Рождение iPhone (часть 1)

Отрывки из новой книги Линера Кани «Джони Айв: гений за кулисами величайших продуктов Apple» продолжают радовать нас удивительными подробностями работы Джони Айва и всей яблочной компании в целом. На этот раз, автор поделился главой из книги, которая посвящена созданию самого первого iPhone. Многие подробности проектирования прорывного устройства от Apple до сегодняшнего момента оставались неизвестными широкой публике. И вот теперь мы можем узнать, с чего начиналось создание iPhone - гаджета, который перевернул мобильный мир с ног на голову. Предлагаем вам перевод главы "The Birth of the iPhone" на русский язык. Это настоящий must-read, друзья.

2003 год. Канун начала продаж iPod mini. Тем утром Джони Айв, старший вице-президент Apple по дизайну, и его команда собрались для очередного сеанса мозгового штурма, проводившегося каждые две недели. Как и всегда, команда окружила кухонный стол в дизайнерской студии. Дункан Керр, один из промышленных дизайнеров, выступал перед собравшимися в формате «покажи и расскажи». Керр, присоединившийся к дизайнерскому отделу Apple в 1999 году после нескольких лет работы в IDEO, обладал большим опытом в инженерном деле и любил возиться с новыми технологиями.

Керр работал в составе «Input Engineering» группы, в чьи задачи входил поиск альтернативных методов ввода информации для компьютеров Mac. Они надеялись, что смогут изобрести что-то получше клавиатуры и мыши, являвшихся безальтернативными в компьютерной индустрии на протяжении более чем 30 лет. Когда Керр рассказал о своём видении будущего систем ввода, его слова буквально ошеломили присутствующих.

Дуг Сацгер, мотая головой от неспособности поверить в услышанное, сказал так:

«Это было удивительно. Это был действительно удивительный брейншторм».

Вокруг стола собрался костяк группы промышленного дизайна: Джони, Ричард Говард, Крис Стрингер, Евгений Вонг, Дэнни Костер, Дэнни Де Юллис, Рико Зоркендорфер, Шин Нишибори, Барт Андре и Сацгер:

«Я помню, Дункан показывал нам, как с помощью мультитача ты можешь выполнять различные действия двумя и тремя пальцами. Он показал нам вращение и масштабирование изображения на экране, и я был искренне удивлён тому, что мы сможем делать такие вещи».

Тем утром команда вообще впервые услышала о мультитаче. В наши дни это уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим, но тогда тач-интерфейсы были ещё довольно примитивными. Большинство существовавших устройств, такие как Palm Pilot и планшетники на Windows, использовали стилус. Экраны, реагировавшие на прикосновение пальцев, наподобие ATM экранов, понимали лишь точечные прикосновения к одной точке. Не было пинча и зума, не было свайпов. Керр объяснил коллегам, что новая технология позволит людям использовать два или три пальца вместо одного, и это позволит строить куда более функциональные инетрфейсы, нежели при использовании только нажатий одним пальцем. Находясь под впечатлением от мыслей Керра члены команды приступили к размышлениям об устройствах, которые можно создать с применением такой технологии. Самой очевидной идеей оказался Mac с тачскрином. Вместо клавиатуры и мыши пользователи смогут управлять компьютером прикасаясь к его экрану. Один из дизайнеров предположил создание так-контроллера в качестве альтернативы клавиатуре и мыши. Получилась бы некая разновидность виртуальной клавиатуры с программными клавишами. Сацгер вспоминает:

«Мы спросили себя о том, как можно взять планшет, который существует уже довольно продолжительное время, и сделать с ним что-то ещё? Тачскрин — одно дело, но мультитач был уже чем-то новым. Мы смогли бы использовать свайп для перелистывания страниц вместо того, чтобы искать на экране кнопку, отвечающую за переход к следующей странице. Вместо попыток найти кнопку для совершения операции, мы смогли бы просто перелистнуть страницу, будто у нас в руках настоящая газета».

Джони всегда был сторонником тактильной природы в вычислительной технике, и лично приложил руку к нескольким своим ранним разработкам с целью повысить значимость прикосновений при работе с ними. Но сейчас у него появилась возможность создать абсолютное тактильное устройство. Больше никаких клавиатур, никаких мышек, стилусов и даже колёсиков — пользователь работал бы с интерфейсом непосредственно своими пальцами. Команда построила гигантскую экспериментальную систему для испытания мультитача. Это был огромный ёмкостный дисплей, размером примерно как стол для пинг-понга, с подвешенным над ним проектором. Интерфейс операционной системы проецировался через проектор на поверхность, состоящую из массива проводов. После того, как Джони увидел это, он сказал:

«Это изменит всё».

Согласно биографии Джобса, составленной Уолтером Айзексоном, Джони хотел показать систему Джобсу, но боялся услышать от своего босса отказ от дальнейшего развития идеи из-за её грубости и недоработанности. Джони посчитал разумным показать Джобсу работу в формате «тет-а-тет», без присутствия других людей.

«Из-за того, что Стив наспех выдавал своё мнение, я не показывал ему проект перед другими людьми. Он мог просто сказать «это дерьмо» и выбросить идею. Я ощущаю хрупкость идей, и ты должен быть очень нежен с ними в момент, когда они разрабатываются. Я осознал, что если он отвергнет её, это будет невыносимо грустно, потому что я знал, насколько эта идея была важна».

Джони прислушался к интуиции и показал Джобсу систему лично. Тактика сработала, и Джобсу понравилась идея.

«Это будущее».

Получив одобрение Джобса, Джони поручил Имрану Чаудри и Басу Ордингу, двум талантливейшим инженерам-разработчикам Apple, уменьшить массивный ёмкостный массив до размера рабочего планшетного прототипа. Через неделю они вернулись с 12-дюймовым дисплеем MacBook, подвешенным к Power Mac, который обсчитывал и интерпретировал пальцевые жесты для понимания их системой. Они продемонстрировали Джони и дизайнерам работу прототипа на примере карт Google. После того, как на карте появилась штаб-квартира Apple в Купертино, один из инженеров развёл пальцы на экране, изменив таким образом масштаб и показав здание кампуса. Дизайнеры были поражены:

«Мы могли увеличивать и уменьшать масштаб с помощью пальцевых жестов!».

Создание управляемого пальцами планшета стало казаться реальностью. Это не случится в ту же ночь и, благодаря в том числе и рыночным силам, в первую очередь Apple выпустит другой революционный продукт.

Модель 035

Мультитач мог быть новинкой для дизайнерской команды Джони, но сам по себе был известен в научных кругах очень давно. Истоки этой технологии уходят в далёкие 60-ые, когда исследователи уже разрабатывали первые прототипы для сенсорных интерфейсов. Системы, которые умели определять несколько прикосновений сразу, впервые были созданы в 1982 году в Университете Торонто, а первые рабочие мультитач-дисплеи появились уже в 1984 — в том же году, когда Стив Джобс запустил в продажу Macintosh. Однако, рынок не увидел мультитач-продуктов вплоть до поздних 90-ых. Первыми представителями такой технологии стали заточенные под пальцевые жесты планшеты для компьютеров, а также сенсорные комплекты клавиатуры и мыши от небольшой компании FingerWorks из Делавэра. В начале 2005 года Apple без лишнего шума купила FingerWorks и тут же изъяла её продукцию с рынка. Новости о покупке вообще не всплывали более года, пока основатели FingerWorks, Вейн Вестерман и Джон Элиас, не начали подавать новые патенты уже для Apple. После того, как макет Чаудри и Ордиг показал возможность существования управляемого пальцами планшета, команда Джони приступила к созданию большего числа более завершённых прототипов. Руководили процессом Барт Андре и Дэнни Костер. Один из созданных ими прототипов, известный внутри компании как «Модель 035», заложил основы патента, поданного 17 марта 2004 года. Модель 035 представляла собой большой белый планшет, похожий на крышку белого пластикового iBook из тех времён. Даже несмотря на отсутствие клавиатуры прототип строился на основе компонентов iBook. У Модели 035 не было кнопки «Home», а сам корпус был значительно шире и толще, нежели представленный в 2010 году iPad. Однако, сходство уже чувствуется — те же скруглённые углы и чёрная рамка вокруг экрана. Прототип работал на модифицированной версии Mac OS X (до появления iOS оставалось ещё несколько лет). В то время, пока Джони и команда работали над прототипами планшетов, руководство Apple больше волновалось о iPod. Продукт был на высоте: 2 миллиона проданных устройств в 2003 году, 10 миллионов в 2004 и 40 миллионов в 2005. Однако, становилось ясным одно — когда-нибудь мобильный телефон заменит iPod. На тот момент люди были вынуждены носить с собой одновременно и телефон, и плеер, поскольку телефон мог вместить в себя лишь несколько треков. Но рано или поздно кто-то, возможно и конкурент, сможет совместить два устройства в одном. В 2005 Apple совместно с Motorola выпускает «iTunes телефон» под названием ROKR E1. Это был моноблочный аппарат, который умел проигрывать музыку, приобретённую в iTunes. Воспроизведение осуществлялось через iPod-like музыкальное приложение, но даже при всём при этом устройство было обречено на провал с момента своего появления — лимит в 100 треков для загрузки, очень медленная передача данных с компьютера и ужасный интерфейс. Джобсу едва удавалось скрывать своё презрение к этой поделке. С другой стороны, появление ROKR дало понять всем причастным к теме один простой факт — Apple нужно делать свой собственный телефон. Пользователи хотели полноценный iPod в телефоне, но, зная требования Джобса к стандартам компании, он никогда не доверил бы разработку телефона сторонней компании. История умалчивает о том, как именно произошёл переход от проекта Модели 035 к созданию телефона. Во время конференции All Things Digital в 2010 году Джобс немного рассказал об истории создания телефона с тачскрином:

«Я расскажу вам секрет. Всё это началось с планшета. У меня была мысль о стеклянном дисплее, мультитач-дисплее, на котором можно печатать пальцами. Я спросил об этом наших людей, а через 6 месяцев они показали этот восхитительный дисплей. Я передал его одному из наших лучших специалистов по интерфейсам. Он реализовал на дисплее скролл и другие вещи, и я подумал: «Боже мой, с такой штукой мы можем сделать телефон!». Поэтому мы отложили планшет в сторону и начали работать над iPhone».

Другие представители Apple имеют иные истории о пути создания iPhone. Они говорят, что идея возникла во время одного из собраний руководства. Скотт Форсталл, занимавший в то время должность исполнительного директора по программному обеспечению, вспоминает об этом так:

«Мы все ненавидели свои телефоны. У нас у всех были эти раскладушки, и мы спрашивали себя о том, можно ли воспользоваться созданной нами сенсорной технологией для разработки телефона, который помещался бы в кармане, но обладал при этом мощностью планшета»?

После встречи Джобс, Тони Феделл, Джон Рубенштейн и Фил Шиллер отправились в студию Джони, чтобы посмотреть на прототип 035. Демонстрация впечатлила их, но появились и сомнения относительно уместности такой технологии в телефоне. Решающим фактором в этом вопросе стало создание небольшого тестового приложения, использовавшего только часть экрана планшета 035. Форсталл описывает процесс:

«Мы создали небольшой скроллящийся список. Мы хотели, чтобы его размер на экране был таким, чтобы мог поместиться в карман. Была использована часть экрана, и на ней был построен список контактов. Ты мог пролистывать этот список и тапать по контактам. При этом на экране появлялась информация о выбранном контакте, включая его номер. И ты мог тапнуть на этот номер и на экране появлялась надпись «Вызов». Конечно, вызова на самом деле не было, но в теории он мог осуществляться именно так. Это было потрясающе. Мы осознали, что тачскрин, помещающийся в карман, прекрасно справлялся бы с функциями телефона».

Спустя годы юрист Apple Гарольд МакЭлхинни опишет тот огромный объём работы, который требовался для реализации проекта.

«Он требовал совершенно новое железо, совершенно новый пользовательский интерфейс, и этот интерфейс должен быть полностью интуитивным».

Также он упомянул о той вере, с которой Apple создавали совершенно новый класс продуктов.

«Подумайте о риске. Они были успешной компанией-производителем компьютеров. Они были успешной музыкальной компанией. И они собирались выйти на рынок, где доминировали гиганты индустрии. У Apple не было там ни репутации, ни доверия».

Если бы с проектом iPhone что-то пошло не так, то это уничтожило бы всю компанию.

Продолжение следует...

Рождение iPhone (Часть 2)

(via)

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter