Учёные раскрыли загадку свечения в знаменитой картине Рембрандта

Всё дело в необычном сочетании красок — в том числе ядовитых.

Химики из Рейксмюсеума и Амстердамского университета выяснили, как знаменитая картина Рембрандта под названием «Ночной дозор» получила своё загадочное свечение. Оказывается, художник использовал необычные пигменты, изготовленные из ядовитых элементов.

⚡ Самое интересное и важное за день — в телеграм-канале «Лайфхакер. Новости».

Выяснилось, что жёлтый пигмент в «Ночном дозоре» состоит из свинца и олова, а красно-оранжевый был сделан с использованием мышьяка и серы. Судя по всему, Рембрандт намеренно смешал эти токсичные пигменты с красками, чтобы получить золотой оттенок.

Поперечный срез образца краски, на котором видны кристаллы жёлтого, оранжевого и красного пигментов. Изображение Rijksmuseum

Учёные сделали такое открытие в рамках большого исследовательского проекта под названием «Операция „Ночной дозор“», направленного на изучение шедевра Рембрандта. Искусствоведы говорят, что палитра художника всегда вызывала удивление экспертов, но до недавнего времени о том, какие именно краски он использовал, было известно мало.

В XVII веке, в котором жил Рембрандт, некоторые насыщенные пигменты получали путём добавления мышьяка или серы в раскалённые природные руды, такие как орпимент или реальгар. Часть краски, использовавшейся для создания золотого оттенка в «Ночном дозоре», была получена из жёлтых, оранжевых и красных пигментов парареальгара.

Золотая краска в «Ночном дозоре». Изображение Rijksmuseum

С помощью микроскопа химики обнаружили, что Рембрандт использовал небольшое количество ярко-оранжевой краски, чтобы подчеркнуть тени от золотой вышивки на рукавах дублета и расшитом бушлате одного из ополченцев. Это золото художник либо смешал сам из сульфида мышьяка, либо купил уже в готовом виде.

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что в Европе XVII века разнообразие токсичных пигментов было более широким, чем считалось раньше. Впрочем, изучение картин других художников вполне может показать, что Рембрандт был не единственным, кто писал свои картины ядовитыми красками.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Rijksmuseum
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter