Почему Рэя Брэдбери надо читать всем, кто не хочет гибели человечества

Плоские экраны, камеры на улицах и беспилотные автомобили — обо всём этом писатель знал задолго до их изобретения.

Почему Рэй Брэдбери важен для мира?

Рэй Брэдбери — тот самый автор, который вывел научную фантастику из категории «для любителей» в широкие массы. Он считается главным популяризатором жанра, и его вклад в мировую литературу невозможно переоценить. Ещё при жизни автор стал классиком.

Целое поколение писателей, сценаристов и режиссёров признало в нём своего учителя. В любви к Брэдбери и безграничном уважении к его творчеству признавались Стивен Спилберг, Нил Гейман и Стивен Кинг.

Пулитцеровская комиссия посчитала, что неверно отмечать наградой какое‑то одно произведение Брэдбери, и вручила ему особый приз. Формулировка гласила: «Особое упоминание за его выдающуюся, плодотворную и глубоко повлиявшую на литературу карьеру непревзойдённого автора научной фантастики и фэнтези».

Кстати, именно он обозначил главную разницу между этими жанрами. Первое, по его мнению, вполне может стать реальностью, тогда как второе — чистой воды выдумка, сказка и миф.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В чём особенность творчества Брэдбери?

К своему уникальному стилю писатель шёл долго. В начале творческого пути он копировал любимых авторов — Эдгара Аллана По, Джона Стейнбека и Томаса Вульфа. Он не учился в университете, а все знания о литературе почерпнул из книг, которые читал каждую свободную минуту.

Отличительная черта его творчества — твёрдый оптимизм.

О чём бы ни шла речь, Брэдбери верил, что зло будет либо наказано, либо изживёт себя, уступив место добру.

Брэдбери не жертвовал лёгкостью и ясностью повествования ради технических деталей, хотя они и являются важной составляющей научной фантастики. Он писал в первую очередь так, чтобы не запутать и не отпугнуть читателя. Автор ставил вовлечённость и удовольствие аудитории выше любых других целей.

Почему Рэй Брэдбери до сих пор актуален?

Расцвет творчества писателя пришёлся на 50‑е годы XX века. Тем не менее сейчас его книги не кажутся устаревшими. Многое из того, что он описывал в своих научно‑фантастических работах, стало реальностью.

Автор не просто писал о возможных витках технического прогресса, но и предупреждал об опасностях, которые те в себе таят. Несмотря на любовь к науке, Брэдбери верил, что именно она, вернее, её неправильное использование, приведёт к уничтожению человечества.

Он опасался, что стремление потреблять всё больше и больше приведёт к тому, что планета просто не сможет справляться с людской жадностью.

И всё же Брэдбери не столько предсказывал будущее, сколько предостерегал и призывал избегать такого развития событий. Поэтому к автору, несомненно, стоит прислушаться.

Кому могут понравиться его книги?

На самом деле сложно представить человека, которому не придётся по душе хотя бы одна работа писателя. Во‑первых, жанровый спектр Брэдбери настолько широк, что автор угодит даже самому придирчивому читателю. Во‑вторых, произведения пронизаны юмором и тонкой философией. Она подана настолько точно, что трудно не согласиться с его выводами.

Брэдбери всегда призывал писать только о том, что знаешь сам. Он сравнивал любого писателя с учёным, который должен доступно объяснить любому свою точку зрения. Поэтому в его работах нет раздражающих несостыковок или логических провалов.

Малая форма — конёк писателя. В его арсенале более 400 рассказов, доказывающих, что краткость — действительно сестра таланта.

С чего начать знакомство с творчеством Рэя Брэдбери?

«Марсианские хроники» принесли писателю всемирную славу. Он и сам считал их самой важной книгой. В нескольких рассказах Брэдбери собрал всё, что волновало мир в середине прошлого века — ядерная угроза, социальное неравенство и стремительный технический рывок, одновременно упрощающий и усложняющий жизнь. Свои опасения он выразил в научно‑фантастической форме.

Самой известной книгой Брэдбери остаётся «451 градус по Фаренгейту». В романе человечество свернуло на одну из самых опасных дорожек. Главный герой работает в пожарной бригаде, которая сжигает книги. Хотя действия и разворачиваются в выдуманных декорациях, многое оттуда реально уже сейчас.

«Вино из одуванчиков» считается автобиографической работой. Он даже назвал главного героя своим вторым именем — Дуглас. Роман переносит читателя в небольшой летний городок, в котором резвятся четверо подростков. Каникулы равны для них целой жизни. За короткие три месяца дети переживают радости, печали и опасные приключения. А их дедушка делает вино из одуванчиков, запечатывая тёплое время года в бутылки про запас.

В начале 60‑х Брэдбери выпустил сборник рассказов «Лекарство от меланхолии», куда включил 19 работ, написанных за 10 лет. Эта книга ярко и точно раскрывает умение автора работать в самых разных жанрах и говорить на необычайно сложные темы — от страха перед будущим до буллинга и его последствий. Он то переносит героев на Венеру, то рассказывает о захватывающих событиях в простой квартире, то вновь отправляется куда‑то далеко в космос.

Чтобы по‑настоящему понять самого Брэдбери и заглянуть на его творческую кухню, нужно прочитать «Дзен в искусстве написания книг».

В коротких эссе автор делится секретами и жалуется на неудачи, подсказывает, где искать вдохновение, и даёт универсальные советы для всех, кто хочет писать хорошо. Он не смотрит свысока и не включает менторский тон. И именно в этой книге можно насладиться его самоиронией.

Какие книги незаслуженно недооценены?

В сборник «Кошкина пижама» вошли рассказы, которые вроде и повествуют о реальной жизни, но не лишены мистического настроения. В каждом Брэдбери освещает волнующие общество проблемы с изрядной долей юмора, иногда чёрного. Например, он задаётся вопросом, что делать президенту США, если тот проиграл страну в индейском казино. Или как быть, если умер твой кровный враг, которому ты противостоял всё время, и жизнь без него потеряла смысл.

Роман «Лето, прощай!» вышел в 2006 году. Это последний роман Брэдбери, продолжающий рассказ о героях «Вина из одуванчиков». Дуглас теперь на два года взрослей, и перед ним возникает проблема отцов и детей. В душе он уже не ребёнок, но в глазах окружающих так и остаётся мальчиком. Книга была написана тогда же, когда и первая часть истории. Автор ждал, когда произведение дозреет и сформируется в самостоятельную вещь, которую не стыдно явить миру.

Роман «Смерть — дело одинокое» появился в период, когда Брэдбери увлёкся детективами. Некий писатель случайно услышал фразу, которая послужила названием для книги. Не придав ей значения, персонаж вскоре понимает, что это было пророчество. Он неожиданно находит труп в канаве. Тело становится лишь одним из многих, которые герою предстоит обнаружить за следующие несколько дней.

Как Рэй Брэдбери повлиял на науку и культуру?

Вклад писателя не ограничивается тем, что он сделал научную фантастику одним из самых популярных жанров и вдохновил многих людей на создание шедевров в разных областях.

Автор не мог получить высшего образования, и всем своим знаниям он был обязан публичным библиотекам. Поэтому всю жизнь активно выступал против урезания их финансирования и закрытия.

Многое из того, что создала фантазия Брэдбери, стало реальностью. И никто не может точно сказать, совпадение это или прямое влияние писателя на умы учёных.

В рассказе 1951 года «Пешеход» главный герой едет на полностью автоматизированной машине, которой не требуется водитель. Она напоминает современные беспилотные автомобили. В «451 градус по Фаренгейту» люди общаются с друзьями через «стену». Именно этот термин используется сейчас в популярных социальных сетях. А ещё Брэдбери достаточно точно предсказал появление систем видеонаблюдения, банкоматов и огромных плоских телевизоров.

Он одним из первых начал рассуждать об этических проблемах, которые могут возникнуть при распространении сложных роботов с искусственным интеллектом.

Благодаря писателю в обиход вошли некоторые понятия. Например, в рассказе 1952 года «И грянул гром» впервые упоминается известное сейчас выражение «эффект бабочки», означающее, что даже незначительное событие способно повлиять на ход истории.

Брэдбери очень любят в космическом сообществе. В 2012 году NASA назвало в его честь место, где приземлился марсоход Curiosity, а тремя годами позже наградило его именем кратер на красной планете.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Над текстом работали: Наиля Агдеева
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Нёладу Жёрднепыв
23.08.19 10:55
Значит, зря я его книги читал)
Владимир Мацаков
27.10.19 22:25
Один из первых моих авторов, любимых. Правда по прошествии многих, многих лет хочется сказать про "бабочку Бредбери" - красивый, поэтичный но донельзя глупый пример изменчивости (вариативности)истории!! Представьте себе огромный океан летит чайка и теряет кака.. кусочек рыбы в воду. И что... каковы следы (волны) от этого падения, через сколько метров они сгладятся...Это абсолютно корректный и грамотный пример! НИКАКОЙ цепочки последствий из за гибели бабочки не будет - из за ничтожности причины , ЗАТУХАНИЯ последствий и невообразимо огромного множества обходных вариантов в реальном мире. А сколько эта "бабочка" за собой потянула....
Roman Getman
21.01.20 12:43
Читал несколько книг этого автора, одна половина оказалось довольно таки интересной, а другую же читал не особо внимательно, из-за отсутствия интереса.
Galina Petrova
30.12.22 08:55
Назвать Бредбери оптимистом?! В начале творчества пессимист в конце мизантроп
Читать все комментарии