Почему сервисы отзывов не стоят нашего внимания

Сижу и пишу эту статью, попивая кофе, на который подсел самым неприличным образом. Кофейня делает кофе из двадцати фирменных смесей, у каждой из которых есть история и причины, почему стоит пить именно эту смесь именно сегодня. Потрясающий опыт и вкус. Но я бы никогда его не попробовал, если бы сверялся в выборе с популярным тут сервисом Yelp и его копиями в США и России. Заведение имеет количество звезд, которые могут его охарактеризовать как «так себе местечко, заходить только если торопитесь и у вас нет выбора». Вы никогда не думали о человеке, собирательном образе хомо-потрибитикус, который пишет эти отзывы? Вы не задумывались, с какого такого рожна мы стали верить этим людям? Вот мой любимый холодный кофе с мятой — поверьте, это очень вкусно. Вот что пишут писаки отзывов.

Т.е. вы понимаете, что 3* мятному кофе и заведению в целом ставит человек, который купил этот кофе, хотя он… не любит свежую мяту! Это кажется смешным, но это не так — этот человек так или иначе влияет на ваш выбор, если вы опираетесь на сервисы вроде Yelp.

Стоит сказать, что я достаточно придирчивый к сервису человек, «вечно чем-то недовольный» (так говорят мои друзья и те, кто меня давно знает :). Но в Сан-Франциско у меня не было ни одного замечания к сервису. Вообще. Отзывы же я читаю — все ужасно, все пропало!

Та же история с «типсами» в Foursquare. Чекинюсь в подземке городского метро MUNI, и тут на меня вылазит что-то вроде — «Ненавижу MUNI. Пусть будут прокляты те, кто тут работает. Ужасно пахнет, ужасно громко, все ужасно!» Стоит сказать, что метро ходит по минутам, там всегда есть места, чтобы сесть, даже в час-пик, там все понятно и стоит оно не так уж и дорого (по сравнению с Москвой, например). Как мне жаль, что я не могу прокатить этого комментатора в киевской маршрутке с Троещины или в пригородной электричке в Москве, затолкать в метро в Токио или провезти по летней жаре в автобусе без кондиционера и с закупоренными навечно окнами. Все плохо, опираемся на голос толпы?

А еще я видел комментарий к другой кофейне, который звучал почти так: «Сегодня в СФ солнечно, это так редко! Небеса были благосклонны, и я решила пойти выпить кофе в кофейню рядом. Но сегодня тут меня встретили злой ухмылкой пережаренные зерна и странные на вкус сливки. О, небеса, знали бы вы, что солнце сегодня было призвано вами зря. Все зря! День кончается тоской, не начавшись…» о_О Понимаете, что это тоже часть отзыва и часть собирательного рейтинга в который мы верим.

Идем на Яндекс:

Так хорошо в ресторане или плохо?

Помните про правило — хороший отзыв оставит 2 из 10, а плохой — 8 из 10? И мы опираемся на этот иррациональный сгусток негатива?

В интенете борьба с такими комментаторами и сервисами только-только начинается. Очень рекомендую вам посмотреть проект Real Actors Read Yelp — в нем настоящие актеры с чувством и расстановкой читают отзывы простых комментаторов на Yelp. Это очень смешно и потрясает своей нелепостью, но это же и есть реальность, которая влияет на наш выбор все больше и больше!

Вот тут парень вкусно поел и был доволен, но его комплимент не захотел выслушать менеджер — 1*! Блин, он просто занят работой менеджера!

А вот тут барышня всем довольна, но на кассе ей дали одну конфетку, а не горсть — 3*.

А вот тут официант не угодил с цветами — получи 2* и никаких чаевых, сопляк!

А теперь скажите себе, вы будете продолжать доверять свое развлечение, свою еду и свой досуг мнению вот таких людей? Думайте сами, выбирайте, экспериментируйте и не позволяйте другим думать за вас, а то как дадут одну конфетку вместо пригоршни! :)

Кстати, данная механика негативного сброса в сервисы вроде Yelp работает точно так же в социальных сетях. Если не читали, то милости прошу.

Спасибо за вдохновение Анатолию Ульянову.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Yevhen no data
06.09.12 00:42
Мне статья дала четкое понимание, что смотреть на рейтинги нужно очень аккуратно. Гораздо полезнее как раз читать отзывы. Во всех примерах негативных отзывов в статье была полезная информация и все они дают понимание что выставленный автором отзыва рейтинг учитывать не стоит. Вот в этих примерах видно, что там кормят хорошо, там конфетки дают (пусть и по одной), там цветочки все же есть...
Artem ChaosHead
06.09.12 02:08
Какие нафиг сервисы комментариев где покушать? о-О Это что для слепых или для тех, кому недостаёт интуиции? И их ещё и осуждают, кажется я окончательно отстал от "жизни" и кажется это очень даже неплохо.
Илья Хорламов
06.09.12 13:20
никаким отзывам не верю, ни плохим, ни хорошим. только знакомым и собственному чутью
Виктор Шишкарев
29.10.12 19:55
есть такой сервис www.advizzer.com, отзывы есть, но суть в подробных обзорах, которые составляют редакторы
Читать все комментарии