Ребёнок всё время сидит за компьютером. 6 советов, которые помогут извлечь из этого пользу

Концентрация, креативность, умение управлять временем — это не всё, что может освоить ребёнок, вечно сидящий за компьютером. Вместе с национальным проектом «Цифровая экономика» разбираемся, как родителям превратить вредную привычку в перспективное хобби.

1. Выбирайте игры развивающих жанров

Конечно, не стоит бесконтрольно оставлять ребёнка за компьютером, но и ругать за любовь к геймингу не нужно. Игры могут быть полезны. Они улучшают внимательность и тренируют навык многозадачности. Геймерам обычно приходится следить за поведением противника, действиями команды и обстановкой на площадке.

Так, игры вроде Super Mario World и Angry Birds научат быстро реагировать на препятствия, анализировать ситуацию и продумывать действия на несколько шагов вперёд. За счёт этого ребёнок может улучшить когнитивные навыки и память, проводя за похожими платформерами 30–45 минут ежедневно. Эффект будет заметен примерно через четыре недели. А некоторые испытуемые замечали его уже через две.

2. Предложите ему создать свою игру

Это не так уж и сложно: в сети можно найти инструменты с простым набором функций. Для некоторых платформ по сборке игр не нужны языки программирования. Например, для RPG Maker, Game Maker Studio 2 или GameGuru. Затем, если ребёнку станет скучно пользоваться ими, он может перейти к конструкторам вроде Roblox. Для него нужно изучить язык Lua. По набору функций он близок к JavaScript — одному из популярных инструментов для разработчиков.

Если ребёнку мало перечисленных сервисов, он может перейти к более сложным механикам. Ему нужно будет изучить языки программирования вроде C++, HTML и C#. Они популярны среди разработчиков, которые пользуются платформой Unity. В дальнейшем языки помогут ребёнку начать карьеру в IT.

Кроме кодинга, ребёнку нужно будет освоить и другие навыки. Ему предстоит составить подробный план действий, написать сценарий, найти звуковое сопровождение, разработать дизайн персонажей. Одному человеку, даже взрослому, трудно делать всё это самостоятельно. Порой нужно объединиться с другими энтузиастами, чтобы создать игру. Так ребёнок подтянет навыки коммуникации и, может быть, соберёт команду, с которой потом выпустит не один успешный продукт.

Дети могут изучать основы программирования и пробовать силы в создании игр самостоятельно, но порой это непросто. Хороший вариант — предложить ребёнку развивать навыки на дополнительных курсах по программированию. А благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» ученики 8–11 классов могут поступить на них бесплатно — по проекту «Код будущего».

Школьники пройдут четыре модуля обучения длительностью в два года. За это время они освоят языки программирования вроде JavaScript, C#, C++, Python и многие другие. А ещё подготовятся к ЕГЭ и ОГЭ по информатике, хакатонам и олимпиадам. По окончании обучения каждый участник получит сертификат.

Учиться по проекту «Код будущего» можно как онлайн, так и очно на базе региональных площадок. Сейчас они открыты в 78 регионах, а найти их в своём городе можно с помощью интерактивной карты на «Госуслугах». В будущем таких площадок станет только больше.

Узнать больше →

3. Научите ребёнка распределять время

Изображение: Max4e Photo/ shutterstock

Всё хорошо в меру, и игры за компьютером в том числе. Предложите ребёнку пользоваться трекерами времени — особенно если он не успевает завершить запланированные дела.

Для начала пусть он только отслеживает, как долго сидит за компьютером. Затем предложите постепенно сокращать время для игры: скажем, на 20 минут в неделю. И так до тех пор, пока не дойдёт до лимита, который вы с ним установили.

Всем — и ребёнку в том числе — проще придерживаться чёткого графика, если человек понимает, для чего это делает. Помогите школьнику выбрать цель, ради которой он будет просыпаться по утрам, выполнять поставленные задачи и реже листать тиктоки.

Подавайте личный пример. Рассказывайте ребёнку, над какими проектами работаете и что вам для этого нужно. Объясните, что такое дедлайны и почему их не стоит пропускать. Покажите популярные трекеры задач. Возможно, они заинтересуют школьника и он возьмёт их на вооружение.

4. Ищите игры, которые дают представление о профессиях

К примеру, симулятор The Sims станет отличным инструментом для юного архитектора. Игру в 2000 году создал студент инженерного факультета: он уделил особое внимание инструментам для строительства жилья. Если ребёнок подойдёт к возведению игровых домов иначе и разберётся перед этим, как располагать объекты, то кто знает — может, он заинтересуется архитектурой.

Есть и другие игры, которые дадут ему представление о профессиях. Симуляторы вождения покажут ребёнку, с чем придётся столкнуться при управлении автомобилем. Пошаговые стратегии вроде Cid Meier’s Civilization позволят примерить на себя роль лидера государства. Даже небольшие игры вроде Hundred Days — симулятора винодела, или Farm Manager, в которой ребёнок сможет побыть фермером, помогут понять, каково работать в той или иной сфере.

5. Помогите запустить блог о его хобби

Изображение: Ulza/ shutterstock

Возможно, ваш ребёнок — потенциально успешный стример или обозреватель трендов. Обсудите с ним запуск соцсетей, которые он потом сможет монетизировать. Если ребёнку кажется, что ему не о чем рассказать, напомните, что практически у любого контента есть ценители. Например, у ютуберши под ником Simstopia 230 тысяч подписчиков. Она снимает ролики о том, как строит дома в симуляторе The Sims 4.

Некоторые блогеры развивают свои каналы по 5–10 лет, так что пусть ребёнка не пугают временные трудности. Например, Даниил Лазаренков, больше известный как Chuck Review, заинтересовался обзорами фильмов ещё в 2009‑м. Тогда будущему влогеру едва исполнилось 13 лет. К 26 годам он успел снять множество роликов о новинках кино, стать ведущим ностальгического шоу «Видеосалон “Базука”» и даже снять фильм.

Если ребёнок не забросит увлечение, то сможет полноценно зарабатывать на нём в зрелом возрасте. А ещё такое хобби поможет ему освоить базовые навыки менеджмента и администрирования, ведь блогеру нужно создавать контент‑план и искать каналы для продвижения. В дальнейшем эти навыки пригодятся, если ребёнок захочет стать продакт‑менеджером.

Чтобы поддержать его в начинании, изучите с ним опыт любимых блогеров. Если у вас есть знакомые SMM‑щики и они не против проконсультировать ребёнка, обратитесь к ним за помощью. Не забудьте про оборудование. Чтобы сэкономить и не потратить деньги впустую, возьмите для начала подержанную технику. Если увидите, что ребёнок настроен серьёзно, обновите инвентарь.

6. Внесите элементы игры в реальную жизнь

Например, поставьте пароль на компьютере. Оставьте рядом с заблокированным гаджетом подсказку, которую ребёнок точно сможет разгадать. Или превратите поиск решения в квест. Элементы геймификации в жизни помогут ребёнку быстрей развить креативные навыки.

Разгадка пароля не единственный способ заинтересовать ребёнка учёбой. Вы можете применить в жизни другие игровые механики, которые подмечают некоторые специалисты. Если ребёнок хочет освоить гитару, введите систему наград и челленджей. Например, если в течение недели школьник выучит дополнительный аккорд, то получит жетоны. Договоритесь о том, что их можно обменять на что‑то ценное.

Геймификацию можно использовать и для развития практических навыков. Предположим, вы планируете отдать школьника на курсы по программированию. Обсудите с ним и узнайте, чему конкретно он хочет научиться. Если ребёнок посещает курсы с друзьями, предложите их родителям ввести элемент конкуренции. Создайте онлайн‑документ с таблицей достижений. В течение недели, месяца или более долгого срока фиксируйте успехи детей, а потом вручите особую награду школьнику с лучшим результатом. Чтобы конкуренция была здоровой, не забудьте оценить старания и других участников.

Чем больше круг единомышленников, тем веселей развивать новые навыки. Проект «Код будущего», который создан благодаря национальному проекту «Цифровая экономика», позволит ребёнку найти друзей по интересам и пройти курсы по программированию. Обучение бесплатное. А проводить занятия будут такие организации, как «Яндекс», «Учи.Дома», Университет Иннополис, «1С‑Образование», Maximum Education, Академия «Просвещение», Школа программистов, «Алгоритмика», «Мобильное электронное образование», «Фоксфорд», Университет «Синергия», МФТИ, СПбПУ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, «Инжинириум» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Образовательные организации и программы прошли отбор Университета 2035.

Проект доступен школьникам 8–11 классов с гражданством РФ. А чтобы стать одним из участников, нужно подать заявку на портале «Госуслуг». Сделать это может как сам школьник, так и его законный представитель. Важно, чтобы у пользователя сайта была подтверждённая учётная запись.

На портале можно выбрать курс по уровню подготовки: начальный, базовый или продвинутый, а после школьник получит ссылку на вступительное испытание. По итогам успешного прохождения можно заключать договор с образовательной организацией и приступать к обучению.

Подать заявку →

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Грибоедов
27.10.22 20:50
Ну, насчёт пароля -- из личного опыта. Мать неосознанно повторила этот пункт, только в её голове не было мысли о квесте: она просто забирала, например, клавиатуру, а я пользовался экранной; забирала мышь, я двигал курсор нампадом; забирала монитор, подключал к телевизору на кухне; звонила провайдеру и отключала интернет, использовал телефон, как модем. Квесты действительно интересные получались. Уверен, что свой вклад в мою креативность это внесло, ха-ха.
iloveHanako
27.10.22 21:14
очень полезные советы, на 100%. сидит значит дед инсайдик 15 лет только в доту с 6 вечера до 11 утра играет, а в остальное время спит, и видит как он в дотку фармит. и ему 102% интересно как делать игры, как с компа пароль снимать выполняя чушь родительскую, играть в марио чтоб развиться, хотеть быть популярным как симстопия какая то(200к серьезно считаете популярностью?). элемент игры в реале какой? на кухне младшего брата пытаться поймать кидая в него что то думая что ты сф на миду:? юзлесс 100%
AlexZey
28.10.22 09:35
| изменено
Любопытно. Правда появляется проблема с тем, что дети играют в игры не потому что это игры (извините за масло маслянное), а потому что они получают конкретный психоэмоциональный опыт (от конкретной игры). Если же насаждать ребёнку те игры, которые ему не нравятся, то это вряд ли поможет. Даже наоборот, усугубит процесс. Возможно стоит поинтересоваться, какие конкретно игры ему нравятся, и почему. И уже исходя из этих данных подбирать конкретные "ключики" к его будущему. Как пример, если у ребёнка есть тяга к многопользовательским играм соревновательного характера, и даже может у него талант в них, то можно попробовать обратиться в «Федерацию компьютерного спорта России», где его увлечение оценят по достоинству. Но примеров с другими играми, и другими жанрами, так же достаточно.
Евгений
28.10.22 17:45
| изменено
Извеняюсь что поздно отвечаю. Я уже оставляю рецензии/отзывы на игры. Дополнительно курирую сайт. и собираюсь в скором времени пойти работать менеджером. У меня все отлично, я просто специально на сайте зарегитривался чтоб написать ответ на это... Нечто
Читать все комментарии