Учёные уже много лет спорят, как мог выглядеть Большой сфинкс в Гизе до обработки египтянами — и задали ли они форму сами или «болванку» им предоставила природа. Команда американских физиков провела ряд экспериментов, чтобы это выяснить, — и рассказала о результатах в новой Sculpting the Sphinx / Physical Review Fluids в журнале Physical Review Fluids.
Теория заключалась в том, что огромную скульптуру не создали с нуля, вырубая фигуру льва в камне. Вместо этого на протяжении тысячелетий быстрые потоки ветра с песком обтёсывали глыбу известняка — а египтяне лишь заметили в получившейся форме сходство со львом и доработали детали.
Авторам нужно было доказать, что получить похожую форму возможно с помощью ветра. Разумеется, у них не было возможности смотреть за куском известняка 4 500 лет, поэтому они использовали материалы, которые позволяли получить результат значительно быстрее.
Вместо извести взяли куски глины, внутрь которых поместили более твёрдый и менее подверженный эрозии материал — имитируя разницу в плотности материала самого Большого сфинкса. Затем эту глину омыли быстрым потоком воды — симулируя сотни лет воздействия сильного ветра.
Такая симуляция позволила добиться похожей на сфинкса формы: кусок более плотного материала, с которого сошла более мягкая глина, стал головой, а обтёсанный материал ниже — «шеей» и «лапами».
Теорию о том, что именно так могла появиться основная форма Большого сфинкса, косвенно подтверждает существование ярдангов в египетской Белой пустыне — это причудливые «скульптуры» из известняка, образованные эрозией. Неровные выступы, углы и изгибы текстуры появились в результате разницы в силе, направлении и частоте порывов ветра, которые отёсывали их в течение тысячелетий. На форму повлиял и состав камней: более мягкие части породы разрушились быстрее, оставляя более твёрдые части произвольной формы, которые затем дорабатывал ветер.
Учёным об этих ярдангах известно уже давно, но публике они не так интересны — ведь древние египтяне в своё время не превратили их в монументальные произведения искусства.