РЕЦЕНЗИЯ: «Код Дурова» — заполнение пробелов в истории «ВКонтакте»

В октябре далекого 2007 года я открыл ноутбук, сидя в квартире в еще чужом городе (в который переехал жить всего 2 месяца как), проверил почту и увидел инвайт от бывшего одногруппника на какой-то странный сайт. Выглядело всё неплохо и отдаленно напоминало другой сайт — Facebook*, где я зарегистрировался за пару недель до этого (и тогда еще не было толком понятно, кому и зачем нужны эти новые проекты под названием «социальные сети»). Если бы кто-то сказал мне, что спустя 3 года о втором сайте снимут сверхкассовый фильм, а о первом спустя 6 лет напишут одну из самых обсуждаемых книг Рунета — я бы наверное очень удивился. Но факт остается фактом: сегодня на моем столе — 188 страниц текста о социальной сети, «выросшей» из питерской студенческой тусовки в проект с почти 140 млн пользователей. Этот обзор — о книге Николая Кононова «Код Дурова», и мы говорим о ВКонтакте.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Главное о книге

Автор «Кода Дурова» — не сотрудник «ВКонтакте» (закулисья и «желтых» подробностей в книге практически нет, есть опеределенные намеки, но они скорее для «художественности», чем для скандала) или штатный биограф (до славы и «весовой категории» Стива Джобса Павел Дуров, видимо, пока «не дорос»), а российский журналист с многолетним опытом. Николай Кононов — главный редактор ежедневного издания о предпринимателях новой волны Hopes & Fears (хорошо знакомого тем, кто следит за пулом проектов, «вырощенных» под патронатом LAM). Окончил МГУ, был репортером «Известий», был колумнистом журнала «Эксперт» и российской версии Forbes. А затем Николай Кононов написал книгу «Бог без машины. Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля.» В 2013-м на полках книжных магазинов появилась его новая книга — на сей раз о Павле Дурове и его идее, ставшей бизнесом (или бизнесе, ставшем идеей — это как посмотреть), под названием «ВКонтакте». Издателем выступило российское «МИФ», которое постоянным читателям «Лайфхакера» уже хорошо знакомо.

Что понравилось:

  • Последовательное изложение и множество подробностей о ранней истории «ВКонтакте» и предшествоваших ему проектах / идея Дурова и его команды.
  • Подробности взаимоотношений между «Одноклассниками» и «ВКонтакте» в период конфликта топ-менеджмента двух крупных соцсетей СНГ.
  • Появление Дурова в книге как личности из плоти и крови, со своими недостатками, преимуществами, «заскоками» если хотите (а не некоего мифологического образа, которым его зачастую привыкли изображать все: от журналистов до самих пользователей ВКонтакте). Хотя «тотем» (как называет его в книге Кононов) всё равно здесь присутствует больше как «фигура культа».

Что не понравилось:

  • «Литературщина»: все эти уклонения от основной линии и словесные «красивости» с метафорами и вставками о питерских улицах / зимах / осенях / толпах / архитектурах порой изрядно раздражают.
  • Все самые проблемные места автор изящно обошел стороной: от того, куда в конечном итоге делись доли ранних акционеров до того, каким является операционный и финансовый «расклад» в компании сейчас (ну и само собой, что нашумевшей отставки Циплухина в книге тоже еще нет).

Уроки… А можно ли тут извлечь какие-то уроки?

Пожалуй, можно. Уроков, правда, не будет так много, как в книгах по бизнесу:

  • Верьте в свою цель, делайте что должны — и будь что будет.
  • Заставьте противника / партнера / конкурента играть по вашим правилам путем рационального, но жесткого обоснования того, «почему именно так», а не исключительно по своей прихоти.
  • Чтобы создать массовый сервис и массовый интерес, надо провоцировать массы. Иногда провоцировать массы думать, а иногда — совершать необдуманные и даже глупые поступки (как было в случае со всякими инициативами вроде «Дуров, верни стену», «Отключите микроблог» и прочими всплесками «хомячизма» среди широкой аудитории ВКонтакте).

Вердикт

Подзаголовок этой книги гласит: «Реальная история «ВКонтакте» и ее создателя». В том, насколько описанное в книге (за вычетом «литературщины» о Матрице, гениях и треше с угаром) соответствует действительности, можно сомневаться и критиковать стиль или полноту изложения фактов. А можно посмотреть на «Код Дурова» как на неплохую попытку заполнить это огромное «белое пятно» по имени «история ВКонтакте». Попытка удалась, массе пользователей данной социальной сети настоятельно рекомендую прочесть.

«Код Дурова», Николай Кононов

Купить на litres.ru

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Николай
13.02.13 17:23
т.е. где и как достали код фейсбука не написано? а то помнится непереведённых мест во вконтакте было предостаточно на старте.
Vlad Sakolsky
13.02.13 20:37
Не будь Вконтакта, просиживали бы время на Фейсбуке=) Проблема не в Дурове, а в людях)
Настя Радужная
13.02.13 20:52
Не знаю как книга, а рецензия хороша :)
Александр Мельник
13.02.13 21:44
спасибо, Настя )
Читать все комментарии