5 стратегий альтернативного образования для тех, кто не хочет отдавать ребёнка в школу

Обучение без деспотичных учителей, неподъёмных ранцев и одноклассников-задир вполне реально.

В книге «Звонок для родителя» журналистка и психолог Кристина Сандалова делится своим и чужим опытом обучения детей вне школьных стен, приводит мнения экспертов о семейном образовании, а также даёт советы, как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку было комфортно и интересно получать знания дома.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С разрешения издательства Individuum мы публикуем сокращённый отрывок, который поможет сориентироваться, какие существуют виды альтернативного образования и какой из них ближе вам и вашему ребёнку.


Стратегия 1: школа дома

Что такое «школа дома»? […] Некоторые ошибочно думают, что, когда ребёнок учится дома, к нему приходят учителя из школы. Такой вариант действительно возможен, и именно он называется «домашним обучением», но к нему прибегают только в случае, когда ребёнок тяжело болеет. На домашнее обучение можно перейти исключительно по медицинским показаниям.

«Школа дома» подразумевает другой подход: когда родители учат ребёнка сами или с помощью репетиторов, но стиль обучения ничем не отличается от типичного школьного. Мама или папа […] составляют чёткое расписание, вводят систему оценок и обязательных заданий, по некоторым предметам привлекают репетиторов, опираются на школьные методички и учебный план.

Плюсы

  • Очень удобный и самый простой способ организации занятий. Можно взять готовую, давно проверенную программу и действовать по алгоритму.

Минусы

  • Творческий и индивидуальный подход к ребёнку сводится на нет. Темпы освоения программы и подходы к подаче материала усреднённые, стандартные и соответствуют условиям школы, когда в классе 20–30 детей и у учителя физически нет возможности персонально заниматься с каждым учеником. А дома мама‑энтузиастка рискует превратиться в «училку» в плохом смысле этого слова, которая начнёт ставить песочные часы, требовать держать высокий темп, бесконечно оценивать и критиковать, подавать материал сухо и наукообразно.

Семейное образование даёт возможность отойти от авторитарной модели обучения, услышать голос самого ребёнка, увидеть его потребности, желания и интересы. Но «школа дома» скорее мешает, чем помогает процессу индивидуализации, поскольку ребёнок здесь выступает в роли пассивного потребителя готовых знаний. И если в массовой школе такая модель продиктована самой системой, дома ничто не мешает нам изменить стратегию на более демократичную.

Стратегия 2: определённая программа, но разные форматы обучения

Такой вариант подходит людям, которые хотят опираться на готовый образовательный каркас. Существует огромное количество доступных программ: кроме официально признанных, по которым учатся дети в государственных школах, есть и авторские, экспериментальные, зарубежные. Официальные программы, одобренные Министерством образования и соответствующие федеральным стандартам (ФГОС), отвечают главному требованию: позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний и сдать аттестацию. Другие программы могут не соответствовать российским стандартам. Поэтому, если вы выбираете зарубежную или авторскую программу, важно обратить внимание на темы, объём материала и содержание, чтобы при сдаче аттестации не столкнуться с проблемами.

Чем же этот вариант отличается от предыдущего? Тем, что родители берут за основу определённую программу, но сам материал могут подавать по‑разному. То есть не обязательно строго идти по одному учебнику: можно посмотреть видеоурок или интересную передачу по теме, найти пояснение в другом пособии, сделать проект и так далее.

Плюсы

  • Этот вариант удобен для родителей: им не нужно «изобретать велосипед» и придумывать собственную систему. При этом есть пространство для творчества — родители учитывают, как ребёнок воспринимает материал и усваивает информацию, стараются его заинтересовать, найти книги, видео или игры, которые помогут раскрыть нужные темы ярко, живо и доходчиво.

Минусы

  • Если какая‑то тема «не идёт», трудна для ребёнка, такой подход требует много усилий со стороны родителей и может тормозить процесс.

Стратегия 3: своя программа с опорой на школьную

Такой вариант подразумевает, что вы сперва смотрите на план аттестаций, узнаёте в школе, к которой вы прикрепились, какие темы ребёнку нужно будет сдать в конце года. А затем, учитывая список этих тем, составляете собственную программу. При желании можете расширить какие‑то темы или добавить новые, брать разные программы, учебники и миксовать […]. Или даже брать задания по одной теме из разных пособий и книг. Никто вам не помешает использовать авторские программы, а также собственные наработки и идеи.

То есть в этом варианте вы, по сути, учитываете только темы аттестаций, а в остальном вольны делать всё что угодно: пробовать разные подходы, использовать видеоуроки, передачи, книги — и смешивать их, исходя из интереса и потребностей вашего ребёнка.

Вы можете менять темы местами, проходить их в том порядке, который удобен вам, и по тем книгам, видео, фильмам, которые интересны и понятны именно вашему ребёнку. Если какая‑то тема пока даётся плохо, её можно на время оставить, пройти другую, а затем вернуться, а на материалах, которые ребёнка зацепили, остановиться подольше и как следует в них углубиться.

Плюсы

  • Такой творческий подход учитывает темп ребёнка, его склонности и интересы. При этом сохраняет связь со школьной программой, позволяет сдавать аттестации и при необходимости в любой момент снова вернуться в школу.

Минусы

  • Родителям придётся глубоко погрузиться в образовательный процесс: искать разные варианты подачи материала, проявлять креативность и педагогическую смекалку, особенно для того, чтобы интересно подать скучные темы, необходимые для сдачи аттестации.

Стратегия 4: своя программа без опоры на школьную

В этом случае вы сами составляете свою образовательную программу, которая может значительно отличаться от школьной, но зато полностью учитывать индивидуальные особенности ребёнка и отражать ценности вашей семьи. Вы выбираете всё: способы подачи материала, темп обучения, предметы и темы — и идёте абсолютно своим путём, не оглядываясь на школу.

Такой вариант возможен в том случае, если вы решили, что ребёнок не будет сдавать промежуточные аттестации вплоть до старшей школы. В 9‑м и 11‑м классах аттестация (в рамках ОГЭ и ЕГЭ) обязательна для всех, поэтому готовиться в любом случае придётся. Но до 9‑го класса можно ориентироваться исключительно на собственные желания и потребности ребёнка.

Плюсы

  • Такой подход отличается максимальной гибкостью. У родителей есть полная свобода в том, как продумывать и составлять программу, на какие предметы и навыки делать упор.

Минусы

  • Если программа будет сильно отличаться от школьной, нужно понять, как ребёнок будет сдавать аттестации. По закону сдача промежуточных аттестаций до 9‑го класса — право, а не обязанность (то есть, по сути, их можно не сдавать), но вот ОГЭ и ЕГЭ в любом случае обязательны. А для допуска к ОГЭ ребёнок должен сдать аттестацию за 9‑й класс по всем предметам. Поэтому вопрос с подготовкой стоит обдумать и заранее принять все решения.

Стратегия 5: самонаправленное образование

Я знаю семьи, которые выбирают путь самонаправленного образования, когда программу определяет… сам ребёнок. Он сам решает, чем именно ему или ей хотелось бы заниматься. Родители в таких семьях часто не только не давят на детей, но даже не подталкивают в каком‑либо направлении: семья лишь помогает получить доступ к тем знаниям, к которым ребёнок проявил интерес сам.

Например, если он вдруг захотел заниматься биологией, ему помогут выбрать книги или видеоуроки, но не будут дополнительно инструктировать, увлекать и мотивировать. А если решил бросить — не станут отговаривать. Идея самонаправленного образования в том, что дети сами чувствуют, что им нравится. Ведь именно в этом кроются таланты личности, поэтому нужно слушать зов души, а не навязывать ребёнку собственные увлечения и идеи.

Плюсы

  • Такой подход позволяет увидеть истинные потребности и склонности ребёнка, глубоко погрузиться в то, что ему по‑настоящему интересно, не отвлекаясь на другие задачи. Например, ребёнок может несколько месяцев изучать только историю: читать книги, смотреть видео, ездить по музеям и экскурсиям, рисовать, делать тематические поделки, проекты и тому подобное. Я знаю детей, которые именно такими блоками изучали многие предметы, и в этом есть логика. Зачастую человеку проще погрузиться на несколько месяцев в одну тему, не беспокоясь о других предметах или аттестациях. Однако такой подход приносит позитивные плоды только в тех семьях, где сама атмосфера предполагает любовь к знаниям. Если ребёнок предоставлен сам себе и главные его увлечения — компьютерные игры, то результат, скорее всего, будет прямо противоположный.

Минусы

  • Есть риск, что, когда наступит пора сдачи аттестаций, ребёнок не будет готов не только в плане знаний, но и психологически. Впрочем, психологию можно наверстать, если ребёнок занимается в каких‑то секциях, где есть соревнования, выставки, презентации, а знания всегда можно добрать с помощью репетиторов. Однако в любом случае стоит заранее продумать, как готовиться к аттестации за 9‑й класс и сдаче ОГЭ. И ещё учитывать риск, что ребёнок на самонаправленном обучении в какой‑то момент может почувствовать себя не очень успешным по сравнению с другими детьми, которые успевают и сдавать экзамены, и ходить на кружки.
  • Кроме того, нужно всегда помнить, что законы могут измениться и нет никаких гарантий, что для всех детей не введут обязательные аттестации за каждый класс. Поэтому, на мой взгляд, при составлении программы всё-таки стоит учитывать необходимый школьный минимум.

Книга «Звонок для родителя» пригодится тем, кто задумывается о том, чтобы не отдавать своего ребёнка в школу, а взять ответственность за его образование на себя. Она поможет понять, как и чему учить детей, чтобы они получали качественные знания, а не страдали одиннадцать лет за партой.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Одарённая»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Dev
12.05.23 10:52
В смысле? ЕГЭ же вроде не обязательный? Ну уходят же люди после девятого класса и ничего. Обязательный только ОГЭ. А вот отрывать ребёнка от социума - печально. Это не обойдётся без психологических проблем в будущем.
Мария Богоделова
12.05.23 12:50
Мда. Если в статье отображена реальность, то боже сохрани от домашнего обучения в любой форме. Хотя бы начнем с того что тут везде выступают учителями родители. Которые не получили педагогического образования вообще.