Скевоморфизм — не главная проблема дизайна Apple

Работа Айва над промышленным дизайном стала ключевым фактором, позволившим Apple переродиться. Его поистине маниакальная сосредоточенность на упрощении форм и функций в сочетании с гениальной эстетичностью стала легендой. Его почерк невозможно не узнать. Он легко улавливается в каждом продукте, к которому Айв приложил руку, будь то iMac, iPod, iPhone или iPad.

«В дополнение к созданию и управлению разработкой промышленного дизайна Джони Айв возьмёт на себя управляющие функции в работе над интерфейсом программных продуктов. Джони обладает невероятным чувством эстетики в дизайне и является основной движущей силой в разработке и создании внешнего вида наших продуктов на протяжении уже более десяти лет. Лицом многих наших продуктов является программное обеспечение, и привлечение навыков Джони в эту область сделает пропасть между нами и нашими конкурентами ещё больше».

Это свободный перевод отрывка из письма Тима Кука, приуроченного к реорганизации обязанностей и должностей в Apple.

Работа Айва над промышленным дизайном стала ключевым фактором, позволившим Apple переродиться. Его поистине маниакальная сосредоточенность на упрощении форм и функций в сочетании с гениальной эстетичностью стала легендой. Его почерк невозможно не узнать. Он легко улавливается в каждом продукте, к которому Айв приложил руку, будь то iMac, iPod, iPhone или iPad.

Теперь же Айв займётся ещё и программным обеспечением. По интернетам гуляют картинки, на которых Джони в образе рыцаря на белом коне приходит, чтобы спасти пользователей от скевоморфизма, так любимого Форсталлом.

Есть более серьёзные проблемы

Программное обеспечение является неотъемлемой частью продукта наравне с его физической формой и реализует важнейшую с точки зрения функциональности часть: взаимодействие пользователя с устройством. Но стоит признать, проблема ПО Apple не в этих кусочках кожи или бумаги в интерфейсе приложений. В принципе, эстетическая часть здесь вообще не является ключевой. Проблема не в том, как выглядят программы, а в том, как они работают. Можно сразу же привести несколько примеров функций, которые определённо требуют доработки, а точнее — конкретной переработки.

  • Уведомления. Суть тут не в том, какой у них фон, а в самой концепции.
  • То, что съедает батарею устройства (GPS, Wi-Fi, 3G/4G, Bluetooth, экран). Все эти вещи до сих пор не научились быть «умными», понимая, когда им нужно включаться, а когда выключаться, и тем самым до сих пор заставляют пользователя бесконечно тыкаться по менюшкам смартфона.
  • К интеграции iCloud с десктопом и обмену файлами между устройствами довольно сложно применить термин «просто работает».
  • Многие приложения буквально просят обновить их, другие же очевидно требуют как переработки самого интерфейса, так и повышения функциональности при взаимодействии с пользователем.
  • Ключевой функционал, такой как словари и клавиатура в iOS, определённо не являются лучшими примерами реализации по сравнению с разработками других компаний.
  • Непонятная для пользователей навигация между приложениями и обмен данными между приложениями, не позволяющий разработчикам реализовывать зачастую необходимые и полезные для пользователей функции.

Список можно продолжать ещё долго.

Не стоит забывать и про гайдлайны, которые когда-то являлись основой и эталоном, исходя из которого строился каждый элемент системы и приложений. Даже пользователи неохотно принимали приложение, если его механика шла в разрез с привычными для остальных элементов системы правилами. Сейчас сами создатели всё больше игнорируют собственную концепцию, что превращает систему в винегрет.

Потянет ли?

Есть и более абстрактные, но не менее важные вопросы. Сможет ли один человек, даже такой гениальный и талантливый, совладать с такой сложной комплексной системой? Сколько нужно времени, чтобы добиться гармонии в дизайне, программном обеспечении, их сочетании и во взаимодействии всего этого с пользователем? Возможно ли вообще сделать систему, которая удовлетворит каждого из сотен миллионов пользователей?

Не стоит забывать, что Айв наикрутейший дизайнер, но не программист. Для того, чтобы создать функциональную оболочку, нужно понимать, как работает то, что скрывается под ней. Знает ли Джони все тонкости Siri, чтобы на их основе разработать интерфейс, удобный для пользователя и учитывающий все особенности работы голосового ассистента?

Стоит ли вообще ожидать от одного человека способностей проникнуть в самую суть проблем каждого из сервисов, инструментов и приложений, после чего успешно их решить?

В целом, даже удастся решить проблему с единообразием iTunes, более глубокой интеграцией Siri в iOS и приведением карт к юзабельному состоянию, пользователи до сих пор ежедневно сталкиваются с куда большими проблемами. Может пора решить вопрос с унификацией Apple ID при использовании iTunes и App Store?

Остаётся надеяться, что Айв не изменит своим принципам и в такой сложной работе.

«Почему мы считаем, что простота — это хорошо? Потому что, когда мы имеем дело с предметами, нам важно чувствовать, что мы управляем ими. Упорядочивая хаос, вы находите способ подчинить себе предмет. Простота — это не только наглядный стиль. Это не минимализм или отсутствие беспорядка. Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности. Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины. К примеру, если вам не хватает каких-нибудь винтиков, вы рискуете создать нечто чрезмерно сложное и запутанное. Но куда лучше сосредоточиться на простоте, познать её, разобраться, из чего она состоит. Чтобы избавиться от второстепенного, нужно проникнуть в суть предмета».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Евгений Безлюдный
13.11.12 23:52
А судьи кто? "Ключевой функционал, такой как словари и клавиатура в iOS, определённо не являются лучшими примерами реализации по сравнению с разработками других компаний." - особенно явная чушь. Клавиатура слизана с iOS встречается и на андроиде и в поделиях по типу HTC-Touch и самсунговских-вендоровских оболочках. Цитаты из письма было бы достаточно. "Аналитическое" продолжение ставит под сомнение компетентность автора.
Alexander Zhurovich
14.11.12 12:34
В рассуждениях автора есть два очень слабых места, которые превращают статью (или, по крайней мере, основную ее часть) в пустой набор слов: >> Сможет ли один человек, даже такой гениальный и талантливый, совладать с такой сложной комплексной системой? Важно помнить, что гениальный и талантливый Джонатан Айв не сидит в своей лаборатории один. У него в подчинении целое подразделение, в котором работают почти такие же гениальные и талантливые дизайнеры и проектировщики, которые обеспечивают надежную интеллектуальную поддержку. >> Не стоит забывать, что Айв наикрутейший дизайнер, но не программист. Не стоит забывать, что Айв и не инженер. Но постоянно взаимодействуя с железячниками, он достигает того результата, который и обеспечивает появление инженерных шедевров Apple. То же взаимодействие должно быть и с отделом софтверных разработок. Не вижу причин для беспокойства и в этом направлении. Что до претензий к функциональности iOS (список которых, кстати, стоит конкретизировать, дабы можно было отделить реальные недостатки системы от жалоб гиков, до сих пор видящих в Айпаде прямой аналог нетбука), то это область ответственности Крэга Федерихи — в Apple он занимается программными разработками, а не Айв. Siri, как и Карты, — парафия Эдди Кью. С ними Айв и будет постоянно общаться, дабы его дизайнерские задачи коррелировались с задачами программистов.
Alexander Zhurovich
14.11.12 12:36
Я бы с приведенной цитатой согласился — в отношении словарей. Если в OS X их набор можно расширить самостоятельно (тем самым обеспечив себе удобное средство перевода слов), в iOS этого сделать нельзя. Из-за чего пункт контекстного меню Define превращается просто в забавную игрушку.