SpaceX во второй раз запустила в космос гигантскую ракету Starship

В новом тесте система впервые успешно прошла этап разделения ступеней и поднялась на высоту 148 км.

SpaceX сегодня во второй раз запустила гигантскую ракету Starship. Это произошло через семь месяцев после первой попытки.

⚡ Самое интересное и важное за день — в телеграм-канале «Лайфхакер. Новости».

Ракета стартовала в 16:03 по московскому времени с космодрома в Техасе (США). На этот раз сработали все 33 двигателя Raptor, и ни один из них не погас во время запуска. Это можно считать огромным успехом по сравнению с первым тестом, в результате которого между стартом и полётом было потеряно около шести двигателей.

После запланированного отделения горячей ступени ракета-носитель Super Heavy взорвалась вместо того, чтобы продолжить запланированный спуск и посадку на воду. Но сам Starship продолжил путь в космос. Примерно через 10 минут связь с ним была потеряна.

На видео ниже можно увидеть процесс отделения звездолёта от ракеты-носителя.

Хотя верхняя ступень не выполнила полный план полёта, согласно которому она должна была пролететь полмира и приводниться в Тихом океане, запуск в целом можно считать удачным для тестового полёта. Корабль впервые преодолел этап разделения и достиг высоты 148 километров. То есть, у него получилось добраться до космоса, граница с которым проходит на высоте 100 километров.

Маск планирует использовать Starship для космического туризма и колонизации Марса. Звездолёт способен нести до 150 тонн экипажа и груза. Его первый испытательный полёт провели 20 апреля 2023 года. Он успешно взлетел, но затем взорвался — через 4 минуты после старта.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Eric Gay/Associated Press
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
DKwA
19.11.23 16:34
На мой взгляд немного странная фраза "отделения горячей ступени". Они используют горячий метод отделения ступени (при этом методе верхняя ступень включается еще до разделения ступеней. Потом только ступени разделяются, а двигатели верхней ступени выходят на режим. Двигатели нижней ступени при этом не отключаются до разделения. Это удобно тем, что при таком методе разделения нам не нужно заботиться о том, в каком состоянии топливо в баках, ускорение от двигателей есть, поэтому топливо будет находиться внизу и будет нормально подаваться в камеру сгорания двигателя). А сами ступени я бы наверное не назвал горячими. Super heavy РН на ЖРД, а жидкое топливо в общем холодное. У разных топлив разная температура, но она низкая. А на super heavy используются жидкий метан и жидкий кислород (соответственно горючее и окислитель). У метана температура -164 градуса цельсия, у кислорода -183 градуса, горячими их никак не назвать. У союза например (там к слову у горючего температура гораздо выше, чем у метана, у керосина температура при которой он становится жидким -45 градусов), когда она стоит заправленная на стартовом комплексе цвет ступеней белый из-за того, что они покрываются инеем за счет того, что возникает больщя разница между темперпатурой топлива в баках РН и температурой снаружи. Горячие у работающих ступеней двигатели, это естественно, температура в камере сгорания двигателя крайне высокая, 3000 К (2726 градусов цельсия). Но двигатель это еще не вся ступень. На мой взгляд было бы правильнее написать что-то вроде "После запланированного "горячего" отделения ступени...", потому что речь все-таки о методе разделения ступеней, а не температуре ступени.
DKwA
19.11.23 17:14
Ну Илон Маск конечно класс, Space X за пол года успела переделать стартовый стол (что вообще-то само по себе не хило, там после запуска куски бетона от стола даже посекли рядом стоящие баки, а пыль от бетона распространилась на много километров), установить систему для подачи воды при старте двигателей и ни много ни мало построить еще одну сверхтяжелую ракету, предварительно внеся серьезные изменения в конструкцию ракеты, как раз добавив горячее разделение ступеней. Это в принципе требует довольно много переделать, как минимум горячее разделение означает, что ступень и корабль соединяются ферменной проставкой (к ней они крепятся с помощью пироболтов и чего-то подобно в любом случае) и на ступени есть деталь, рассеивающая струю и не дающаяя теплу от струи нагреть до опасных значений ступень (иначе это приведет к взрыву). Такая скорость работы не мыслима для государственных компаний, как у нас, так и в США. На такие изменения уходят годы работы. А они за пол года все зафигачили, сурово. Помниться SLS вон не могли запустить только несколько месяцев. То ставили на стартовый стол, обнаруживали утечку водорода, снимали, потом опять также и вот такая котовасия у них с сентября шла и по-моему до ноября. Так тут еще и 33 двигателя все работали, что само по себе тоже очень сложно, потому что при такой работе начинается то, что нельзя было предугадать, в результате система управления, чтобы избежать взрыва открлючает двигатель, а за ним еще один, чтобы ракета осталась управляемой. Молодцы, но как люди работают в таком темпе, мне сложно понять. Правда у них столько всяких согласующих подписулек нет.