстоянии 25–30 километров. А работать ему АТР — автоматическая телефонная радиостанция: она связывалась с городской станцией, и разговор с мобильника шёл по обычной сети.

Модель была оснащена привычной для стационарных телефонов трубкой, базой‑приёмником с дисковым циферблатом и двумя складными антеннами. прибор три килограмма, так что носить ЛК‑1 с собой было не очень удобно. Это понимал и сам Куприянович, поэтому активно работал над усовершенствованием своего мобильника.

Уже через год инженер снизил его вес до 500 граммов и добавил опцию зарядки аккумулятора в автомобиле. А в 1961‑м показал гаджет весом всего 70 граммов — раза в два легче, чем большинство современных смартфонов. Радиус действия увеличился до 80 километров. Но в массовое производство мобильный в итоге так и не попал.

5. Умный дом

Изображение: RossHelen / Shutterstock

Идея управляемого дома, в котором вся электроника связана между собой, приходила к фантастам и учёным прошлого в разных странах. И советские исследователи не были исключением. Одно из их решений — проект СФИНКС 1987 года — очень похоже на технологии, которыми мы пользуемся сейчас. его во Всесоюзном научно‑исследовательском институте технической эстетики.

В проекте СФИНКС разные устройства, часть из которых легко узнать. Например, браслет с видеоэффектором — это умные часы, а электронная карта с управлением голосом — умная колонка. По задумке учёных, всю информацию, например видеоконтент, хранил процессор с дисками, а с развитием технологий на смену портативным носителям пришло бы внутреннее хранилище с достаточным объёмом памяти. Устройства между собой связывались радиосигналом, а управлять «умным домом» предлагали через пульт, который реагировал как на нажатия кнопок, так и на голосовые команды.

Исследователи предполагали, что так дом будет выглядеть уже в 2000 году — ошиблись с расчётами всего на пару десятилетий. Сам СФИНКС так и не был воплощён в реальность: разработка остановилась только на текстах, рисунках и макетах.

Для тестирования и создания технологий будущего инженерам нужны современная приборная база и лаборатории. Сейчас доступ к таким есть в большинстве ведущих научных организаций России, в том числе в вузах и НИИ, благодаря национальному проекту «Наука и университеты».

В 2019 году стартовала программа по обновлению приборной базы. Сейчас на эти цели уже потрачено 52,9 миллиарда рублей: 272 организации приобрели более 6,6 тысячи приборов. Треть закупленного учёными оборудования — отечественного производства. Обновление приборной базы позволяет не только создавать конкурентоспособные технологии, но и снижать зависимость от иностранных комплектующих.

Узнать больше

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Mike
28.11.23 23:21
Нет, не считается ни Ползунов ни Уатт. ))) Паровая машина, возможно, была создана и использована Фердинандом Вербистом около 1672 года в его изобретении - игрушке на паровом двигателе, сделанной для китайского императора. Первая же достоверно известная паровая машина была построена в XVII веке французским физиком Дени Папеном и представляла собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году вакуумные паровые машины Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей. Значительные усовершенствования в вакуумной паровой машине были сделаны Джеймсом Уаттом в 1769 году. Дальнейшее значительное усовершенствование парового двигателя (применение на рабочем ходу пара высокого давления вместо вакуума) было сделано американцем Оливером Эвансом в 1786 году и англичанином Ричардом Тревитиком в 1800 году.
Alex Ponomar
28.11.23 23:21
Паровую машину кто только не изобретал за последние две тысячи лет: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Василий Z
29.11.23 15:36
"...поезд на магнитной подушке. Первые образцы такого транспорта появились в 1979 году, причём одновременно в двух странах — ФРГ и СССР..." - изобретение заведующего кафедрой физики Томского технологического института Бориса Петровича Вейнберга 1911 года. "Гиперлуп" Илона Маска изобрели в Томске. Когда-то...
Vasil Gaifullin
04.12.23 19:05
Это старая национальная традиция русского народа
Читать все комментарии