«Серый человек» — хаотичная копия фильмов про Бонда, в которой нет ни одного достоинства

Картину от Netflix не спасают ни Райан Гослинг с Крисом Эвансом, ни красивые локации.

22 июля на стриминговом сервисе Netflix вышел новый фильм братьев Руссо («Мстители: Финал»). В шпионский боевик «Серый человек» вложили порядка 200 миллионов долларов. Кроме того, авторы собрали звёздный актёрский состав и провели съёмки в разных странах мира.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Кажется, режиссёры хотели создать свой аналог фильмов про агента 007. Такое желание логично и ожидаемо: кино сейчас живёт франшизами, и Netflix вместе с Руссо, вероятно, представляют «Серого человека» частью большой серии.

Вот только они забыли, что зритель ещё не в курсе их планов и пока смотрит на незнакомых героев и совершенно новую историю. Из‑за этого сюжет картины кажется максимально невнятным. И даже перегруженность ленты экшеном не спасает — он поставлен хаотично и не слишком привлекательно.

Герои «Серого человека» ведут себя так, будто давно знакомы зрителю

Представьте очередную часть франшизы про Джеймса Бонда или Итана Ханта («Миссия невыполнима»). Поскольку зритель включает такие фильмы, заранее зная основную информацию о герое и его работе, авторы могут позволить себе не тратить время на разъяснения. На первых минутах показывают затравку, а потом сразу переходят к основному действию.

Именно так поступают Руссо в «Сером человеке». Ровно за три минуты объясняют, что герой Райана Гослинга — бывший заключённый, которого завербовало ЦРУ для выполнения секретных заданий. И тут же сюжет переносится на восемь лет вперёд, когда этот персонаж, получивший кодовое имя Шестой (что 007 занято, пошутят в фильме), меняет своё мнение о работодателях. Это занимает ещё пять минут экранного времени. С этого момента герой в бегах, а за ним охотится самый неадекватный и злой бывший агент Ллойд, которого играет Крис Эванс.

Вступление напоминает пересказ предыдущего сезона сериала, хотя зритель смотрит на новых героев. Как будто братья Руссо так и не осознали, что работают теперь не в киновселенной Marvel (их предыдущая работа «По наклонной» и вовсе получилась компиляцией из трёх разных фильмов, что испортило впечатление). Но даже это не самое ужасное: по сути, за два часа персонажи так и останутся плоскими масками. Даже актёров подбирали будто не с точки зрения соответствия образу, а просто через запросы в интернете.

Кадр из фильма «Серый человек»

Крутой, но очень противоречивый одинокий герой — да это же водитель из «Драйва», которого сыграл Райан Гослинг. Он и будет Шестым. И зубочистку тоже вернём. Красивая и опасная девушка, которая будет помогать суперагенту, — Ана де Армас как раз сыграла в кино «Не время умирать», она подготовлена и умеет обращаться с оружием. Подлый, но обаятельный начальник — Реге‑Жан Пейдж из «Бриджертонов».

Остроумно обошлись только с Крисом Эвансом. Но тут, видимо, сыграло роль давнее знакомство режиссёров с актёром. Он предстаёт в самом неожиданном для себя образе — злодея‑социопата, который может легко расстреливать как свидетелей, так и своих помощников. Вот только раскрыться ему всё равно не дадут.

В сюжете «Серого человека» нет логики

В франшизах «Миссия невыполнима» и «007» многие части строятся примерно по одному и тому же принципу: герои получают какое‑то задание или, наоборот, сбегают от врага и из‑за этого перемещаются по разным странам. Это даёт возможность показать много красивых локаций и разнообразить сюжет.

Кадр из фильма «Серый человек»

«Серый человек» и здесь следует стандартам. Но проблема в том, что понять мотивацию героев и причины их передвижений довольно трудно. Здесь всё происходит просто потому, что так захотелось авторам. С десяток новых персонажей вводят буквально на одну сцену, чтобы они выполнили свою функцию и исчезли навсегда (обычно они просто умирают).

Одержимость Ллойда поимкой Шестого вроде и можно понять. Он — наёмник, который не останавливается ни перед чем. Но с каждой новой сценой его линия всё менее логична. Сначала персонажа показывают как одиночку, но потом оказывается, что у того в подчинении целая армия. Он лично охотится на Шестого, а затем просто садится в офисе и наблюдает. А заодно Ллойд идёт и против своего работодателя. Или нет. Какие взаимоотношения между сотрудниками секретной службы, так и не объяснят.

Кадр из фильма «Серый человек»

И вроде бы каждая отдельная деталь не выглядит криминальной и не рушит историю. Но все вместе они превращают «Серого человека» в полное безумие. Герои, о которых зритель ничего не знает, совершают какие‑то действия по ведомым только им мотивам. Как проникнуться к любому из них хоть какой‑то симпатией — вопрос, у которого нет ответа.

И даже экшен выглядит невнятно

Но, возможно, фильму это и не нужно? Ведь Кристофер Нолан в «Доводе» окончательно отказался от проработки героев, пустив их в безумное путешествие по странам. Да и, в конце концов, картины Майкла Бэя, который умеет только взрывать и разбивать всё в кадре, стабильно собирают аудиторию.

Кадр из фильма «Серый человек»

Увы, Руссо провалились и здесь. Они будто подсмотрели постановку драк и погонь у упомянутого Бэя, но взяли худшие части. Например, режиссёры явно учатся пользоваться дронами. Вот только камера у них совершает пируэты в случайные моменты: в одной сцене и вовсе создаётся ощущение, что герои улетают на машине. Но нет, если пересмотреть, это просто художественный приём.

Наиболее показательно в плане постановки перестрелок большое побоище в Праге. Во‑первых, режиссёры явно наслаждаются масштабом, забыв, что нужно сделать сцену ещё и понятной для зрителя. Они хаотично нагоняют в кадр разных статистов, и через несколько минут вообще невозможно рассмотреть, кто в кого стреляет. Просто всё грохочет, взрываются машины и падают люди.

А во‑вторых, сам Ллойд произнесёт главную фразу: «Неужели так трудно убить человека, который пристёгнут к скамейке». Да, не секрет, что в подобном кино персонажей наделяют невероятной живучестью. Но всё-таки трудно поверить, что толпа крутейших наёмников с пулемётами и гранатомётами никак не может попасть в безоружного Шестого, который почти не двигается.

Остальные же сцены — набор клише, которые также собирали из популярных запросов. Драка в падающем самолёте — есть. Прыжки из окон и взрывающийся дом — имеются. Финальная драматичная схватка со злодеем (который треть фильма сидит на месте) — тоже. Только жизни и оригинальности нет.

Кадр из фильма «Серый человек»

Единственная оригинальная шутка в «Сером человеке» — ироничная отсылка к будущей роли Райана Гослинга. В остальном же фильм состоит либо из слишком надоевших клише, которые ещё и поставлены плохо, либо из необъяснимых сцен, в которых нет вообще никакой логики. А чаще из того и другого одновременно.

При этом просмотр фильма вызывает скорее не раздражение, а недоумение. Братья Руссо когда‑то сняли «Другую войну» про Капитана Америку — неплохой пример шпионского боевика в рамках Marvel. Но странным образом, получив полную свободу творчества, огромный бюджет и крутых актёров, они не смогли поставить что‑то действительно захватывающее.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Серый человек»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Пилецкий
24.07.22 09:15
Вчера смотрел на Зетфликс. Мне понравился, актеры классно сыграли, сюжет, конечно, немного туповат, но фильм точно не дно, 6,5-7 можно поставить из 10 баллов.
Александр Мазко
24.07.22 11:39
Судя по описанию это не Бонд а Борн...
Юрий Деменский
25.07.22 12:23
В стилистике заголовка можно было бы смело утверждать "у автора рецензии нет ни единой извилины.. ". Фильм интересный, драйвовый, не без греха, как и многие, но не голову выше многочисленного снимаемого шлака.
Алексей Хромов
25.07.22 14:29
В комментариях не перешли на личные оскорбления — день прошёл зря.
Читать все комментарии