Как перестать работать программистом, получить лётные права и купить свой самолёт

Лиля Брик

Да, это реально. И да, всё не так долго, дорого и сложно, как кажется. Генеральный директор студии интернет-решений «Сибирикс» Владимир Завертайлов в своём гостевом посте рассказал о том, как исполнил свою давнюю мечту и научился летать. Получилась очень крутая и вдохновляющая история.

sibirix.ru

sibirix.ru

В последнее время меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы самому летать на самолёте. Поскольку мне очень небезразлична эта тема, я решил рассказать, как это случилось со мной, и дать, возможно, какие-то практические советы тем, кто решит попробовать. Замечу, что для авиации имеет очень большое значение, в каком городе вы живёте. В моём городе летать практически нереально. И тем не менее…

Полёты на самолёте

В двух словах о себе

Меня зовут Владимир Завертайлов. Я руководитель и главный бармалей студии интернет-решений «Сибирикс». Моя компания располагается довольно высоко в рейтингах интернет-разработчиков (9–12-е места). Большую часть времени я живу в Сибири и в Москве. В свободное от дел время летаю на маленьком жёлтеньком самолётике.

Столкновение с учителем

Я считал себя хорошим программистом. Я сидел и вторую неделю программировал на Action Script II. Кто имел опыт общения с этим языком и вообще со средой Flash, может подтвердить, что это довольно ублюдочное занятие — отладить в нём что-то многомодульное, многокомпонентное и написанное не тобой. В итоге через 12 бессонных ночей я закончил работу.

За этот проект мне заплатили 2 000 долларов (около 60 000 рублей по тем временам), которых мне копейка в копейку хватило на ремонт моей машины после аварии. Которая случилась через 15 минут после того, как мне перевели деньги… В этот момент я принял решение перестать программировать для клиентов и заняться управлением своей компанией.

Да, я получил деньги, выехал из офиса, косячно повернул налево и словил в зад своей старенькой Mazda новёхонькую Honda CR-V. Из неё вышел очень злой мужик Сергей и кратко и ясно дал понять, насколько я был не прав.

Полёты на самолёте

Я ещё тогда не знал, что это именно тот человек, с которым мы будем проводить огромное количество времени и который научит меня летать. Кому надо больше мистицизма, можете перечитать встречу Карлоса с доном Хуаном.

Вторая встреча

Погуглив, я выяснил, что столкнулся с очень крутым пилотажником. И на пару лет забыл об этой ситуации. Старая мечта детства — летать — так и оставалась закопанной под грудой ежедневных (пусть уже не программистских, а директорских — от этого не легче) бесконечных хлопот и проблем.

Если вы живёте в миллионнике, почти гарантированно в нём есть аэроклуб или что-то типа того, где за ваши деньги вас научат летать. В небольших городах и в целом по стране с этим намного хуже. Это как раз мой случай.

В один солнечный мартовский день моя сотрудница посоветовала встретиться со знакомым лётчиком, чтобы обсудить совместный проект. На него не было толком финансирования, но, если сойдёмся характерами, можно будет бартером летать на самолёте. Я согласился. Встретился со вторым пилотом пилотажной группы «Открытое небо» — Пашей. И спросил его, что нужно, чтобы научиться летать.

Полёты на самолёте

«Просто приезжай на аэродром», — сказал Паша. Я приехал. На аэродроме встретил Сергея, с которым мы столкнулись машинами. Мы друг друга не узнали, и, хотя смутное подозрение у меня закралось сразу, всё выяснить удалось только через год.

Первый шаг вообще прост. Приезжайте на аэродром. Полетать. Понравилось — поговорите с пилотами, как обучаться и где.

Что ещё нужно, чтобы летать

Формально, чтобы начать учиться, вы должны пройти лётную комиссию (ВЛЭК). Вам нужно налетать 45 часов. Всё аккуратно фиксировать в лётную книжку. Сдать аттестационные экзамены лётчику-экзаменатору. Выучить теорию в сертифицированном центре (полторы сотни часов). Сдать теорию (полторы тысячи вопросов). Заполнить пачку документов. И затем получить лётное удостоверение PPL (частного пилота).

Я помню радость первого самостоятельного полёта (меня отпустили на 20-м часу, это не самый резвый результат, но тут всё зависит только от вас). Радость. Папироски на память — одна из многих авиационных традиций.

Полёты на самолёте

Стоимость может сильно колебаться. В Москве это намного дешевле, чем в Сибири, да и инфраструктура лучше. Может стоить и 7, и 15 тысяч за час. В зависимости от типа самолёта, топлива или аэроклуба.

Потеря года

На практике я начал учиться, не пройдя лётную комиссию (ВЛЭК). В моём городе её вообще нет. Нужно ехать пару сотен километров, чтобы попасть в это заведение.

С собой вы должны привезти пачку документов, почти как на автомобильные права: паспорт, военный билет, выписку из амбулаторной карты, справки из наркологического и психиатрического диспансеров, флюорографию, снимки пазух носа, зубную формулу, общий анализ крови (плюс сахар, плюс данные о группе) и мочи, несколько фотографий. Лучше заранее созвониться с ВЛЭК и уточнить полный список (он зависит от вашего возраста). Затем нужно пройти врачей: терапевта, офтальмолога, хирурга, невролога и отоларинголога. ЭКГ проводится на месте, с нагрузкой.

Вы должны быть полностью здоровы. Меня, очкарика, сразу завернули. «Мальчик, иди отсюда», — сказали добрые доктора, и я в печали поехал обратно четверть тысячи километров.

Я начал читать всё, что только можно, по восстановлению зрения. Вывод был неутешительным: именно режим дня программиста — по 12–16 часов в день за монитором — убил моё зрение. Упражнения не помогут, так как глаза просто спазмированы. Реально вопрос может решить операция LASIK.

У меня не было раздумий. Несмотря на ужасы-кошмары, которые написаны в интернете, пошёл и сделал. Через четыре месяца после операции уже проходил ВЛЭК. Теперь я опять отлично вижу, но не могу бесить людей очками на лбу. Работать по 12–16 часов в день тоже не бросил.

Владимир Завертайлов

NB! Я имел глупость потерять справку о результатах операции. Это доставило массу хлопот, так как нужно было в течение суток получить дубликат из другого города, который отдать могли только мне. Пришлось делать доверенность на супругу, чтобы ей отдали дубликат. А вообще, по правилам и дубликатов не делают, и уж тем более не отдают. Короче, не теряйте справки.

Ещё нюанс. Если вы проходите ВЛЭК в другом городе, не рекомендую вставать в три часа ночи, накачиваться кофе, чтобы не уснуть за рулём, затем долго ехать в гости к внимательному невропатологу: скорее всего, у вас будет лёгкий тремор рук. Приезжайте заранее и отдохнувшим.

По деньгам расклад примерно такой:

  • Операция LASIK стоила 50 000 рублей.
  • ВЛЭК и справки — около 7 000 рублей. Справка выдаётся на два года, но через год нужно обязательно приехать и пройти укороченную версию осмотра.

Тренировки

Огромное значение имеет то, кто именно будет вас учить. Мне повезло: Сергей — лётчик от бога, может летать хоть на гаражных воротах. При этом бесконечно терпелив и корректен. Однако вы должны понимать, что без мата ещё ни один самолёт не взлетал. :)

Полёты на самолёте

Обычный тренировочный полёт длится от 10 до 40 минут (в среднем минут 30). За день комфортно сделать 3–4 вылета. Дальше просто непродуктивно и кончаются силы. После тренировок всегда очень хочется есть. Время на аэродроме течёт незаметно.

Между вылетами и лётными днями очень важно прокручивать полёты в голове, вспоминая свои правильные действия, ошибки, анализируя пережитое. Это своего рода медитация. Многие знакомые мне лётчики просто сидят молча в самолёте минут по 20–30 после каждого вылета. И это действительно работает.

Теория

Для меня это было довольно просто. Я набрал 100 баллов из 100 в теоретическом экзамене. Это очень похоже на то, как проходят теорию в ГИБДД.

Полёты на самолёте

На тот момент, когда я учился, был опубликованный список вопросов от министерства с ОГРОМНЫМ количеством ошибок. Я изучал вопросы, читал книжки с теорией, ФАПы, законы и в итоге хорошо разобрался в теме. Плюс общение с преподавателями теории очень быстро ставит картинку на место.

Чуть позднее в Сети появился замечательный проект «РОСАВИАТЕСТ», где удобно проходить тесты с реальными вопросами и можно почитать комментарии, почему верен тот или иной ответ.

Обучение по теории стоит порядка 40 000 рублей. Стоимость самого экзамена я, к сожалению, не запомнил, но она не очень велика.

Авиационная бюрократия

Вообще её очень много. Лётная книжка, которую нужно заполнять от руки, бортовой журнал, формуляр двигателя, формуляр воздушного судна… Современные бортовые системы вполне умеют вести эти журналы в электронном виде самостоятельно. Есть и хорошие приложения для телефонов. Но по факту приходится писать ручкой на бумаге. Пережиток старины.

Полёты на самолёте

Свидетельство частного пилота (PPL)

Это как автомобильные права. Когда они у тебя на руках, ты больше никому ничего не должен доказывать.

Полёты на самолёте

По идее. А по факту — ты читаешь формуляры о катастрофах. Смотришь видео о крушениях самолётов. Анализируешь. Перечитываешь ФАПы. И никогда не перестаёшь обновлять теоретические материалы, перечитывая их по кругу.

Тебя бесят раздуваемые в СМИ факты о крушении самолётов. В последние годы вокруг этого какой-то нездоровый ажиотаж (или просто тебе об одном и том же инциденте сообщают из всех возможных источников, включая дальних родственников и знакомых, по 3–4 раза). Ну да, упал самолётик, погибло два человека. Да, плохо. Да, страшно. Но истерия в СМИ на всю страну — это перебор. Сколько автомобильных аварий в день с таким исходом? И что?

Свой борт

Рано или поздно вы к этому придёте. Копить деньги можно начинать заранее, за несколько лет.

Бывший в употреблении борт отечественного производства можно взять по стоимости нового дорогого автомобиля (или двух-трёх). Новый борт-иностранец не самое экономичное решение: от 100 000 евро до бесконечности.

При выборе самолёта есть огромное количество параметров, которые вы будете учитывать. Самые важные, на мой дилетантский взгляд: назначение самолёта (летать в гости или заниматься пилотажем?), стоимость борта и стоимость эксплуатации (например, эксплуатировать самолёт, летающий на 95-м бензине, втрое дешевле, чем летающий на специализированном, марки 100LL). Компоновку, балансировку и управляемость лучше обсудить с опытными специалистами. Авионика и любые дополнительные опции — чем круче, тем лучше (насколько хватает финансов).

К моменту выбора я уже успел полетать на трёх типах самолётов и примерно знал, чего хочу. Мне нужен был самолёт, на котором я могу не только летать по стране, но и учиться пилотажу. Так он мне никогда не надоест. Мой выбор пал на RV-7. Я взял почти новую машину. В наше кризисное время её было сложно продать, и владельцу повезло. Мне тоже, но я долго готовился.

Полёты на самолёте

Мы с Сергеем прилетели за 400 километров, подписали бумаги и забрали самолёт. Я лечу на NG-5. Мой учитель — на RV-7.

Это за неделю до того, как в интернете появилась утка «ой-ой, два мужика угнали самолёт». Я читал эти новости, и мне было понятно, что это просто какая-то кривая продажа. Я только что сам был в почти такой же ситуации. Кроме того, что по документам у нас было всё чисто, включая действующий СЛГ (сертификат лётной годности самолёта).

Окончательная процедура оформления (аналог постановки машины на учёт) заняла пару месяцев. Я обратился к хорошему специалисту, чтобы сэкономить личное время, но вообще можно проделать это самостоятельно. Дальше останется только проходить ежегодную процедуру получения сертификата лётной годности, поддерживать борт в идеальном состоянии и заполнять журналы и формуляры.

Задняя стойка

Это мой борт.

Полёты на самолёте

Я учился на самолёте с передней стойкой. Самолёт с задней стойкой более капризный на посадке. Этот зверь ещё и очень требовательный, быстрый и прожорливый.

Если при касании самолёта с передней стойкой всё уже кончилось, то на нём — всё только началось. Он умеет делать пилотаж (но без обратных перегрузок). С ним никогда не скучно. На нём можно лететь со скоростью до 370 км/час. И улетать на полторы тысячи километров от дома без дозаправок.

Мне пришлось переучиваться на заднюю стойку. Я не самый быстрый в обучении парень, поэтому пролетал часов 16–20, прежде чем смог спокойно посадить этот аппарат без «козлов» и уходов на второй круг.

Куда и как можно летать

В моей стране сейчас действует уведомительный порядок на полёты в зонах класса G. Это как раз те зоны, где чаще всего летают частные самолёты. Видимо, спасибо Дмитрию Анатольевичу — до этого был разрешительный, всё было намного сложнее. В других зонах требуется разрешение, но его легко получить.

Вы уведомляете УВД (управление воздушного движения) за полчаса до вылета. Например, через специальный сайт или по телефону. И идёте греть двигатель.

Полёты на самолёте

В принципе, вы можете прилететь на любой гражданский аэродром и пару часов постоять там. В авиации очень плотная концентрация хороших, умных, надёжных и совершенно удивительных людей. Я бы сказал, людей высшего сорта. Владельцы частных аэродромов и взлётных полос будут просто рады вашему визиту. В крупные узлы типа Домодедово даже не пытайтесь соваться (я слышал, что взлёт-посадка там стоят около 100 000 рублей).

Самое сложное

Авиация — это очень серьёзно. Главная сложность — «чтоб домашние не возражали». Вы будете потеряны для родных и близких на все выходные, в которые можно летать. Всё свободное время вы будете проводить на аэродроме. И вы получите огромное сопротивление, нервы, ругань.

Я не могу дать тут каких-то рекомендаций, у меня это проходило очень непросто. Но… Это надо пройти. И в один прекрасный момент с вами будет ваша любимая женщина и ваш самолёт. И пятый океан впереди!

Полёты на самолёте

IRINA POPOVA
2015-10-01 13:48:00
Ну да, совсем-совсем недорого. Почитать Вас, так PPL стоит дешевле водительских прав - всего-то 40 тысяч. Ну а требуемые 45 часов налета, видимо, раздаются совершенно задаром.
Oleg Ivanov
2015-10-01 15:33:41
Немного конкретики. 45 часов налёта умножаем на ~12 тыс. руб, это около 500 т.р. Но главное - получили вы PPL, дальше либо покупать свой (тут считаем ежемесячные затраты на содержание. Надо летать хотя бы часов 10-20, иначе смысл? Стоянка на аэродроме стоит денег тоже.), либо арендовать в клубах (смотрим выше, 10-15 т/р лётный час). Значит, либо вы где-то еще зарабатываете в месяц тыщ 300 и летаете по выходным (но тогда не факт что вам оно вообще надо), либо учитесь дальше на линейного пилота (тут возраст уже играет роль, плюс там затраты на обучение намного выше), либо как умалишенный с утра до ночи катаете на своём борту "катальщиков по купонам" и живёте на аэродроме. Ну это я так, внести ясность :) Всем мира и ясного неба.
Иван Иванов
2015-10-01 15:50:48
Любой скромный генеральный директор за несчастные пару миллионов может взять себе самолет и летать. Поистине страна возможностей.
Aleksandr Nikitin
2015-10-01 16:20:49
Очень интересная статья, спасибо!
Slava Gerchicov
2015-10-01 20:22:13
круто, здорово, респект чуваку - даже не читая статью
Дмитрий Панин
2015-10-02 09:19:50
Очень интересная статья, мне понравилась! Интересно, а где можно ставить собственный самолет, на аэродромах сдают «гаражи» для этого? и сколько стоит аренда такого «гаража»?
Andrii Stashko
2015-10-02 11:26:05
Можно арендовать место на аэродроме. Либо в ангаре, либо под открытым небом (дешевле)