В Твиттере появился полезный и отлично оформленный тред. В нём Сергей Пищальников, любитель шутеров и один из ведущих подкаста про видеоигры "На краю вселенной", рассказывает, как начать получать удовольствие от игры в шутеры с геймпадом.
Немного предисловия. Я играю в шутеры на геймпаде более 10 лет. Имею приличные, на мой взгляд, навыки и K/D в мультиплеере стабильно выше 2. Перепробовал множество геймпадов (в том числе Scuf), модификаций и настроек, овладел методом Клоу. Мне есть, что вам рассказать. pic.twitter.com/ilQX3BDOrw
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Несомненно, среди вас есть и те, кто играет гораздо круче меня, совершенно иным способом, к которому вы привыкли. Не зря же киберкотлеты катаются на турниры со своими девайсами и настройками. Моя цель: поделиться личным опытом, подкреплённым объективными фактами. Поехали! pic.twitter.com/46vV0Gl1c8
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Начнём с того, что стандартные настройки обзора во всех шутерах ужасны. Они предназначены в первую очередь для тех, кто впервые взял в руки геймпад. Для всех же остальных есть шанс стать лучше, но придётся отказаться от старых привычек и едва ли не заново научиться играть. pic.twitter.com/CBhaNu0ZAJ
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Мёртвая зона
#1. Мёртвая зона. В идеальном мире мы бы просто выкрутили этот параметр в ноль и в миг стали лучшим снайпером на планете Земля. Но мы всё ещё там, где популярен Моргенштерн, а потому заслужили кару за грехи человечества. pic.twitter.com/xtb03DWKFr
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Качество 3D-аналогов в современных контроллерах оставляет желать лучшего. Даже в геймпадах по цене консоли оно ничем не отличается от стоковых. И скорей всего пройдут поколения, пока инженеры не доработают этот механизм до необходимой точности. pic.twitter.com/5AyRxfBLV9
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Потому этот параметр зависит от экземпляра вашего геймпада и его придётся подбирать самостоятельно. Стремитесь к минимуму, но так, чтобы прицел не слишком сильно вело в сторону без вашего ведома и вы могли его контролировать. pic.twitter.com/1Wh67Cpmg0
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Чувствительность обзора
#2. Чувствительность обзора. Сенса, как и вкусы, понятие индивидуальное. К ней нужен особый подход и выявить ТУ САМУЮ можно только путём долгих практических скитаний. Зато принцип простой, как Press X To Win. pic.twitter.com/lTWD5oYbtQ
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Стремитесь к максимуму, но ищите свой комфортный предел. Можно плавно повышать этот параметр, когда будете понимать, что текущей скорости вам не хватает. Но начинайте со значений выше среднего, всё что ниже — от лукавого. pic.twitter.com/NToToVvAvq
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Кривая вывода
#3. Кривая вывода. С этой настройки начинаются тайные запретные знания. Правильный выбор кривой вывода позволит приблизиться к точности клавомыши. Без шуток, некоторые именно в этом меня упрекали, когда видели мой геймплей. Но, к сожалению, есть эта настройка далеко не везде. pic.twitter.com/06F9JLVNZg
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Стандартная кривая вывода представляет собой замедление прицела при отклонении стика до середины и плавное снижение эффекта после. Это медленно, неотзывчиво и крайне неэффективно. По сути это ворует у нас больше половины хода стика, который мог бы помочь нам в микродвижениях. pic.twitter.com/kg3KvhtdFb
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Потому наш выбор: линейная кривая, либо её аналоги. В таком случае вы получите и возможность быстро развернуться на 180 градусов, и с комфортом довести прицел на голову врага со снайпы (фу-фу-фу, осуждаю). Все «уплавнители» скорости прицела, если таковые имеются, надо отключить! pic.twitter.com/BSt33sSlvi
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Помощь в прицеливании
#4. Помощь в прицеливании. Вопреки обличающим речам многих клавомышеров, в мультиплеере большинства шутеров эта штука практически не работает, а иногда даже наоборот — мешает, цепляясь за нокнутых врагов. pic.twitter.com/OSIkqCkFcG
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Всё зависит от конкретной игры и её разработчиков. Раз в год и палка стреляет, а потому если помощь работает адекватно, то её лучше оставить. Работу ассиста вы вряд ли заметите, но разок из пары сотен стычек он может подсобить выйти победителем. pic.twitter.com/EbdVJXBFeh
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Вибрация
#5. Вибрация. Если вы играете в одиночную игру и вам не важна сверхточность, смело пропускайте этот шаг. Вибро в сингле это офигенный способ коммуникации с игрой и лишать себя этого не стоит. pic.twitter.com/afkEiTNqEr
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Но если же вы хотите играть в онлайн шутаны и подходить к этому делу серьёзно — отключайте вибрацию. Вы удивитесь насколько проще станет трекинг врагов, когда ваш геймпад не трясётся в руках, как чёртов отбойный молоток. pic.twitter.com/RiJ9GNkPCJ
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Поле зрения
#6. Поле зрения. Большие значения этого параметра могут отрицательно (но не критично) повлиять на FPS, из-за того, что с расширением видимой области увеличивается и зона для рендера. Потому на консолях это гость редкий, а на ПК встречается гораздо чаще. pic.twitter.com/zomzNwOE0U
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Если такая настройка всё-таки есть, то стоит выкрутить её на максимум. Да, модельки врагов станут мельче, но так вы будете лучше видеть, что происходит вокруг и вам станет проще контролировать поле боя. Это повлияет и на сенсу, будто бы замедлив её, имейте ввиду. pic.twitter.com/tbI9zgN7km
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Смотрите сами. Слева поле зрения — 70 градусов, а справа 110. Эффект налицо. pic.twitter.com/5YE6jyvr2b
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Размытие в движении
#7. Размытие в движении. Этот эффект — самое злостное зло, которое можно придумать для шутера. Экран размывается при перемещении прицела и разглядеть что либо в этот момент попросту невозможно. Передать ощущение скорости можно и более приятными глазу способами, камон, разрабы! pic.twitter.com/aAA7lvPQ1S
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Потому если его можно отключить, делайте это немедля. Сюда относятся и другие эффекты, вроде аберраций, зернистости, дополнительной тряски камеры и всего того, что может помешать обзору. В сингловых проектах что-то можно и оставить, главное не забывать о собственном комфорте. pic.twitter.com/wjdcaLSvbf
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 16, 2020
Частота обновления и время отклика дисплея
#8. Частота обновления и время отклика дисплея. Вот мы и перешли от настроек к железу. Качество вашего дисплея — залог практически половины комфорта при игре. Про герцовку вы можете прочитать в справке, но время отклика тоже важно. Это время, за которое дисплей переключает цвета. pic.twitter.com/BdkhdzUOVW
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Хорошее значение времени отклика GTG (от серого к серому) — от 1 до 5 мс. Если ваш экран имеет характеристики хуже, стоит задуматься об апгрейде. Так вы видите картинку заметно позже, чем она рендерится на самом деле, тем самым ощущая задержку ввода. Норма герцовки — 60Hz и выше. pic.twitter.com/142VF8YjWI
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Высокий стик
#9. Высокий стик. Из школьного курса геометрии мы знаем, что чем длиннее радиус, тем больше окружность. А чем большую окружность описывает стик, тем точнее мы сможем контролировать его положение. Обратите внимание: такой стик со всеми настройками выше я редко отклоняю до упора. pic.twitter.com/f6AyneSr4F
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Способов заиметь высокий стик несколько. Либо купить удлинённый стик и установить его вместо стандартного, разобрав геймпад, либо просто взять высокую накладку, коих существует несколько типов. Лучший вариант — пластиковые, с резиновым покрытием в верхней части. pic.twitter.com/7By76T5xeK
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Лично я использую реплику KontrolFreek FPS Freek Galaxy за 500 руб с Али, ничем не уступающую оригиналу. Полностью силиконовые накладки быстро начинают скользить и прокручиваться, а совсем уж дешёвый китай (даже на пластиковых ножках) плохо держится и слетает со стиков. pic.twitter.com/o3naJ4ReQ8
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Ссылка на накладки, о которых идёт речь: аналог KontrolFreek FPS Freek Galaxy.
Часто видел, что рекомендуют доводить прицел на врага левым стиком. Никогда так не делайте! Этот способ подойдёт только совсем зелёным новичкам. Используйте левый стик, чтобы стрейфиться и уходить с линии огня, а прицеливание совершайте только правым! Если вы левша, то наоборот. pic.twitter.com/SfLm4NyAuC
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Лепестки и тыльные кнопки
#10. Лепестки и тыльные кнопки. Важный пункт и мастхев для всех! ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ, без никаких НО! Это самый удобный способ никогда не терять контроль над игрой и не убирать пальцы со стиков. Правда стоит недёшево. Второй вариант бесплатный — ранее упомянутый метод Клоу. pic.twitter.com/kvl0nP1rOS
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Метод Клоу штука интересная, но не панацея. Для многих он попросту неудобен. Неясно ещё как он повлияет на здоровье в долгосрочной перспективе, не ускорит ли возникновение какого-нибудь туннельного синдрома или чего похлеще. Да и одного пальца на четыре кнопки маловато! pic.twitter.com/0wEQXztwtY
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Чтобы прямо ОДНОВРЕМЕННО лечь за укрытие и, например, перезарядиться, без лепестков не обойтись. Но здесь может выручить переназначение клавиш. Стрельбу и прицеливание лучше назначить на бамперы или воспользоваться специальными ограничителями на триггеры, тоже вариант. pic.twitter.com/eSs2YE99Yj
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Звук
#11. Звук. Необязательно брать наушники за 100500 мильонов рублей, подойдут и не очень дорогие, но с приличным качеством. Главное, чтобы в них было хорошее позиционирование. Проверить можно в любой игре с правильно распространяющимся в пространстве звуком. pic.twitter.com/fwQ2pw41Wc
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Качественная и грамотно расположенная в комнате аудиосистема тоже может подойти. Проверяйте на практике, хорошо вы можете определить направление звука в игре или нет. Некоторые киберспортсмены вообще гоняют в обычных затычках, так что наушники не должны быть даже ГЕЙМЕРСКИМИ! pic.twitter.com/A6GSqszMri
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Гироскоп
#12. Гироскоп. Напоследок оставлю пространство для экспериментов. Сам я не любитель всех этих свистоплясок с моушн управлением и перемещением геймпада в пространстве. Мне даже на Свиче этот прикол с гироскопом не зашёл. Но знаю людей, кому этот способ ввода очень даже ок. pic.twitter.com/VgkQwCe1vK
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
И не очень понятно, будущее за этим и стоит-таки распробовать гироскоп в качестве вспомогательного способа прицеливания, или всё это лишнее и не стоит даже пытаться привыкать. Пишите своё мнение в реплаях. В этот раз в вашем совете нуждаюсь я! pic.twitter.com/tiyxrXZylw
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Выводы
Какой из этого всего можно сделать вывод? Из коробки с консолью мы получаем неполноценный геймпад, который слабо приспособлен для комфортной игры в шутаны. Да, можно отдельно накупить аксессуаров и сделать из обычного, скажем, Дуалшока, вашего верного соратника в перестрелках. pic.twitter.com/xYzBvky1u3
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
Когда стики перестанут дрифтить и исчезнут мёртвые зоны, когда тыльные кнопки будут обязательной частью геймпада, а разработчики придут к новым стандартам, тогда и настанет настоящий некстген.
Я бы очень хотел, чтобы такой мир не был утопией...
Но верится слабо. pic.twitter.com/fdXx1Q5ogj
— Sergey 🤍❤️🤍 Pishchalnikov (@Borlader) August 17, 2020
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.