Сьюзен Кэр — создатель иконок для интерфейсов
Представить операционную систему без привычных символов «Мой компьютер» или «Мои документы», кажется, невозможно, но ещё до начала 1980‑х их не существовало. Появлением иконок мир обязан художнице Сьюзен Кэр.
В школе её любимым предметом было изобразительное искусство, а мама привила интерес к вышивке. В 14 лет Сьюзен устроилась стажёром к дизайнеру Гарри Лауксу в Научный музей Филадельфии. Здесь она познакомилась с типографикой и графическим дизайном. В колледже Кэр уже рисовала постеры, брошюры, праздничные открытки и приглашения, а после выпуска видела себя либо учителем, либо художником.
В 1983 году, не имея опыта работы с компьютерами, Сьюзен устроилась в Apple Computer, Inc. Ей предстояло создать графику для новой серии домашних устройств Macintosh. Уже на собеседовании она показала свои первые эскизы. Это были иконки, нарисованные вручную в блокноте. Каждой клетке соответствовал один пиксель — опыт вышивания картин крестиком пригодился. Среди первых набросков был классический символ указательного пальца для команды «Вставить», а образы некоторых реализованных иконок дожили до наших дней. Например, значок ведра для «Корзины» или принтера для «Печати».
Сьюзен Кэр проработала в Macintosh до 1986 года. За это время она создала множество известных владельцам компьютеров Mac шрифтов: New York, Geneva, London, Toronto и Venezia. После увольнения основала свою дизайн-студию, а в 1989 году начала сотрудничать с Microsoft. Результатом этой работы стал знакомый всем пасьянс «Косынка». Именно Кэр придумала классический дизайн карт, который взяли за основу всех подобных игр в этой операционной системе.
В нулевые художница продолжала работать в индустрии графического дизайна, в том числе была креативным директором Pinterest. Постер с изображением первых иконок можно купить на сайте Кэр, на каждом она оставляет свой автограф. А с 2015 года тот самый блокнот с эскизами выставляется в постоянной экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Решения графических дизайнеров и сегодня делают жизнь пользователей приложений и программ лучше, но обучиться этой профессии с нуля можно намного быстрее, чем в начале 1980‑х. К примеру, на курсе «Графический дизайнер» от Яндекс Практикума. Программы здесь длятся 9 или 12 месяцев. Ученики смогут освоить все важные для работы инструменты — Figma, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, а также научатся разбираться в цвете, типографике и правилах композиции. Уметь рисовать или покупать дорогой планшет со стилусом необязательно, а найти первые заказы ещё во время обучения помогут специалисты карьерного центра Практикума. К слову, выпускную работу тоже можно будет положить в портфолио.
Если вы до конца не уверены, что эта специальность подойдёт, развеять сомнения легко: вводную часть программы получится пройти, не потратив ни рубля.
Эйприл Грейман — экспериментатор с компьютерной вёрсткой
Если сейчас графический дизайн — полноценная индустрия, то в 1980‑х специалисты относились к новым технологиям с недоверием. Казалось, что возможности компьютеров никогда не сравнятся со старым добрым карандашом, а пикселизация изображения воспринималась как брак. Эйприл Грейман, в отличие от своих коллег, сразу же заинтересовалась цифровой графикой. Отец выпускницы Базельской школы дизайна работал системным администратором и программистом, поэтому с технологиями девушка была знакома с детства.
В 1984 году Грейман купила свой первый Macintosh и сразу приступила к экспериментам. Пиксели, ограниченные цвета — всё это стало для неё источником вдохновения и нового художественного языка. Через год компания Aldus Corporation выпустила первую программу для цифровой вёрстки PageMaker. С её помощью в 1986 году художница создала работу Does It Make Sense? («Есть ли в этом смысл?») — постер из текста, фотографий и символов. Сначала Грейман нарисовала макет и распечатала его по частям на обычном принтере. Затем соединила фрагменты в цельное изображение, сфотографировала результат и отнесла в типографию уже готовый вариант. Креативный подход так поразил индустрию, что один из выпусков журнала Design Quarterly превратился в работу Грейман: его можно было полностью развернуть и повесить на стене.
Эйприл всю жизнь экспериментировала с программами для цифровой графики, создала множество обложек для журналов и даже дизайн почтовой марки. Она была посвящена годовщине принятия поправки в Конституцию США, которая давала активное избирательное право женщинам. Экспрессивный стиль художницы, сочетающий в себе достижения сюрреализма, искусства модерна и цифровых возможностей, относят к так называемой Калифорнийской новой волне дизайна. В 1998 году Грейман получила награду от Американского института графических искусств, а 2018 году — от Общества типографских искусств.
Зузана Личко — автор множества цифровых шрифтов
В начале 80‑х Зузана Личко изучала визуальную культуру в престижном колледже Беркли, где ей приходилось посещать уроки каллиграфии. Она была левшой, и занятия давались сложно. Всё встало на свои места, когда на рынке появился первый компьютер Macintosh. Оказалось, что цифровые шрифты ей даются намного проще. С техникой девушка тоже была знакома: в юности помогала отцу с обработкой данных на первом компьютере.
К слову, индустрия дизайна шрифтов зародилась задолго до появления гаджетов. Их разработкой занимались с тех самых пор, как появилось книгопечатание в XVI веке. Сфера бурно развивалась и позже, с началом массового выпуска ежедневных газет. Вклад Личко состоял именно в том, что она адаптировала шрифты под цифровые интерфейсы. К примеру, усовершенствовала исторический Baskerville, который был разработан ещё в XVIII веке. Свой вариант Личко назвала Mrs Eaves, в честь жены Джона Баскервилля — автора оригинала. А её Filosofia — это интерпретация Bodoni, придуманного итальянским издателем Джамбаттиста Бодони в 1787 году.
Зузана создавала и свои авторские варианты шрифтов. В 1984‑м вместе с мужем — арт-директором Руди Вандерлансом — начала выпускать полностью цифровой журнал Emigre, посвящённый графическому дизайну. В нём публиковались образцы шрифтов, ориентированные на печать текста через матричные принтеры с низким разрешением. С 2011 года пять цифровых шрифтов, впервые опубликованных в Emigre, хранятся в экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Одна из задач графического дизайна — доносить ценности брендов до аудитории. Для этого придумываются новые шрифты, совершенствуются способы вёрстки на сайтах, разрабатываются логотипы. Если вам всегда нравилось это направление, попробуйте начать с основ. Например, прокачайте навык создания эффектных и убедительных презентаций. Бесплатный курс Практикума по созданию презентаций поможет освоить главные фишки Google Slide и доносить свои идеи через дизайн. Он разработан опытными руководителями дизайнерских команд. Все, кто проходит курс, получают в подарок шаблоны и чек-листы, которые упрощают работу над презентациями.