Учёные раскрыли секрет притягательности картины «Девушка с жемчужной серёжкой»

Всё дело в трёх фокусных точках.

Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» считается одним из самых знаменитых произведений искусства в мире, и теперь учёные считают, что знают причину её привлекательности. Музей Маурицхёйс в Гааге, в котором хранится шедевр XVII века, попросил нейробиологов изучить работу мозга при просмотре портрета.

⚡️Новости из мира гаджетов, обзоры, гайды и не только — в телеграм-канале «Технологии | Лайфхакер».

Замеры показали, что зрители испытывают от неё особый неврологический феномен, названный «устойчивой петлёй внимания». Суть явления в следующем: взгляд зрителя невольно перемещается от глаз девушки к ее губам, а затем к жемчужине, после чего возвращается к глазам и так по кругу. То есть, наблюдатель словно зацикливается и не может оторваться от созерцания. Это и заставляет людей смотреть на картину дольше, считают учёные.

Изображение: Wikipedia

А чем дольше вы смотрите на кого-то, тем красивее или привлекательнее он становится, что также объясняет популярность сюжета голландского мастера.

Мартин де Мунник

Нейробиолог из исследовательской компании Neurensics

Учёные также обнаружили активацию предклинья — области мозга, находящейся в затылочной части, которая играет ключевую роль в процессах сознания и личной идентичности. Это открытие подтверждает, что художественные произведения способны вызывать глубокие эмоции. Стоит отметить, что это первое исследование, где применялись методы ЭЭГ и МРТ для измерения неврологической реакции на искусство.

Изображение: Mauritshuis Museum

Интересно, что обычно Вермеер акцентировал внимание на одном элементе, оставляя фон нечётким. Лишь в «Девушке с жемчужной серёжкой» он сделал сразу три фокусные точки: глаза, рот и жемчужину.

Здесь перед нами кто-то, кто действительно смотрит на нас. На прочих картинах Вермеера изображены люди, поглощённые письмом или рукоделием, занятые своими делами. Но девушка наблюдает за зрителем, который смотрит на неё.

Исследователи также сравнили неврологическую реакцию при взгляде на подлинную картину в музее и на репродукцию. Они обнаружили, что эмоции в десять раз сильнее в случае с оригиналом.

Теперь учёные хотят таким же образом исследовать «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Wikipedia
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter