Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Большая распродажа
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
30 октября 2012

Лоуренс Краусс. Вселенная из ничего

Замечательная лекция физика и популяризатора науки Лоуренса Краусса о нашей вселенной, которая состоит по большей части из ничего, об удивительных открытиях последних ста лет, о том, почему атомы вашей левой руки пришли от одной взорвавшейся звезды, а атомы правой – от другой, и о том, почему будущие цивилизации не увидят других галактик и не поверят в большой взрыв.
Фото автора Рахим Давлеткалиев
Рахим Давлеткалиев

Лоуренс Краусс. Вселенная из ничего

Целый час это, конечно, много. Целый час вашей жизни! Час, который можно потратить на две коротких серии любимого ситкома, на социальные сети, на автомобильную пробку или чтение статей о мотивации. А еще за час можно узнать о том, о чем большая часть когда-либо живших людей на нашей планете не имело возможности даже задуматься.

Обложка: phys.cwru.edu
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Krossovki na rasprodazhe

Закупаемся кроссовками на «Великой китайской распродаже»: 15 удачных вариантов

От вентилятора до пылесоса: 10 скидок на бытовую технику с большой распродажи AliExpress

От вентилятора до пылесоса: 10 скидок на бытовую технику с большой распродажи AliExpress

«Горящая изба» и TRENDY BOX выпустили бьюти-бокс «Сияй!» — и это очень красивый набор косметики

«Горящая изба» и TRENDY BOX выпустили бьюти-бокс «Сияй!» — и это очень красивый набор косметики

Видеорегистратор 70mai A810

Со скидкой 63% можно купить 4K-регистратор с двумя камерами от 70mai

ELEGOO Saturn 3

Быстрый 3D-принтер с высокой детализацией от ELEGOO отдают со скидкой 43%

15 классных товаров, которые сильно подешевели на «Великой китайской распродаже»

15 классных товаров, которые сильно подешевели на «Великой китайской распродаже»

Какие наушники купить на распродаже AliExpress: 12 выгодных вариантов

Какие наушники купить на распродаже AliExpress: 12 выгодных вариантов

Надо брать: пауэрбанк от Baseus на 20 800 мА·ч дешевле 3 000 рублей на распродаже

Надо брать: пауэрбанк от Baseus на 20 800 мА·ч дешевле 3 000 рублей на распродаже

Это интересно
Как сегодня в России создают новые лекарства и учатся «заживлять» трещины в металле

Как сегодня в России создают новые лекарства и учатся «заживлять» трещины в металле

Молодые авторы социальных проектов смогут получить до 1 млн рублей на реализацию своих идей

Молодые авторы социальных проектов смогут получить до 1 млн рублей на реализацию своих идей

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Куда поехать за классным сувениром: 7 точек Золотого кольца с удивительными народными промыслами

Куда поехать за классным сувениром: 7 точек Золотого кольца с удивительными народными промыслами

Комментарии
Igor Zubyk
30.10.12 14:49
Интересно. Но странно слышать от современного ученого столько выпадов против религии, в то время, как вера и наука уже давно отлично дополняют друг друга, как разные грани одной чаши познания.
Алексей Пономарь
30.10.12 15:22
Странно было бы слышать от современного ученого религиозные бредни.
Igor Zubyk
30.10.12 15:29
Как раз среди ученых, в том числе физиков, очень много глубоко религиозных людей. И это показательно, потому что их вера прошла испытание знаниями и, по сути, родилась на базе материализма.
Алексей Пономарь
30.10.12 15:32
да-да, этим студентом был Альберт Эйнштейн.
Zoresvit
31.10.12 11:51
Думаю, действительно сложно назвать Эйнштейна религиозным в привычном понимании этого слова на просторах СНД и не только. Но, по-моему, его взгляды относительно религии интересны, логичны и вполне могут способствовать формированию правильных намерений и здорового общества. В отличии от многих общепринятых религий.
Ivan Borzenkov
03.11.12 15:05
"Сообщения о моей религиозности являются чистейшей ложью. Я не верю в личного Бога. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозными, то это, вероятно, — моё безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука." Альберт Эйнштейн
Рахим Давлеткалиев
30.10.12 15:44
В каком месте вера дополняет науку?
Igor Zubyk
30.10.12 16:30
Вера - это и есть инструмент познания, иначе говоря, науки. Никто не видел Большой взрыв и другие Вселенные, как никто не видел Бога. Но есть теории, в которые мы верим, и эта вера базируется на познании, логике, фактах, свидетельствах. У религии и науки схожий инструментарий, абсурдно их противопоставлять друг другу или искусственно разделять. Неслучайно евопейская наука зародилась в монастырях, античную литературу сохранили монахи, они же заложили основы научной методологии.
Алексей Пономарь
30.10.12 16:40
Какие монастыри? Какие монахи? Изучите списочек: http://en.wikipedia.org/wiki/Medieval_European_scientists — там всего три монаха. Это за тысячу (!) лет.
Igor Zubyk
30.10.12 17:06
Вы же не хотите сказать, что в этом списке все ученые средневековья? О чем мы спорим, первые европейские университеты (тот же Парижский ун-т) возникли при кафедральных соборах, школы и библиотеки - при монастырях, преподавали там монахи. Это есть в любом источнике. Последовавшее затем противостояние науки и религии - следствие амбиций отдельных групп людей, боровшихся за влияние. Изначально эти обе области познания были едины.
Алексей Пономарь
30.10.12 17:09
Конечно, товаризам в рясах крайне полезно было держать всех этих вольнодумцев к себе поближе. То один Землю круглой обзовет, то другой крылья к себе присобачит — так договорятся до того, что нет никакого бога-то. http://www.youtube.com/watch?v=r1KoS-X89SE
Igor Zubyk
30.10.12 17:26
Жаль, что многие люди склонны все упрощать. Зачем тогда эти "товарищи в рясах" создавали школы и университеты, обучали людей естественным наукам, создавали науки и научные методы, в конце концов? Наука - это такой же путь познанию Бога, как и религия, причем, с единым инструментарием: теория (вера) - доказательство (познание). Поэтому ученый-атеист - это также грустно, как и необразованный священник.
Ivan Borzenkov
30.10.12 18:30
Молодой человек, у вас ПГМ? Вы не знаете разницу между наукой и религией? Не позорьтесь пожалуйста.
Слава Баранский
30.10.12 18:57
Сокращения нужно снабжать ссылками http://lurkmore.to/%D0%9F%D0%93%D0%9C
Рахим Давлеткалиев
30.10.12 17:15
В теории можно верить или не верить – они от этого не теряют своей сути: объясняют наблюдения и предсказывают исходы. Вера ни того, ни другого делать не способна по определению. У религии и науки не схожий инструментарий, потому что у религии нет инструментария, есть книжки древних пастухов, в которые нужно верить под страхом вечных страданий.
Igor Zubyk
30.10.12 17:36
Это примитивное представление о религии, которое внушали в школах СССР. Вера не берется из ниоткуда, она базируется на знаниях, опыте, фактах, логике и свидетельствах. Научные теории доказываются точно также. А то, что вы называете книжками древних пастухов - лишь один из источников знаний. Причем, далеко не все старинные книги принимаются, есть долгий путь проверок и докзательств. А сколько есть неканонизированных евангелий и апокрифов... Если читали Умберто Эко "Имя розы", там хорошо показано, что в религии все очень непросто.
Слава Баранский
30.10.12 18:17
Т.е. вы считаете можно логикой объяснить, что змея дала яблоко голой женщине и за это ее и ее бойфренда прогнали с альтернативной релаьности называемой раем? :) Или вы объясняете логикой и знаниями превращение вещества H2O в вино? Супер. Зачем нам тогда спорить?
Igor Zubyk
30.10.12 18:27
Буквальная трактовка библейских аллегорий с изгнанием из рая достойна учебников марксизма-ленинизма из 70-х. Превращение воды в вино я никак не объясняю. Но ведь и наука объясняет далеко не все явления, в существовании которых, в отличие от чудес Христа, вы не можете усомниться. Есть много теорий без доказательств. Например, чудо с вином, по некоторым толкованиям, тоже является аллегорией - символом смены Ветхого Завета Новым. Хотя я не отрицаю и возможность чуда.
Рахим Давлеткалиев
30.10.12 18:57
Ну покажите пример уже. Один единственный пример как религия объяснила что-то. По-настоящему объяснила.
Igor Zubyk
30.10.12 19:33
Она объясняет, зачем мы здесь и что с нами будет после физической смерти. На языке науки это можно назвать теорией, поскольку этого никто не видел, но есть обоснования на базе логики, фактов, исторических данных, свидетельств, думаю, даже каких-то экспериментов, а это вполне научный инструментарий. Верить или нет - ваше личное дело. Но аналогичные методы использует и наука для обоснования своих теорий. И мы верим в Большой Взрыв, хотя никогда его не видели.
Слава Баранский
30.10.12 19:42
Никто никогда не видит реально взрава, все видят его последствия на основании следов частиц, активной массы и линий траекторий вещества. Так же и с вселенной — вы видим скорости разлета галактик, движения плазмы и темной материи, которая только теоретичеки предсказана. Вы говорите о том, что каляки-маляки ничтожных существ, на ничтожной планете, в ничтожной галактике, коих бесконечное количество, имеет какое-то значение для реальной истории Вселенной. Вы вообще представляете насколько мало мы видим, чтобы делать какие-то выводы и сочинять какой-то высший разум, подобляя его себе. Или вам все равно?
Рахим Давлеткалиев
30.10.12 20:34
Нет, на языке науки это называют художественная литература.
Рахим Давлеткалиев
30.10.12 20:34
Ответил не туда – https://lifehacker.ru/lourens-krauss-vselennaya-iz-nichego/#comment-347542
Vitaly
31.10.12 05:58
31 октября 1992 года, спустя 359 лет (всего лишь) после суда над Галилео Галилеем Папа Иоанн-Павел Второй признал, что гонения, которым подвергался ученый, были ошибкой: Галилей ни в чем не виноват, так как учение Коперника ересью не было. И после этого эти люди будут "объяснять, зачем мы здесь и что с нами будет после физической смерти"....
Oleg
01.11.12 14:27
Частично согласен с Вами. Даже Стивен Хокинг, изображающий из себя атеиста и возомнивший, что докопался до сути мироздания, не может ответить на простой вопрос - почему? Почему все происходит именно так, даже если предположить, что он действительно догадался как именно? Например, почему в мире теории струн присутствуют живые существа, состоящие из сложных молекулярных структур? Думаю, именно этот простой вопрос поддерживает веру в ученых. По крайней мере, в тех ученых, которые искренны сами с собой. Дарвин, например, не верил, что человеческий (и не только) глаз может быть результатом случайных мутаций, которые по его же теории двигали эволюцию. Он признавал, таким образом, что причина другая, эволюция - это следствие, инструмент. Естественно, что вера ученых - это не вера в традиционном понимании. Это вера в присутствие силы, которая являются причиной и ответом на простые вопросы - зачем, почему. Не думаю при этом, что истинный ученый рассматривает традиционные религии, как ответ. Поэтому их принято считать неверующими, хотя их вера намного более осознанная.
Oleg
01.11.12 14:29
Не туда записалось...
Иван Толмачёв
25.03.13 01:54
Дорогой Игорь! конечно, Вы это наверное не прочтете уже, но надеюсь, что прочтете)) "Зачем мы здесь" не одна религия не объясняет, а только декларирует! по поводу того, "что с нами будет после физической смерти"... Хм. Ряд религий декларирует. Иудаизм, по крайней мере в своем дохристианском формате, вообще постулировал отсутствие будущей жизни, а Христианство ни о какой будущей жизни не говорит открыто, но и не отрицает. Однако. есть указание на всеобщее воскресение. Не путайте теорию и гипотезу. В теорию не надо верить, так как она доказана. она непротиворечива внутри себя, сопоставима с информацией вокруг нее и подтверждается эмпирически, что проверяемо и перепроверяемо. если гипотеза будет доказанной, и доказательство станет проверяемым и перепроверяемым, такая теория станет гипотезой. в большой взрыв не надо верить. и никто в него не верит (я имею ввиду тех, кто являются учеными, апостолами от науки). это доказанный факт. Это теория и она проверяема и перепроверяема. не обязательно иметь объект в поле зрения и находиться в одном с ним пространственно-временном континууме для того, чтобы работать с ним. у всего есть следствия. Рыбаки на севере не ищут рыбу, они ищут скопления птиц. и это логично. как ты рыбу под водой найдешь)) а вот какие следствия Бога в мире есть? вот это интересный вопрос. Я их давно ищу, но пока безуспешно. увы.
CountFenring
31.10.12 14:12
А превращение святых даров в кровь и плоть Христа вы тоже аллегорией считаете?
CountFenring
31.10.12 14:14
Уточните пожалуйста, а превращение святых даров в кровь и плоть Христа вы тоже аллегорией считаете?
ఠ_ఠ
31.10.12 16:45
> вера и наука уже давно отлично дополняют друг друга Абсолютно согласен с автором: вера в себя есть неотъемлемая часть успешного учёного и науки в целом. Религия, как рудимент, безусловно не при чём.
Евгений Нуждин
01.11.12 06:52
"Лекция, прочитанная Лоуренсом Крауссом на конференции, организованной Международной ассоциацией атеистов в 2009 году"
Sergey Sheremet
30.10.12 16:09
Где заканчивается знание - начинается вера. Вроде простой постулат, но всегда найдутся люди утверждающие что Эйнштейн был верующим или что наука и вера дополняют друг-друга :D Такой вот современный троллинг))
Ильяс Хаматулин
30.10.12 16:37
Вера всегда выше науки!))) Чтобы там разные неучи не говорили!
Слава Баранский
30.10.12 18:17
#LOLдня :)
Ильяс Хаматулин
30.10.12 22:39
Сам ты лол дня)))
tehclaus
31.10.12 16:48
Ты прав, Ильяс, нужно верить в себя - это превыше всего. Религия, тут конечно же не при чём, но никакой науки без веры в свой успех, в то, что видишь и слышишь, без веры в веру в себя не-бы-лобы!
Yura Fresh
30.10.12 17:28
Не путайте веру и религию!!!
Лео Бабурин
30.10.12 18:42
Вера ученого в Бога не является аргументом наличия Бога в объективной реальности. Бог может воявиться в научной парадигме, когда будут экспериментальные данные. Варианта два: либо есть, либо нет...
Ильяс Хаматулин
30.10.12 22:40
Рассуждайте о Боге, не зная Его))) Смешно на вас смотреть)
Arum Koub
30.10.12 23:35
Френдишь с Б-гом? Передавай ему чмафаки, весельчак )
Ильяс Хаматулин
31.10.12 00:48
уже передал) твои грязные чмафаки Ему не нужны)
Слава Баранский
14.04.13 11:41
Он не знает, он познал. Т.е. с богом он не френдит, а фолловит :)
Ильяс Хаматулин
31.10.12 00:47
Борзенков - борзеет)) Смотри не наложи в штаны прыгая передо мной)))
31.10.12 14:02
Комментарий удален
Ильяс Хаматулин
31.10.12 18:11
Не объяснишь тупым людям, что они не правы - обсуждение на этом закончено)))
CountFenring
31.10.12 14:13
Простите, мимо.
Dmitry Dementiev
13.04.13 21:54
Всем думающим людям касательно религии и науки. Прочтите в вики хотя бы 2 статьи: "Фальсифицируемость" и "Чайник Рассела". http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0 Идея о боге изначально нефальсифицируема, т.е. не может быть доказана либо опровергнута научными методами. А лучших, чем научная проверка, человечество, не изобрело. Верить в доказанные наукой вещи или в книжки пастухов, которые совокуплялись с ослами - личное дело каждого, конечно. Но если вы человек неглупый, то вывод должен быть однозначно в пользу науки. Как начать научное познание? Для начала можно почитать замечательную книгу "Гарри Поттер и методы рационального мышления". Не бойтесь названия, это очень крутая вещь.
Vladislav Derbenev
16.04.13 14:39
Дайте ссылку на English версию A Universe From Nothing
Olexandr Vovchok
22.05.13 00:47
какая религия дополняет науку? товарищи верующие - ваш удел бить лбом об пол, и целовать трупы святых. Так вот и не лезьте в науку, вы там не нужны) п.с. как же бесят эти зомби
Olexandr Vovchok
22.05.13 00:51
да и что вообще спорить с людьми, которые считают, что Земле 6 тысяч лет, и что Земля центр Вселенной, и что сначала была создана Земля, а потом Солнце, и что негры появились, из за греха(или как там? уже не помню), и что... да тут продолжать можно часами. Правильно говорят на религиозных людей - овечки, и пасут их попы. Вот спец. зарегистрировался, чтобы это написать)
Natalia Illarionova
08.06.14 20:21
держи друзей близко, а врагов еще ближе. Главное правило интриг.
Александр Новаторский
09.05.16 10:55
Ничего они не дополняют. Миф и реальность - две разные вещи.
Что вы могли пропустить
Как противостоять давлению и защищать свои ценности с помощью «компаса неповиновения»
Как противостоять давлению и защищать свои ценности с помощью «компаса неповиновения»
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
15 вьющихся комнатных растений, которые превратят квартиру в джунгли
15 вьющихся комнатных растений, которые превратят квартиру в джунгли
Вчера
«Горящая изба»
Жизнь
14 простых упражнений, которые прокачают вашу речь за 10 минут в день
14 простых упражнений, которые прокачают вашу речь за 10 минут в день
0
Вчера
Жизнь
Колонка
Как научиться проводить время наедине со своими мыслями
Как научиться проводить время наедине со своими мыслями
0
16 марта
Жизнь
Жизнь
5 ловушек в общении, которые мешают договориться
5 ловушек в общении, которые мешают договориться
0
13 марта
Жизнь
Колонка
10 фраз, которые помогут успокоиться при стрессе
10 фраз, которые помогут успокоиться при стрессе
0
12 марта
Жизнь
Жизнь
Норм или стрём: водить мальчиков в женскую раздевалку
Норм или стрём: водить мальчиков в женскую раздевалку
0
12 марта
Жизнь
Жизнь
5 проверенных способов зарядить «социальную батарейку»
5 проверенных способов зарядить «социальную батарейку»
0
11 марта
Жизнь
Жизнь
Друг на час: как эмоциональный сервис становится востребованной услугой
Друг на час: как эмоциональный сервис становится востребованной услугой
0
10 марта
Жизнь
Жизнь
«Я не обязана делать всё сама»: как я упростила быт с двумя детьми и работой
«Я не обязана делать всё сама»: как я упростила быт с двумя детьми и работой
10 марта
«Горящая изба»
Жизнь
Что такое внутриличностный конфликт и как от него избавиться
Что такое внутриличностный конфликт и как от него избавиться
0
9 марта
Жизнь
Ликбез
10 стыдных вопросов о запахах и парфюмерии: отвечает парфюмерный эксперт Любовь Берлянская
10 стыдных вопросов о запахах и парфюмерии: отвечает парфюмерный эксперт Любовь Берлянская
0
9 марта
Жизнь
Колонка
4 фразы, которые помогут признать, что вы ошиблись
4 фразы, которые помогут признать, что вы ошиблись
9 марта
«Горящая изба»
Жизнь
Что такое доброжелательный сексизм и как он может навредить женщинам
Что такое доброжелательный сексизм и как он может навредить женщинам
0
8 марта
Жизнь
Жизнь
Как делать уборку по методу 5 × 5
Как делать уборку по методу 5 × 5
0
7 марта
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Galacy_Art11 часов назад

0 / 0

Я строкнулась с таким, как сексуальное домогательство, это пережить не так легко. Но, возможно, обратитесь за помощью к полиции, или родителям, или друзьям, которым доверяете свою проблему. Это ненормальная вещь, сексуальное домогательство, до человека. Кто то считает, что мужчина доожен приезжать к женщине и трахать ее каждый день. Это достаточное странное мышление. И я не понимаю, почему и зачем.
Как оправиться после сексуальных домогательств
Аватар автора комментария
Павел Асташев11 часов назад

0 / 0

А я дополню технические практические моменты. Совет соискателям. Если вы проходите 20е интервью, вы сразу поймете о чем это) 1. Уточнять количество этапов собеседования. Красный флаг - юлят «зависит от и тд» Не ценят время соискателя, изначально. 1.2 Запрашивайте вилку вакансии. 101% ее знают. Но когда юлят не совсем плохой знак, а мелкий минус. Нет ничего зазорного называть вилку, пусть она будет широкая и не факт что вы претендуете на высоту. Но обозначать главного вопроса - важно. Такой вопрос может сбивать HR с толку. В АйТи это нормальная практика. 2. Не заполнять СБ и проходить полиграфы до финального этапа. Раздавать персональные данные (далее ПД), свои и родственников на право и на лево - нехороший тон. Уважайте себя, свое время (заполнять эти анкеты - долго) и у вас есть на это право. За 10 сб вы раздадите куче народу свои ПД, не получив даже объяснения отказа. Так же у вас не будет понимания: вы в целом не прошли или по сб? Извините, вас поимели, будем рассуждать фактически. Объясните, что бережно относитесь к данным своим и родственников. Обязательно сделайте упор - готовы пройти и всеми руками «за» сб и полиграф, предоставить документы. Но при финальном этапе/трудоустройстве. Предложите/озвучьте компромисс - вы мне бланк договора и должностную инструкцию, которые не являются персональными данными, я вам ПД. (Наверняка вы даже инн компании не знаете, а хотите слить все-все неизвестно кому). Плюсы я знаю ради чего прохожу этапы и вижу юридически к чему иду. Вы получаете сотрудника который не скажет «меня обманули, я это делать не буду) Все довольны. Итог: все экономят время. 3. Проявлять инициативу, вести диалог, а не стандартно: вас погнали по скрипту. 4. Задавать детали работы даже HR-у. Плюсы: вы видите, что человек юлит и плавает «это уже лучше с руководителем». Развивает навыки HR для сл кандидатов. Все в плюсе. Вот так Господа. Это и есть искренний настоящий диалог и собеседования. Шупаете друг друга, без тестов и пустых слов. Все остальное формальность, отточить легенду уметь рассказывать, набить руку собесов. Это абсолютно никому не интересно. Но лучшие все же проходят, однако не знают куда: обязанности и условия труда начинают плыть. Но вам жалко уже отказываться. Вас опять поимели) Мысли работодатели и ваши никто не умеет читать. Поэтому нужны формальности ввиде бесед «расскажите о себе». Более того, из того, что спрашивается на собеседование 80% в реальной работе -забудьте. Требования всегда выше, чем сама работа. Я работал где люди эксель примитивно не знают, но меня спрашивали как полагается. Так что бодрее и не теряйте себя!
Вот поэтому вас и не берут на работу: 10 провальных ошибок на собеседовании
Аватар автора комментария
Horugvi13 часов назад

0 / -1

А Хромов обиделся и влепил минус
Киану Ривз играет актёра в чёрной комедии Apple «Последствия» — трейлер
Аватар автора комментария
Skubacok13 часов назад

+1 / 0

ОГО, не ожидал, что альбатросы так долго живут
У старейшей в мире дикой птицы по кличке Мудрость появилась новая внучка
Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Как найти покупателей без помощи социальных сетей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях