Рейтинг самых безопасных самолётов

Николай Маслов

В связи с участившимися авиакатастрофами Лайфхакер публикует для своих читателей список самых надёжных и безопасных гражданских пассажирских самолётов. Летайте без страха!

Bloomua/Shutterstock.com

Bloomua/Shutterstock.com

За последнее время случаи авиакатастроф не то чтобы участились по сравнению даже с концом ХХ века, но стали более масштабными. Несколько крушений аэробусов заставили некоторых начать пользоваться другими видами транспорта.

А ведь на самом деле, согласно статистике, самолёт — самый безопасный вид транспорта. Некоторые типы крылатых машин вообще никогда не участвовали в серьёзных происшествиях. Какие именно? С этим поможет разобраться рейтинг, составленный на основе сводной информации, предоставленной изданием BusinessWeek и лондонским страховым консультантом Ascend. Стоит отметить, что авиакатастрофы, связанные с терроризмом, в статистике не учитывались.

Самолёты расположены в порядке убывания количества катастроф на общее время налёта всех машин этого типа. Говоря простыми словами, в данном случае наибольшую роль играет общее количество произведённых самолётов каждого типа, общее время налёта каждого отдельно взятого самолёта и срок эксплуатации в авиакомпаниях.

На деле через 30 лет самый безопасный самолёт вполне может перейти в разряд опасных или самых опасных. Кроме этого, не стоит забывать о том, какая компания эксплуатирует лайнер: в умелых руках и стул — балалайка. А вот при эксплуатации в странах третьего мира проблемы могут возникать практически у любых самолётов.

Итак, предлагаем вам ознакомиться с рейтингом безопасных пассажирских самолётов.

1. Boeing 777

Boeing 777-300 компании «Трансаэро»

Boeing 777-300 компании «Трансаэро». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1995 года, построено 748 самолётов. Согласно официальному рейтингу, не было ни одной катастрофы, при общем времени налёта более 20 миллионов часов. Однако на деле было несколько аварий. Две закончились совершенно благополучно, а в одной погибло трое пассажиров. Вот только 2014 год выбил машину из лидеров из-за двух таинственных исчезновений: 8 марта малайзийский Boeing пропал в Индийском океане, а 17 июля ещё один самолёт того же типа был сбит над Украиной. (Но мы же договаривались не считать террористические акты и результаты боевых действий.)

2. Airbus A340

Airbus A340-600 авиакомпании Lufthansa

Airbus A340-600 авиакомпании Lufthansa. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1993 года, построен 341 самолёт. На своём счету имеет всего пять аварий при общем времени налёта более 13,5 миллиона часов. При этом не пострадал ни один человек.

3. Airbus A330

Airbus A330-200 авиакомпании «Аэрофлот»

Airbus A330-200 авиакомпании «Аэрофлот». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1993 года, построено 577 самолётов. Всего было потеряно восемь самолётов этого типа различных модификаций. Первая авария, случившаяся в 1994 году в Тулузе, закончилась гибелью всех семи членов экипажа. Другая (пятая по счёту) катастрофа в 2009 году над Атлантическим океаном унесла жизни всех членов экипажа и пассажиров в количестве 228 человек. Причина катастрофы неизвестна. В 2005 году при заходе на посадку в Триполи погибло 103 человека из 104, находившихся на борту. Все самолёты этого типа налетали более 14 миллионов часов, так что третье место в рейтинге занимают вполне заслуженно.

4. Boeing 747

Компьютерная реконструкция аварии Boeing 747 над Токио в 1985 году

Компьютерная реконструкция аварии Boeing 747 над Токио в 1985 году. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1970 года, в эксплуатации находится 941 самолёт. Одна катастрофа на 17,5 миллиона часов. При эксплуатации самолётов этой серии (более 40 лет) был потерян в общей сложности 51 самолёт и произошло 18 катастроф со смертельным исходом. Самая крупная из них случилась в 1985 году в Токио из-за некачественного ремонта (что не очень-то относится к некой надёжности самолёта): пилоты потеряли управление и столкнулись с горой. Погибло 520 человек из 524, находившихся на борту.

5. Boeing 737 NG

Boeing 737-900 авиакомпании Alaska Airlines в раскраске Disneyland

Boeing 737-900 авиакомпании Alaska Airlines в раскраске Disneyland. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1997 года. В эксплуатации находится 2 623 самолёта. Одна катастрофа на 17 миллионов часов. Boeing 737 — самый массовый современный пассажирский самолёт. За всё время произошло три катастрофы.

6. Boeing 767

Boeing 767-300ER Романа Абрамовича

Boeing 767-300ER Романа Абрамовича. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускался с 1982 года. В эксплуатации находится 879 самолётов. Одна катастрофа на 15,5 миллиона часов. Boeing 767 — один из самых популярных самолётов среди авиакомпаний с рейсами большой протяжённости. Однако, по данным на 2012 год, в общей сложности было потеряно 15 самолётов данного типа. Катастрофы унесли жизни 851 человека.

7. Airbus A320

Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот»

Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1988 года. В эксплуатации находится более 3 600 самолётов (вместе с А319 и А321). Одна катастрофа на 15 миллионов часов, всего было потеряно 33 самолёта. Крупнейшая авария унесла жизни 199 человек. Худшим годом для данного типа самолётов стал 2006-й: тогда было потеряно сразу четыре машины, при этом три из них сгорели в ангаре аэропорта Брюсселя (никто не пострадал). Кроме последней очень громкой аварии во Французских Альпах, произошедшей по умыслу второго пилота, следом случилась ещё одна: 29 марта 2015 года в Канаде самолёт совершил жёсткую посадку, в результате которой 23 пассажира получили травмы.

8. Boeing 757

Boeing 757 American Airlines

Boeing 757 American Airlines. Фото: WIkipedia

Авиалайнер выпускался с 1982 года. В эксплуатации находится 973 самолёта. Одна катастрофа на 15 миллионов часов. Всего было потеряно восемь самолётов данного типа (из восьми трагедий только три произошли в результате неисправностей). Печально известен в результате терактов 11 сентября, когда две машины этого типа, захваченные террористами, были направлены на здания в Вашингтоне и Пенсильвании. Ещё одна машина потерпела крушение над Боденским озером в результате столкновения с Ту-154 из-за ошибки диспетчера.

9. Boeing 737 CFMI

Boeing 737-500 авиакомпании Utair

Boeing 737-500 авиакомпании Utair. Фото: www.utair.ru

Авиалайнер выпускался с 1984 года. В эксплуатации находится 1 760 самолётов. Одна катастрофа на 5,5 миллиона часов. В общей сложности было потеряно 174 лайнера, погибло 3 835 человек. Лайнеры данного типа 110 раз захватывались террористами и подвергались другим криминальным действиям (например, угонам), в результате чего погибло более 500 человек. Самая крупная катастрофа подобного самолёта в России произошла в Перми 14 сентября 2008 года, когда машина упала в черте города прямо на железнодорожные рельсы.

10. McDonnell-Douglas MD-11

Грузовой McDonnell Douglas MD-11F, используемый FedEx

Грузовой McDonnell Douglas MD-11F, используемый FedEx. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1990 года. В эксплуатации находится 187 самолётов. Одна катастрофа на 4 миллиона часов. Было потеряно всего 10 самолётов этого типа. В катастрофах погибло 245 человек.

Вячеслав Беликов
Вячеслав Беликов
2015-04-12 19:13:59
Перевод иностранной статьи? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-96 За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.
Valeri Tchoussov
2015-04-12 21:18:42
А чем 737 CFMI отличается от 737 NG? Как пассажир может их различить? Вообще автору не стоит браться за тему гражданской авиации. И редакторам тоже.
nickinua
2015-04-12 22:26:50
"...К 2014 году выпущено всего 27 самолётов, из которых эксплуатируются 11" может всё-таки некорректно сравнивать сотни самолётов и три десятка, точнее один?
Борзилов Александр
2015-04-12 23:53:51
очень интересно было почитать про самолеты, надеюсь вы будите продолжать писать в этой тематике, спасибо)
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-13 09:48:17
Если Вы обратите внимание, рейтинг отсортирован в том числе и по часам налета. Ил-96 выпадает из общей картины ввиду крайне низкого показателя.
Vadim Kuzmichev
2015-04-13 10:17:13
Неточность в главе про Boeing 737 NG - он действительно выпускается с 1997 года и количество жертв - 527. И он не является самым массовым самолетом. Самый массовый самолет - Боинг 737 - выпускается с 1967 года количество жертв - 575. Поэтому 737 обычный более безопасный, чем 737NG
Mikhail Lyalin
Mikhail Lyalin
2015-04-13 16:01:12
Как показала практика, достаточно одного невменяемого пилота...
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-13 19:31:21
737 CFMI=737 Classic. Разница в периоде производства почти 15 лет. Количество "Классиков" неуклонно снижается, ресурс вырабатывается. Ну, а обыватель и DC9 от Ту-204 не отличит. А чем мне заниматься - я как-нибудь сам решу, без Ваших измышлений. Или, может, мне с авиазавода уволиться? Бугога
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-13 19:34:52
737 Original было произведено 1000 с небольшим. Classic - почти две тысячи. Next Generation (NG) - 5000 самолетов. С учетом выработки ресурса у предыдущих модификаций Original и Classic, NG представляется несколько более безопасным (раз на раз не приходится, конечно).
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-13 19:35:22
Подобные случаи достаточно редки. И, кстати - не учитывались в рейтинге.
Valeri Tchoussov
2015-04-13 22:38:57
Авиакатастрофы, по крайней мере в последние лет 30 минимум, крайне редко и очень косвенно связаны с конструктивными особенностями конкретного типа. Поэтому сама идея такого рейтинга -- просто игра на заблуждениях читателей. Если вы специалист, то должны были бы развеять эти заблуждения. Если даже допустить уместность подобного подхода, то стоило бы уточнить для читателя, что авиакомпании называют этот тип не "737 CFM", а 737-300/400/500. Не говоря уже о том, что риск происшествия наиболее велик при взлёте и посадке, в связи с чем отношение числа катастроф к налёт у дальнемагистральных типов в общем будет заведомо меньше, чем у среднемагистральных. Что тут и наблюдается. Как у вас получается на авиазаводе, судить не могу. Но этот текст получился очень плохо -- просто потому, что сама постановка темы принципиально неверна. Моё мнение разделяет главный редактор АТО.
Sergei Vladimirov
2015-04-14 13:55:14
<blockquote><cite>катастрофа в 2009 году над Атлантическим океаном унесла жизни всех членов экипажа и пассажиров в количестве 228 человек. Причина катастрофы неизвестна. </cite></blockquote> Что за глупости? Причина(ы) катастрофы известна абсолютно достоверно. Бракованные трубки Пито и жлобство ЭйрФранс, кривая мурзилка от Эйрбас плюс пилоты-недоучки. Прежде чем писать подобные статьи, неплохо бы подучить матчасть. Если совсем лень - хотя бы в Вики заглянуть.
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-14 22:37:47
1. Согласно тем документам, которые у меня имеются на руках, проверка многих систем необходима не по часам налета, а по количеству взлетов/посадок. 2. Дальнемагистральные изготовлены, испытаны и оснащены несколько иначе, чем среднемагистральные. Не думаю, что на Боинге дело обстоит иначе. Согласно правилам эксплуатации, вообще, количество взлетов/посадок соотносится с налетом у любых типов самолетов. Должно, хотя не обязано. По-крайней мере, так должно получаться по рекомендациям разработчиков. 3. Статья на любую подобную тему - априорно спекулятивна. Никого переубеждать не хочу и не буду: тем более в том, что можно написать на эту заданную тему. "Почему падают самолеты?" - отдельная тема для разговоров, статей и прочего. Хотя бы потому, что при соблюдении всех правил, самолеты вообще не падают. За каждой катастрофой стоит ТОЛЬКО человеческий фактор. Какова ни была бы причина, увы. Ибо на бумаге - одно, а при сборке - такое, что волосы дыбом.
Николай Маслов
Николай Маслов
2015-04-14 22:50:09
Так кто виноват-то? Эйрбас, пилоты, трубки Пито, или что-то еще? Все вместе? Предположения. Работа систем и запись их параметров - субъективны. Объективных данных нет. Если верить субъективным данным - в течении 54 секунд звучал сигнал о сваливании - реакции не последовало. За 54 секунды ситуацию можно было исправить. После этого начались грубые ошибки пилотов - но что происходило до, остается только гадать. Данные о нескольких последующих включених сигнала говорят о том, что пилоты не контролировали ни приборы, ни собственное зрение. Если у Вас есть более аргументированные данные, нежели Вики и офф.отчет, с удовольствием ознакомлюсь.
Paul Neon
2015-09-18 04:10:11
Идея статьи - полный бред! Все типы самолетов создаются изначально безопасными. А катастрофы и аварии с ними случаются из-за факторов, не связанных с их "появлением на свет". За исключением, быть может некоторых конструктивных особенностей. Например, не упомянут вовсе один из самых "убиваемых" в мире ТУ-154. Кол-во летных часов типа никак не связано с фактором катастрофы тоже. Просто чем больше машин конкретного типа имеем, тем больше вероятность того, что с этим типом что-то случится. Просто по теории вероятности даже. Автор бредит просто не по теме совершенно! Если вы боитесь летать обращайте внимание не на тип самолета, а на его актуальный возраст и как он эксплуатируется - в какой авиакомпании, почтенной ли, не почтенной ли... Например, если это Трансаэро или Delta, то лучше искать альтернативу, которых не мало! И смотреть на историю бортов самолета. Если ему под 20 лет и он продан-перепродан - взят в лизинг уже даже 4м в цепочке - это плохо!
Голубев Александр
2015-11-05 17:53:54
По этому на нем летает наш президент....Кстати он и признан лучшим самолетам... но он дорог для серийного производства!
Иван Бананов
2015-11-05 23:53:15
Трансаэро была самой безопасной АК России, и даже входила в 20-ку самых безопасных АК мира. За 24 года работы АК ни одного происшествия с человеческими жертвами.
Stepan Newes Kuharev
2016-03-21 02:20:15
Надёжные американские самолёты ломаются уже через день. Москва, 20 марта 2016. Пассажирский Boeing 737-800 благополучно совершил аварийную посадку в московском аэропорту Внуково из-за технических проблем. Ростов-на-Дону, 19 марта 2016. Пассажирский Boeing 737-800, летевший из Дубая, потерпел крушение в 03.42 в субботу. Киев, 1 марта 2016. Пассажирский авиалайнер Boeing 737-800, следовавший из Украины в Израиль, вернулся в аэропорт Киева из-за появившейся трещины на лобовом стекле самолета. Марокко, 29 февраля 2016. Air Algérie : les passagers du Boeing 737-800 évitent une catastrophe. Амстердам, 19 февраля 2016. Wing breaks on El Al plane Boeing 737-800 in Amsterdam, none hurt. Детройт, 17 февраля 2016. A pair of Boeing 737-800 airliners collided while waiting to get de-iced prior to take off. Сочи, 14 февраля 2016. В Сочи из-за поломки самолета Boeing 737-800 более 150 человек не могут вылететь в Москву. Доминикана, 11 февраля 2016. Boeing 777 OrenAir совершил посадку в Пунта-Кане со взорванным двигателем. Новосибирск, 3 февраля 2016. Вылетевший в Бангкок самолет Boeing 767-300 аварийно сел в аэропорту Новосибирска. Кемерово, 25 января 2016. Экипаж авиалайнера Boeing 737-800 перед вылетом из Кемерово в Москву обнаружил образовавшуюся трещину в иллюминаторе самолета, после чего все пассажиры были эвакуированы. Лондон, 23 января 2016. Пассажирский «Боинг»-747 совершил экстренную посадку из-за технической поломки. Никто не пострадал. Львов, 15 января 2016. Боинг 737-800 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» через 20 минут после взлета совершил аварийную посадку в аэропорту вылета из-за пожара электропроводки. Сургут, 4 декабря 2015. Пассажирский Boeing 737-800, выполнявший рейс из Якутии, совершил аварийную посадку в аэропорту Сургута из-за неисправности автопилота.
Алексей Пономарь
2016-03-21 06:55:58
Ну да, это все американцы виноваты. Тумблером специальным щелкнули и пошли ломаться боинги.
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-21 09:03:37
Лёша, это они только по тумблеру "737-800" щелкнули, которых мало, а есть еще 737, 737-300, 737-400 и, там, 737-500. Мир опасносте!