10 форматов контента, которые все полюбили в 2020-м (и вы полюбите!)

Их можно встретить в кино, онлайн-медиа и социальных сетях. А некоторые форматы вы можете попробовать создать сами.

1. Интерактивный лонгрид

Обычный лонгрид, то есть большой журналистский текст, — распространённый формат для многих онлайн‑изданий. А вот интерактивный встречается нечасто. Такой лонгрид отличается сложной вёрсткой и большим количеством мультимедийных вставок: видео, фотогалерей, аудиофайлов, инфографики.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Стартовой точкой в истории интерактивного лонгрида принято считать вышедший в 2012 году материал The New York Times о 16 сноубордистах и лыжниках, оказавшихся в снежной ловушке. Текст поделён на шесть объёмных глав и проиллюстрирован видео, инфографикой, фото и профайлами героев материала.

Интерактивные лонгриды используются нечасто, потому что на их создание уходит много времени и ресурсов. Нередко над таким материалом работает несколько авторов, редакторов, дизайнеров и верстальщиков. Зато финальный результат выглядит эффектно и необычно.

Ещё одна отличительная черта интерактивного лонгрида — вовлечённость (об этом говорит само название формата). Читатель может сам:

  • выбирать, какой фрагмент лонгрида прочитать сначала, а какой позже, как в материале «Дни затмения» от Lenta.ru;
  • решать, какой мультимедийный фрагмент смотреть, а какой пропустить, как в «Земле отчуждения» от издания «Коммерсантъ»;
  • развивать историю с помощью скролла, как в интервью рэпера Дэнни Брауна для Complex или интервью музыканта Мака Де‑Марко для Pitchfork.

2. Instagram*‑гайд

Нет, речь пойдёт не о инфопродуктах от инфлюенсеров и не о постах с красивыми местами Парижа или Москвы. А о совершенно новом формате, который пока встречается очень редко.

Instagram‑гайд («путеводитель») — подборка публикаций на одну тему, сформированная как цельный материал и дополненная текстовыми вставками. В аккаунте гайды попадают в отдельную вкладку, рядом с IGTV.

Сеть Instagram* запустила формат в мае 2020 года специально для проверенных аккаунтов, посвящённых ментальному здоровью. В разгар пандемии и режима самоизоляции это должно было помочь людям быстро найти всю полезную информацию. Например, в аккаунте Американского фонда предотвращения суицидов есть гайд по ментальному здоровью во время COVID‑19. А у британской организации Heads Together — гайд по доброте.

В августе в Instagram* объявили, что формат со временем станет доступен всем пользователям, а подборки не обязательно будут посвящены ментальному здоровью. Кроме того, в гайдах разрешат рекомендовать продукты или интересные места.

3. Instagram*‑сериал

Полноценный мини‑сериал с цельным сюжетом. Его особенность в том, что эпизоды выкладываются в профиль в Instagram*. Первый такой проект — Desert Friends — появился в 2013 году. Этот сериал рассказывал о приключениях трёх друзей, которые перенеслись в далёкую галактику и пытаются вернуться домой в Палм‑Спрингс. У Desert Friends 132 эпизода по 15 секунд.

Один из первых популярных российских Instagram*‑сериалов — «Люба и Аркаша» — появился в феврале 2017 года. Это комедийное шоу о буднях молодой пары.

Возможностей для создания сериала в Instagram* стало больше после запуска IGTV: максимальный хронометраж видео увеличился с 1 до 20 минут. Пример такого контента в IGTV — шестисерийное шоу «Посетите Землю», которое в 2018 году выпустила авиакомпания S7.

Ещё одна новая возможность для развития формата появилась осенью 2019 года: Instagram* добавил в IGTV опцию «Сериалы», которая позволяет объединять несколько видео в один плейлист.

4. Скринлайф

Кадр из фильма «Убрать из друзей»

Это формат сторителлинга в кино. В скринлайфе всё действие происходит в диджитал‑среде. Всё, что видит зритель, — отображение дисплея одного компьютера, планшета или смартфона, снятое при помощи скринкаста, то есть захвата экрана.

Первый скринлайф‑фильм — хоррор «История Коллингсвуда» — вышел в 2002 году. Самый известный пример скринлайфа — ужастик «Убрать из друзей» 2014 года.

Формат даёт ощущение присутствия, поэтому чаще всего его используют именно для хорроров или триллеров. Но есть образцы скринлайфа и в других жанрах, например в драме (Face 2 Face) или комедии (16‑й эпизод шестого сезона ситкома «Американская семейка» — «Связь потеряна»).

5. Игровые форматы в Instagram* Stories

Игровые истории часто включают в себя наклейки или стикеры (опрос, вопрос, голосование, тест) или предполагают ответ в директ. Они очень популярны в Instagram*, потому что повышают активность профиля. Примеры игровых Stories:

  • Найдите отличия. Пользователь публикует две практически одинаковые картинки и предлагает подписчикам ответить в личных сообщениях, сколько отличий им удалось отыскать.
  • Мини‑квиз. Пользователь задаёт вопрос и прикрепляет наклейку «Тест» с вариантами ответов.
  • Это или то. Пользователь публикует в Stories коллаж из двух фотографий или две истории со снимками и прикрепляет наклейку «Опрос» — с её помощью нужно выбрать первое или второе фото.

6. Маски с дополненной реальностью (AR)

 

AR — технология, позволяющая добавить цифровые объекты в реальный мир на фото или видео. Её используют в медицине, образовании, игровой индустрии. В обычной жизни AR чаще всего встречается в масках в Instagram* или TikTok.

  • Маски‑украшения добавляют макияж, венки, шлемы, очки.
  • Маски‑тесты рандомно определяют, какая вы сегодня собака или кто вы из персонажей поттерианы.
  • Маски‑викторины также случайным образом выдают вопрос, на который пользователю нужно ответить.
  • Маски с 3D‑моделями добавляют в кадр какое‑нибудь животное, выдуманное существо или нарисованного человека.

7. Интервью в историях, дуэты и другие дистанционные коллаборации

Раньше, чтобы сделать совместное видео, блогерам нужно было обязательно встречаться. Сейчас можно обойтись дистанционной коллаборацией, воспользовавшись одним из способов:

  • Совместный прямой эфир в Instagram*. С его помощью часто проводили интервью во время режима самоизоляции.
  • Дуэты и реакции в TikTok. При записи дуэта видео делится пополам: с одной стороны готовый ролик одного блогера, с другой — дополняющее видео второго. В реакциях всё немного иначе: контент, на который записывается ответ, появляется в небольшом окне, а блогер записывает видео как обычно.
  • Прямой эфир с видеоконференцией в Zoom или Skype. Их можно транслировать в YouTube или Facebook*.

8. Онлайн‑концерт

Ещё один формат, который стал популярен этой весной после введения режима самоизоляции. Онлайн‑концерты из своих домов музыканты проводили в прямых эфирах в Instagram* (например, такие были у Леонида Агутина) или в трансляциях на YouTube и «Яндекс.Эфире» (также сидя дома или приезжая в пустую студию). Устраивали даже благотворительные онлайн‑фестивали, например One World: Together at Home.

Сейчас онлайн‑концерты проводят реже — в некоторых странах, например в России и Украине, артисты уже начали выступать офлайн, — но формат всё ещё живёт. 21 октября полноценный интернет‑концерт в театре «Шекспировский глобус» в Лондоне даст музыкант Джеймс Бэй.

9. Онлайн‑квиз

И этот формат стал суперпопулярным во время самоизоляции, когда массовые мероприятия запретили, а все поклонники квизов оказались без любимого развлечения.

Офлайн‑квиз — викторина, в которой команды из 2–10 человек соревнуются друг с другом, отвечая на вопросы на эрудицию или логику. В онлайн формат перешёл в том же виде, единственное исключение — количество игроков стало неограниченным: можно отвечать на вопросы хоть одному, хоть группой из 30 человек.

Онлайн‑квизы бывают платными или бесплатными. Последние выкладываются на YouTube:

  • в формате стримов, например «Умка ONLINE»;
  • в формате видео, например inQUIZition.

10. Подкаст

Аудиоблог или программа, которую можно послушать онлайн или скачать на свой гаджет. Этот формат — находка для людей, которые постоянно чем‑то заняты или много времени проводят в дороге: подкаст позволяет узнать новую полезную информацию, не отвлекаясь на видео или текст.

Формат не новый: он появился ещё в начале нулевых. Специальный раздел для подкастов в iTunes добавили в 2005 году. Но в России они начали развиваться совсем недавно.

Тема, стиль и хронометраж подкастов могут быть любыми. Пятиминутное аудио об эволюции или часовой разговор о булочках с корицей — контент найдётся для каждого. Тем более что подкастов в аудиотеках очень и очень много. Свои — целых 10 — есть и у Лайфхакера. Например, «Смотритель» (о кино), «Аудиотренер» (о ЗОЖ), подкаст для девушек «Горящая изба» и, конечно, основное аудиошоу «Подкаст Лайфхакера» (на разные темы), в котором, кстати, уже больше 600 выпусков.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Аника Турчан / Лайфхакер
Над текстом работали: Лена Авдеева
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий