Коробки переключения передач глобально делятся на два типа — механические и автоматические. «Автоматы» подразделяются ещё на три вида: вариаторы, классические автоматические коробки и «роботы». В этом материале разбираемся, в чём разница между бесступенчатым вариатором и классическим «автоматом».
Что такое вариатор
Вариатор — это бесступенчатая трансмиссия. В характеристиках машин вариаторы обозначаются буквами CVT — Continuously Variable Transmission. Такие коробки плавно меняют передаточное отношение при смене скорости, то есть не чувствуется рывков и пинков, как в автоматической трансмиссии.
Вариатор изначально появился как более дешёвая альтернатива классическому «автомату», что напрямую сказывается на его ресурсе и эксплуатационных характеристиках.
Как работает вариатор
Представьте себе навороченный велосипед с несколькими скоростями. В зависимости от выбранной скорости цепь велосипеда перескакивает на какую-то из звёзд разного размера. Так меняется передаточное отношение главной шестерни на педалях. В качестве двигателя у велосипеда выступают ноги человека. И в зависимости от выбранной скорости водителю либо труднее крутить педали и при этом скорость повышается, либо легче, но скорость снижается. Если очень сильно упрощать, то примерно по той же схеме работает вариатор в машине.
Между двумя шкивами зажата цепь или ремень в зависимости от модели автомобиля. Шкивы то сходятся, то отдаляются — так меняется передаточное отношение при смене скорости. Именно этот процесс в других типах коробок называется переключением передач.
Какие плюсы и минусы у вариатора
Главное достоинство бесступенчатой коробки — плавность. В других типах трансмиссии переключение передач ощущается физически как минимум лёгким тычком. А в вариаторе смену передаточного отношения невозможно заметить. Для водителя это обеспечивает наибольший комфорт, а для двигателя — работу на оптимальных оборотах.
Из этого главного достоинства вытекает основной недостаток вариатора. Он не работает на пониженных или повышенных оборотах, даже когда это необходимо. Поэтому вариаторы быстро ломаются, если автомобиль часто пробуксовывает. Например, при выезде из сугроба, грязи или песчаного покрытия. Масло для вариатора быстро перегревается, что ведёт к проскальзыванию. От этого ремень или цепь приходится часто менять.
Плюсы вариатора
- Плавность хода. Благодаря отсутствию переключений движение ощущается с большим комфортом.
- Экономичность. Поскольку двигатель не работает на повышенных или пониженных оборотах, автомобили с вариаторами расходуют на пару литров топлива меньше, чем машины на «автомате».
- Простота в обслуживании. По сравнению с роботизированными коробками у вариаторов меньше механических частей. Это означает, что ломаются они реже и чинить их легче. Но в сравнении с «автоматами» этот плюс отпадает, потому что такая коробка ещё проще и надёжнее.
Минусы вариатора
- Не подходит для бездорожья. Если вы живёте в такой местности, где весной и осенью часто затапливает грунтовые дороги или зимой не убирают снег, то машину с вариатором выбирать не стоит. Бесступенчатые трансмиссии не терпят повышенных нагрузок. Нельзя стоять и давить на педаль, пока колёса прокручиваются на одном месте. Несколько таких попыток — и коробка перегреется, придётся ждать, когда она остынет, а затем ехать в сервис.
- Не подходит для длительных путешествий. Долгое движение на высокой скорости по трассе тоже приводит к перегреву коробки. И, как следствие, к частому посещению сервиса.
- Стоимость обслуживания. По сравнению с классическим «автоматом» ремонт вариаторов стоит дороже. И сама коробка более хрупкая.
- Отсутствие связи с автомобилем. Из-за того, что в вариаторе нет ступеней, водитель не ощущает, как меняется скорость в зависимости от нажатия на педаль газа. Для тех, кому нравится сам процесс вождения, это важно. Потому что человек получает меньше удовольствия от процесса.
За комфорт приходится платить: вариатор менее долговечен, особенно при интенсивной эксплуатации. Конструкция вариатора проще и дешевле в производстве, но из-за этого коробка менее устойчива к высоким нагрузкам. Частая пробуксовка, движение по грязи, песку или снегу, резкие старты и торможения — всё это приводит к быстрому износу ремня или цепи и перегреву масла.
Что такое автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач — это трансмиссия, которая автоматически переключает передачи в зависимости от скорости и нагрузок, облегчая управление автомобилем. Такой тип коробки называют классическим, потому что именно такую трансмиссию получили первые машины с «автоматом».
Классические автоматические коробки заменили механические, то есть количество педалей сократилось. Плюс водителю уже не нужно дёргать рычаг для переключения скоростей.
Как отмечает Александр Коротков, классический «автомат» — более сложная и дорогостоящая конструкция, чем вариатор. Из-за этого такая трансмиссия более надёжная и долговечная.
Как работает классический «автомат»
Если в «механике» крутящий момент передаётся от мотора к коробке через сцепление, то в «автоматах» это делает гидротрансформатор. Специальный узел реагирует на нажатие педали газа. Чем активнее водитель действует ногой, тем больше мощности гидротрансформатор передаёт на коробку и колёса. Чем плавнее нажатие, тем медленнее едет автомобиль.
Какие плюсы и минусы у классического «автомата»
Главное достоинство обычных автоматических коробок — неприхотливость. Это простая конструкция с минимальным количеством деталей. «Автоматы» ставят на огромные пикапы, которые перевозят грузы, и на дешёвые машины без изысков. Чтобы такая трансмиссия работала без проблем, нужно только вовремя менять масло в коробке.
Недостаток у таких коробок тоже кроется в их простой конструкции. Они не быстрые, потому что вращение передаётся через жидкость. Поэтому у автомобилей с такими коробками не бывает очень резкого разгона до «сотни», и их не ставят на спортивные модели.
Плюсы классического «автомата»
- Пригодность для бездорожья. Если вариатор легко перегреть при попытке выехать из сугроба во дворе, то «автомат» способен пережить пробуксовку.
- Надёжность. Среди всех видов автоматических трансмиссий именно классический «автомат» имеет высокие показатели надёжности и долговечности.
- Комфорт. По сравнению с механическими коробками, для замены которых и появились «автоматы», управлять машиной намного проще.
Гидротрансформатор обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колёсам, позволяя трансмиссии эффективно работать в широком диапазоне нагрузок. «Автоматы» хорошо переносят пробуксовки и интенсивные нагрузки, что делает их предпочтительным выбором для поездок по бездорожью или для активной эксплуатации. Ресурс таких коробок обычно выше, чем у вариаторов, а стоимость ремонта ниже.
Минусы классического «автомата»
- Высокий расход топлива. «Автомат» тратит больше топлива, чем «механика», вариатор или «робот». Особенно это заметно на малых скоростях, то есть разница будет существенна, если вы часто стоите в пробках.
- Низкая скорость. Машины с «автоматом» не бывают очень быстрыми и спортивными. Это надёжный, но медленный механизм.
Какая коробка надёжнее
Классические «автоматы» обычно более выносливые, им нужно уделять меньше внимания, и ремонтировать их приходится реже.
Вариаторы более чувствительны к агрессивной манере вождения и могут быстрее выходить из строя при неправильной эксплуатации. Но при плавном нажатии на педали и спокойном вождении качественные вариаторы от известных производителей тоже могут служить долго.
Агрессивную и резвую езду не приемлют обе коробки. С той разницей, что «автомат» просто не поддаётся резкому нажатию на педаль газа, а вариатор от такой манеры перегревается.
Какая коробка экономичнее
Вариаторы однозначно выигрывают в этом раунде при равных условиях. Несмотря на то что модели и поколения вариаторов различны, все они позволяют двигателю работать в наиболее эффективном диапазоне, что приводит к меньшему расходу топлива. По мнению Александра Короткова, разница составляет около 1–2 литров на 100 километров по сравнению с «автоматом».
Однако следует помнить, что разница может быть незначительной, особенно в городских условиях, где множество остановок и стартов отрицательно сказывается на обоих типах коробок.
Топлива вариаторы потребляют меньше, но в обслуживании обходятся дороже. Такие коробки плохо переносят высокую температуру, и их ресурс зачастую исчерпывается быстрее, чем у классического «автомата». Да, в новых поколениях вариаторов зачастую эта проблема решена. Однако ремонт такой трансмиссии обойдётся значительно дороже из-за высокой стоимости компонентов и необходимости замены ремня или шкивов.
Таким образом, несмотря на первоначальную экономию, в долгосрочной перспективе владение автомобилем с вариатором может оказаться менее выгодным.
С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»
Невозможно сказать, какая коробка лучше — вариатор или автомат. Всё зависит от ваших предпочтений и условий эксплуатации автомобиля.
- Если планируются поездки по бездорожью, сугробам, песку или размытым грунтовым дорогам, то лучше подойдёт «автомат».
- Если вы часто путешествуете и ездите по трассам между городами, то стоит выбрать «автомат». Или предусматривать остановки на маршрутах, чтобы не перегреть вариатор.
- Если нужна максимально экономичная машина, выбирайте вариатор.
- Если не хочется думать об обслуживании и ремонте, то классический «автомат» будет лучшим вариантом.
- Если вы ищете автомобиль со спортивным характером, то стоит выбирать между «механикой» или «роботом».
Выбирая между вариатором и «автоматом», я рекомендую учитывать стиль вождения и условия эксплуатации. Если вы цените комфорт и плавность хода, готовы следить за состоянием коробки и использовать автомобиль в основном в городе, вариатор может быть подходящим вариантом. Однако следует помнить, что его ресурс ниже, а чувствительность к неправильной эксплуатации выше.
Тем, кто планирует активно использовать автомобиль, включая поездки по пересечённой местности, регулярное движение по трассам или сложным дорожным покрытиям, советую отдать предпочтение классическому «автомату». Он обеспечит надёжность, долговечность и меньшие затраты на ремонт.
Этот материал впервые был опубликован 15 января 2025 года. 21 января мы обновили текст, дополнив его комментариями эксперта.