Это очень плохо: мучить животных ради кино

Возмущение фильмом «Мой любимый чемпион» совершенно оправданно.

Что произошло

27 июня в прокат вышел российский фильм «Мой любимый чемпион», посвящённый дружбе 13-летней девочки Саши и коня Джонатана. Раньше животное принадлежало отцу героини, а теперь мама хочет продать его. Но Саша пытается сохранить любимого друга.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Вскоре после релиза в соцсетях появилась шокирующая информация и кадры. Для съёмок одной из сцен авторы использовали «подсечку» — приём, который уже десятки лет считают неэтичным и запретили во многих странах. К ногам лошади привязывают верёвки и в определённый момент дёргают за них, чтобы животное упало.

Кадр из фильма «Мой любимый чемпион»

В результате съёмок этой сцены лошадь буквально перевернулась через себя, а основной удар пришёлся на шею. Зоозащитники уверены, что она получила сильные травмы. Можете посмотреть это видео на свой страх и риск, выглядит ужасно. 

После огласки многие участники процесса стали открещиваться от фильма, подчёркивать, что не одобряли таких методов, и валить вину на других. Президент Гильдии каскадёров России в официальном ответе обвинил блогеров и зоозащитников в провокации и заявил, что трюк был выполнен профессионально.

Но трудно отрицать очевидное: такое падение, как на видео, с огромной долей вероятности могло нанести травму коню.

Не хочется говорить банальности, но жестокое обращение с животными — это мерзко. Ещё более неприятно, когда это происходит ради развлечения. А втройне ужасно, когда это делают в фильме, который посвящён заботе о лошади.

Сейчас многие зрители призывают бойкотировать этот фильм, ставят низкие оценки на сайтах-агрегаторах (на момент написания этой статьи на «Кинопоиске» у него 1,2 балла) и составляют петиции. Принесёт ли это какие-то результаты — пока неизвестно.

Раньше было ещё хуже

Животных снимали в кино ещё с момента зарождения этого вида искусства. И в первые десятилетия об их безопасности никто даже не задумывался.

Кадр из фильма «Бен Гур»

Строго говоря, к этому трудно придираться. Поначалу и о людях (кроме крупных актёров) особо не заботились: каскадёров нанимали из числа циркачей или наездников. Если они калечились, просто искали следующих. Да что говорить, во время съёмок «Ноева ковчега» 1928 года на статистов без предупреждения вылили тысячи тонн воды, в итоге погибло четыре человека. 

Поэтому не приходится удивляться, что в классических фильмах с животными обращались просто ужасно. Во время работы над «Бен-Гуром» 1925 года (не путать с версией 1959 года), по слухам, погибло больше сотни лошадей. То же самое касается старых вестернов, где все трюки выполняли без какой-либо заботы об участниках: хоть людях, хоть конях. Звучит жутко, но тогда это никого не смущало.

Однако в Голливуде раньше других появилась организация, которая защищала права наших меньших братьев. После выхода фильма «Джесси Джеймс. Герой вне времени» 1939 года, где двух коней просто сбросили с обрыва, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов и Американское гуманистическое общество стали регулировать съёмки с участием животных. Кстати, это один из немногих приятных пунктов знаменитого Кодекса Хейса, который раньше цензурировал американское кино.

Кадр из фильма «Джесси Джеймс. Герой вне времени»

Однако радоваться рано. После отмены кодекса кошмары вернулись с новой силой. А в Европе и СССР и вовсе толком не регулировали подобные ситуации. Наверняка многие зрители слышали о поступках Андрея Тарковского на съёмках «Андрея Рублёва» и возмущались ими. До сих пор спорят, действительно ли там сожгли корову или её всё-таки накрыли асбестом (увы, скорее первое). А в неофициальную версию «Страсти по Андрею» попали ещё и кадры, где двух лошадей сбрасывают с колокольни.

Это далеко не единичные случаи, просто наиболее разошедшиеся среди зрителей. В десятках знаменитых масштабных фильмов есть подобные сцены. В «Апокалипсисе сегодня» буйвола убивают мачете по-настоящему — Коппола оправдывался тем, что местные жители всё равно сделали бы это, но за кадром. Во «Вратах рая» Майкла Чимино лошадь просто взорвали.

Кадр из фильма «Иди и смотри»

В «Иди и смотри» Элема Климова сцена с убийством коровы реальна.

Сейчас стало лучше, но всё равно мрачно

Когда я задумался об этой статье, то хотел разделить её на два пункта. В начале, как сейчас, написать об ужасах, которые происходили в истории кино. А потом перейти к кино XXI века, которое стало гораздо более гуманным. И в очередной раз удивиться, как на фоне всего этого мог получиться «Мой любимый чемпион». 

К сожалению, изучение материала показало, что я ошибался. Нет, конечно, сейчас никто не позволит загубить десятки животных, как это было век назад. Но всё же жуткие случаи происходят чаще, чем представляют простые зрители.

Например, во время съёмок фильма «Альфа» о дружбе древнего человека и волка убили несколько бизонов.

В знаменитой «Жизни Пи» по большей части использовали компьютерную графику. Но есть моменты с настоящим тигром, и в одной из сцен он чуть не утонул. А на съёмках «Собачьей жизни» пса бросали в поток воды.

В России, к сожалению, всё ещё применяют запрещённую во многих странах «подсечку», из-за чего калечатся и гибнут кони. Это происходило во время съёмок «1612» и «Тараса Бульбы».

Кадр из фильма «Тарас Бульба»

Конечно, у этого есть и другая сторона: подобные случаи становятся известны, потому что их стало меньше. Почти каждый вызывает скандалы и обсуждения. Американская PETA («Люди за этичное обращение с животными»), российская «ВИТА» поднимают эти темы, общественность реагирует — тенденция скорее хорошая.

Но, глядя на кадры со съёмок «Моего любимого чемпиона», всё равно задаёшься вопросом: «Зачем?» В современном мире уже достаточно развиты компьютерная графика и практические спецэффекты, чтобы не снимать реальных животных в опасных сценах.

Да, это дороже, чем тренированная лошадь. Да, это может выглядеть не совсем реально или даже откровенно плохо, как далматинцы в «Круэлле». Но мы ведь понимаем, что смотрим художественное кино, а не документалку?

Кадр из фильма «Круэлла»

Даже если предположить, что лошадь во время съёмок действительно не пострадала, зачем было подвергать её такой опасности? Вряд ли именно этот момент должен обеспечить славу и кассовый успех картине.

Говорят, искусство требует жертв. Но даже лихачи-ковбои в 1930-х шли на риск осознанно, пусть и из нужды в деньгах. И Том Круз отлично понимает, что может сломать ногу во время прыжка. Про лошадь же такое сказать нельзя — её отправляют на съёмки против воли. Возможно, пришла пора просто прекратить мучить животных ради развлечения.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Horugvi
2 часа назад
У вас?
Оксана Запевалова
2 часа назад
Вы действительно считаете, что нормально «обучать лошадь падать»? Чтобы что?
Mike
19 минут назад
| изменено
Хм... Интересно, а почему нужно помогать одинокому пенсионеру? Не забота ли это государства? Военным говорят тоже неплохие деньги платят. Призыв помогать им, не дискредитация ли армии? Может лучше кинокритик Алексей Хромов будет заниматься своим делом и писать про фильмы? Ну а вы своим - писать грошовые комменты про то, кто кому и где должен помогать.
Mike
16 минут назад
| изменено
У всех... PS А, нет, не у всех. Как обычно в одной отдельно взятой стране.
Читать все комментарии