8 заблуждений, которые мы почерпнули из фэнтези-фильмов и книг

Пора узнать, почему гномам не подходят топоры и как на самом деле выглядит типичная средневековая таверна.

1. Золотые монеты — типичная средневековая валюта

Древние монеты. Изображение: papazachariasa / Pixabay

Авторы фэнтези в большинстве случаев не заморачиваются с финансовой системой. Герои обычно пользуются одним номиналом монет, причём сделанных из золота. Изредка, правда, встречаются серебряники и медяки, но в основном всё завязано именно на этом драгоценном металле.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Кружка пива? Один золотой. Ночь в таверне? Десять золотых. Этот прекрасный породистый жеребец? Тысяча золотых — выворачивай карманы и скачи куда хочешь!

Очевидно, что создатели видеоигр, книг и фильмов просто не хотят усложнять себе жизнь лишними расчётами. Но в реальном Средневековье многие люди проживали всю жизнь, так и не подержав в руках ни одной золотой монеты.

Например, вот как финансовую систему Англии XIV века историк Кристофер Дайер: «Дешёвый меч можно было купить за шесть пенсов, то есть 1/40 фунта стерлингов. В год среднестатистический неквалифицированный рабочий зарабатывал от одного до двух фунтов стерлингов. Городская семья среднего класса могла заработать 5–10 фунтов ежегодно».

Наиболее распространённые золотые монеты той эпохи где-то шесть шиллингов — чуть меньше трети фунта. Поэтому для большинства людей это был доход как минимум за несколько недель, если не месяцев.

Так что бродящие по разным фэнтезийным мирам искатели приключений, покупающие еду и ночлег за золото, выглядят нелепо. С тем же успехом они могли прикупить в современном мире стаканчик кофе, расплатившись парой стодолларовых купюр.

2. Лучшее оружие для гномов — топор

Гимли с топором. Кадр из фильма «Властелин колец: Две крепости»

Мы уже рассказывали о том, что боевые топоры и молоты в фэнтези зря представлены тяжёлыми и сокрушительными громадинами. Настоящие средневековые экземпляры этих вооружений были лёгкими — от 0,5 до 1,5 килограмма — и оснащались небольшими лезвиями, чтобы увеличить проникающую способность.

С топорами и молотами в фэнтези-сериалах и книгах связан ещё один штамп — ими регулярно оснащают викингов и разных гномов и дворфов.

Бородатый невысокий гном с секирой стал одним из самых устоявшихся образов в фэнтези — всё благодаря Гимли, персонажу из «Властелина колец».

Но если бы эти создания существовали в действительности, то сочли бы боевые топоры и молоты весьма непрактичным оружием. Дело в том, что эти штуки наносят повреждения за счёт замаха и довольно-таки к длине рук и росту владельца.

Даже очень сильный человек ростом 1,5 метра будет менее эффективно орудовать секирой, чем его соперник выше 180 см.

Гномы были бы гораздо опаснее с колющими видами вооружений — копьями, пиками, колющими мечами вроде римских гладиусов или французских эстоков, или даже рапирами.

Во-первых, подобное снаряжение позволяет наносить гораздо более опасные раны, тратя на это меньше . Во-вторых, заблокировать укол эстока или рапиры , чем отразить секиру. И в-третьих, копья и колющие мечи позволяют эффективнее удерживать противника на дистанции, что жизненно важно для невысокого фехтовальщика.

Те же викинги, например, в реальности именно копьям — секирами в плотном строю банально негде махать. Топорик же оставался оружием на крайний случай — нарубить им дров или гвоздь в драккар забить при случае было удобнее, чем мечом.

3. Рыцарь ездит на верном и единственном коне

Пёс везёт Арью. Кадр из сериала «Игра Престолов»

Одинокий всадник на своём скакуне, преодолевающий множество препятствий и совершающий немыслимые подвиги, — это типичный персонаж фэнтези. Иногда благородный рыцарь везёт впереди себя более слабого товарища, которого поклялся защищать, или прекрасную даму.

В фэнтези лошади практически не едят, крайне мало спят и способны пробегать галопом пару сотен километров, да ещё и со стокилограммовым мужиком в доспехах на горбу. При необходимости они могут также форсировать водные препятствия вплавь и двигаться по любой дороге — грунту, камню или гравию.

Надо ещё и благородную девицу подвезти? Не проблема, пусть запрыгивает.

В реальности же лошадь имеет склонность довольно быстро уставать и выдыхаться, особенно когда везёт человека с тяжёлой амуницией.

Поэтому любой рыцарь, который хотел доехать дальше забора своего поместья, обязан был взять хотя бы одно запасное животное, чтобы их. Три лошади — вообще сказка. И не забывайте, что их надо поить, кормить, чистить и давать им спать.

4. И путешествует в одиночку

Рыцарь, оруженосец и паж, минимальный набор, чтобы не стыдно было появляться на людях. Изображение: British Library / Public Domain

Кстати, в реальности рыцари не путешествовали в одиночку. Ну, просто потому, что им нужен был человек, который занимался бы конями, а также чистил доспехи и обустраивал лагерь.

Благородные воины двигались как минимум с одним оруженосцем. Чаще — в составе подразделения под «копьё», состоящего из самого рыцаря, двух слуг или оруженосцев, а также нескольких мечников, копейщиков и лучников.

Почему же в романах, рассказывая о подвигах благородных конных лордов в сияющих доспехах, о сопровождающей их никто особо не упоминает? Ну, просто считать всю эту массовку полноценными участниками приключения было как-то не по-рыцарски, поэтому факт их присутствия в тексте можно было деликатно обойти.

5. Перемещение из одного населённого пункта в другой — плёвое дело

Иллюминированная рукопись, изображающая христианских паломников, направляющихся к церкви св. Томаса Бекета в Кентербери, Англия, ок. 1400. Изображение: Public Domain

Большинство сериалов и книг в жанре фэнтези посвящены путешествиям. Герои ездят туда и сюда, посещают разные страны, знакомятся со всякими интересными личностями — в общем, исследуют мир как могут. Однако в реальном Средневековье вам вряд ли удалось бы сделать карьеру тревел-блогера.

Множество людей, которых родиться в Европе того времени, проживали всю свою жизнь в родной деревне. А о том, что творится в дальних странах, знали в лучшем случае из пересказов чужих приключений.

Конечно, бывали и исключения — торговцы и паломники, которые посещали другие государства ради выгоды или испытаний.

Но путешествия даже на короткие расстояния куда более трудным делом, чем поездки персонажей Вестероса от Стены к столице и обратно.

Инфраструктура в те времена была так себе: ни железных дорог, ни самолётов, а подчас и нормальных путей для пешего либо конного передвижения просто не было. Личной лошадью тоже не каждый владел.

По историка Кэтрин Олсон из Бангорского университета, средневековый путешественник в день мог преодолеть 25–40 километров пешком или 30–50 — на лошади. Дороги и тропы были плохими, а растянуть лодыжку в большинстве случаев означало замёрзнуть ночью насмерть или стать жертвой диких зверей.

Или бандитов: на одиноких путников были очень распространены, поэтому в Средневековье паломники и торговцы перемещались группами — для безопасности. Существует также множество историй о людях, которых грабили и даже убивали их попутчики.

Значительная часть средневековых путешественников гибла не от врагов, а просто из-за несчастных случаев, от которых не был застрахован даже самый знатный дворянин.

Так, император Священной Римской империи Фридрих I в 1190 году во время Третьего крестового похода , форсируя реку Салеф на коне. В 1450 году 200 человек, пришедших в Рим паломниками, свалились с моста Сант-Анджело и тоже погибли.

А один летописец Первого крестового похода , как разом ушли на дно 400 богомольцев в гавани Бриндизи в Южной Италии.

6. В любом лесу можно найти приличный трактир

Сцена в голландской таверне, Ян Стен, конец XVII века. Изображение: Wikimedia Commons

Неотъемлемый элемент в фэнтези-произведениях — трактиры, корчмы, таверны и прочие подобные забегаловки. Заблудившийся в лесу путник запросто выйдет на одну такую после недолгих блужданий, благо они понатыканы на каждом шагу.

Герои находят в трактирах приют, спасение от врагов, собираются и обсуждают планы за кружкой доброго эля, слушают сплетни местных жителей. А потом отправляются переночевать в комнатах на верхнем этаже, где, возможно, делят матрас с какой-нибудь ветреной служанкой.

Но в реальной Европе XI–XIV веков таких заведений, как бы помягче сказать, не было.

В деревенской местности в Средневековье таверны и хостелы особого смысла не было, потому что путешественников там было мало. Настоящий средневековый трактир — просто дом крестьянина в деревне, который решил подзаработать.

Хозяин варит пиво, эль или сидр, размещает вывеску, гласящую, что в этом доме есть выпивка, и за деньги односельчан — вот и весь бизнес.

За отдельную плату он может разместить вас на тюфяке или даже положить в одну кровать со своей семьёй, если захочет, но на личный номер и симпатичных служанок не рассчитывайте. Такой вот средневековый . И не факт, кстати, что в подобном месте будут принимать человека, которого никогда раньше не видели.

Нечто более похожее на фэнтезийные трактиры имелось в городах — винные и пивные заведения, куда рабочие приходили выпить за деньги. Но ночевать там было .

7. А типичный трактирщик — необразованный ворчун с грязной тряпкой

Немецкая таверна, около 1470 г. Изображение: Wikimedia Commons

Мы привыкли считать, что стереотипный средневековый трактирщик — дородный мужик в заляпанном фартуке, который за стойкой протирает деревянную кружку грязной тряпкой.

Он грубит клиентам — «Выкладывай золотишко или проваливай!» — и уж точно не смахивает на богача или благородного дворянина. Так вот, этот образ тоже далёк от истины.

Помимо городских пивных и ситуативных питейных, которые крестьяне организовывали в своих домах, в Средневековье ещё класс заведений, которые можно сравнить с фэнтезийными тавернами.

Это были постоялые дворы, располагавшиеся в городах при базарах и ярмарках. Принимали они не абы кого, а дворян, путешествовавших с дипломатическими миссиями, купцов и прочих богатых господ. Остальным ловить там было нечего.

Такой двор был не только гостиницей, но и рынком, складом товаров, местом заключения сделок и даже банком.

Владельцы подобных заведений были людьми как минимум , а то и вовсе являлись важными шишками в административных органах.

Например, сохранились , что некий Ричард Кингсмилл, хозяин гостиницы, живший между 1455 и 1470 годами, был королевским констеблем, затем городским судебным приставом, мировым судьёй, членом парламента и налоговым инспектором, торговцем тканью, вином, фруктами и рыбой, владельцем стад овец и крупным арендодателем.

Это не мешало ему разливать выпивку заезжим купцам и лордам и даже наоборот — помогало заводить полезные знакомства.

8. В Средневековье никто не пользовался пушками

Осада Орлеана, 1429 г. Изображение: Wikimedia Commons

Создатели фильмов и книг в жанре фэнтези ненавидят порох. Поэтому в произведениях с закосом под Средневековье герои расстреливают друг друга из луков и арбалетов, а при осаде замков используют требушеты и катапульты. Пушки и ружья же считаются чем-то абсолютно в таком сеттинге.

Но на самом деле о порохе в Европе как минимум с 1300-х годов. В итальянском замке Монте-Варино был, например, найден самый ранний образец огнестрельного оружия, датируемый 1326 годом.

Англичане использовали пушки в битве при Креси в 1346 году, французы — в сражении при Кастийоне в 1453-м. А у Жана Бесстрашного, герцога Бургундии, в 1421 году имелась личная армия, вооружённая 4 000 ручных пушек.

Рыцарские латы и мечи отлично соседствовали с ружьями-аркебузами и мушкетами. И защищали от них, кстати, почище любого бронежилета.

Поэтому, когда в очередном фэнтези нам показывают нечто вроде Высокого Средневековья с роскошными замками, кораблями и принцессами, а войны там до сих пор ведутся по принципу «сошлись две толпы с дрекольем», это выглядит немного нелепо.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Хроники Нарнии"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Виталий Г
23.07.22 02:38
Автор ну честно, "викингов" приплел, ну сходи к реконструкторам по средним векам попробуй сам подержи помахай, меч легче!!! но секирой легче ковырять человека из под щита путем зацепа и тычкового удара, например норманы- первый ряд шел с боевыми топорами специальной формы дабы подцепить край щита противника отогнуть его и пропустить во внутрь строя сзади идущих. Ну решил блеснуть ну собери материал, а не создавая статейку ради статьи (прошу прощения за слово статья)
Alex Ponomar
24.07.22 00:08
Комментатор ну честно, ты перед написанием комментаришка прочитай статью, вникни в смысл написанного, где там противопоставляется меч топору? Ну решил блеснуть ну изучи прилагаемые ссылки на источники, это же реальные исторические данные, а не хобби-проект реконструкторов.P.S. Надеюсь, смог донести до вас основную мысль в понятной для вас форме.
Виталий Г
25.07.22 14:52
О том что гномам с топорами не управиться, а легче колющие режущие, ну для дурачка все занимаются хобби-проектами даже историки которые на практике проверяют то или иное суждения так называемый "практический опыт", а смысл не в противопоставлении, а натягивании совы на глобус как в вашем случаи. Но как вверху так и туту смысл до вас вряд-ли дойдет.
Alex Ponomar
25.07.22 15:13
Это правда, понять написанное вами практически невозможно.
Читать все комментарии