Алена Диденко о самостоятельных путешествиях

Лайфхакер регулярно рассказывает вам о том, как правильно организовать свою работу, а лучшие люди интернета знакомят вас со своей рабочей средой в рубрике «Рабочие места». Однако не одной работой жив человек, и сегодня мы хотим поговорить об отдыхе. Об активном отдыхе. Сегодня у нас в гостях человек, который исколесил на велосипеде не только всю страну, но и ближнее зарубежье. Об организации самостоятельных путешествий говорим с Аленой Диденко.

🍏 В телеграм-канале «Йод» рассказываем, как заботиться о здоровье, опираясь на доказательную медицину.

Привет, Алена! Прежде всего хочу попросить тебя рассказать немного о себе. Как живешь, где работаешь, чем увлекаешься?

Я родом из Белоруссии, приехала в Одессу посмотреть на море (не могла представить, что можно не видеть противоположного берега:). Искренне считала, что в 20 лет жизнь заканчивается, и хотела провести «последние» пять лет жизни «в теплых краях». Закончила здесь институт связи и осталась. Вырастила двоих дочерей, почти построила квартиру (старый дом). Так что с учетом посаженных еще в школе деревьев (мы на субботниках периодически участвовали в посадке леса – именно леса, а не отдельных деревьев) – классические жизненные цели выполнены, могу позволить себе расслабиться.
Последние 7 лет работаю инженером электросвязи (Киевстар), сижу весь день за компьютером в офисе, если не шевелиться, можно обрасти сам знаешь чем. К тому же по природе своей я очень ленива, могу весь день с книжкой проваляться, поэтому стараюсь работать над собой :)

А с чего началось увлечение путешествиями? Расскажи, пожалуйста, о своих первых шагах.

Еще в институте начала заниматься туризмом (к сожалению, поздно — только на 3м курсе). Ходили в пешие, горные, водные и лыжные походы – по сезону. Постоянно к чему-то готовились, что-то планировали…
С замужеством поставила на этом жирную точку – не положено! Но когда дети немного подросли, поняла, что без этого не могу. Стали выезжать с детьми на майские праздники в Крым, затем водный поход по Южному Бугу, на детские зимние лыжные сборы. Жизнь стала ярче — как из душной комнаты вышла в лес.

То есть ты и пешком ходила, и на лыжах, и в водные походы. А остановилась все-таки на велосипеде. Почему?

Я была завзятым «пешеходником» и не могла понять – как может быть интересно ходить в походы туда, где можно проехать на велосипеде. Ведь интересно там, где нет дорог. Но однажды решила проехать с ребятами из Киева в Черкассы весной, на Пасху (было 3 дня выходных). Заехали в какие-то пески (танковый полигон) на левом берегу Днепра, долго ехали/шли без остановок, очень хотелось пить, устала безумно. На второй день вечером выехали к Каневу, пошел ливень, потом снег (или град), и чтобы не останавливаться на ночь в этом холоде, решили проехать еще 30-40 км, которых на самом деле оказалось все 50, к Черкассам, где нас на даче уже ждали друзья. Звездная ночь, сосновый лес, я устала до смерти и замерзла. Но что–то было в этом движении, ощущении себя в этом мире. Было просто красиво и хорошо. Вот с этого момента я и «заболела» велопутешествиями.

И сразу начала готовиться к большим походам?

Нет, тогда я об этом и не думала. Начала кататься по выходным по окрестностям Одессы, постепенно расширялись возможности и планы. Сначала прошлись однодневными «покатушками» выходного дня вокруг всех лиманов – Куяльницкий, Б.Днестровский, Хаджибей, Тилигул. Потом пошли поиски интересностей чуть дальше – Севериновский источник, заброшенный  аэродром в Буялыке, замок Курисов в Петровке, аэродром в Роксоланах. Затем начали отъезжать на электричках, чтобы заехать подальше и увидеть побольше.
Прожив в Одессе столько лет, я даже не догадывалась, сколько интересного рядом. И это на фоне общения с неординарными и интересными людьми, посиделок у костра, ночевок на берегу моря. Так постепенно в однодневных поездках образовалась группа единомышленников, которых подговорила на первые многодневные поездки. Интересно было наблюдать, как очень взрослые и самостоятельные мужчины волновались – а где мы будем ночевать? А ты здесь уже была? Ты знаешь, куда ехать? А через пару дней теряли голову от свободы выбора места для посидеть или переночевать. Понравилось – значит, здесь мы и будем жить сегодня!

Этого чувства свободы так не хватает в обыденной жизни. По сравнению с обычным стилем путешествий (на автомобиле, автобусе) велосипед дарит полную свободу перемещений и предельно полные ощущения от поездки — из окна автобуса и даже машины никогда не увидишь и не почувствуешь того, что мне нужно в этих поездках. Если взять для примера нашу последнюю поездку в Черногорию — я не хотела бы путешествовать там на машине. Остановиться в большинстве красивых мест просто нельзя – дорога узкая, ты ее просто перекроешь. На велосипеде нет таких ограничений – наслаждайся видами, где и сколько заблагорассудится. А когда мы катались по Турции, то вид «цивилизованных» туристов в Памуккале, которых экскурсовод отпускает со словами «у вас час времени», вызывал просто сожаление. Люди, потратившие много времени и денег на дорогу, не смогут за это время увидеть даже часть самого интересного.

Кстати, давай подробнее поговорим о твоем последнем путешествии по Хорватии и Черногории. Я смотрел фотографии — это просто фантастика!

Если коротко, то ездили группой из трех человек: Константин Адамчук, Александра Кириллова и я. Уехали 21 мая – вернулись ночью 12 июня, то есть отсутствовали 23 дня (искреннее спасибо моей начальнице Ире за то, что отпустила и работала за меня).
3295 км проехали на машине, 1200 км на велосипеде с перепадом высот более 20000 м, хорошо походили пешком.

Сначала планировали ехать до Черногории на автобусе, а там уже пересаживаться на велосипеды и проехать по самым живописным местам этой страны и соседней Хорватии. Однако расписание и нестабильность автобусных маршрутов из Львова нас не устраивали. Вариант с самолетом тоже отпал сам собой — чартеры туда в это время еще не летают (не сезон), а еще дальше тянуть с отпуском тоже было нельзя. Поэтому решили ехать на машине, бросить ее где-нибудь в Черногории, а дальше уже на великах.

В результате проехали через Молдавию, Румынию и Сербию на машине, останавливаясь по дороге возле самых известных достопримечательностей, оставили машину на стоянке отеля в городе Майковац (Черногория), кстати, абсолютно бесплатно, собрали велосипеды и вперед, на встречу приключениям!
Даже беглое перечисление всего интересного, что мы увидели за три недели, займет не одну страницу, поэтому отошлю заинтересованных читателей к подробному отчету, который находится здесь. Вы также можете посмотреть фильм, снятый нами в поездке (часть 1, часть 2, часть 3).

А не страшно было? Вы ведь одни в чужой стране, ночевали в палатках, дорога, все ведь может случиться.

Да, случиться может всякое, так же как и на Украине, в Одессе, дома. Сразу вспомнился отчет Нильса (Сергея), который объехал один (!) на велосипеде пол Европы и единственное, что с ним случилось к концу, кажется, 2го месяца путешествия – это то, что он провалился в раскопанную строителями и не огороженную заполненную водой яму, буквально подъезжая уже к своему дому в Одессе.
Люди везде есть хорошие и плохие. Мне больше встречается хороших :). Черногория – очень спокойная страна, и население настроено очень доброжелательно. Надеюсь, путники их не разочаруют.

Расскажи, пожалуйста, какие места оставили самое большое впечатление и почему.

Не могу сказать однозначно. Каждый день впечатления били через край. В конце поездки состояние переполненности и избыточности даже немного мешало, была какая-то заторможенность, ничего уже не хотелось. Оказывается, перебор положительных эмоций — тоже серьезная нагрузка для психики ..  Шли в очередной «старий град» только потому, что вряд ли будем там в ближайшем будущем, но опять и опять удивлялись и восхищались… Черное озеро, Пива, оз. Сланское, Боко-Которская бухта,  хр. Бьелашица… удивил Дубровник (ничего не читала про него и ничего не ждала), Корчула – очаровала.

Здесь важно время нашего прибытия, обстоятельства, состояние… Чтобы почувствовать реальный вкус еды и ощутить наслаждение даже от горбушки хлеба, нужно просто проголодаться – банально, просто, но так оно и есть. Физически уставшему человеку нужно прокатиться на пароме, попасть в сумрачный замок, окруженный кораблями, пушками, побродить ночью по узким улочкам, услышать в кафе душевную музыку, искупаться в заливе в свете вечерних огней — и всё лишнее, чем ты оброс за эти годы, всё будет смыто…

Нечто подобное было со мной, когда вернулась с Кавказа в 2008 году – 3 недели на лыжах в горах почти без людей – ежевечерний распил дров и дежурства у печки ночью, сложные переходы днем. Самое точное определение моего состояния тогда – «перезагрузка». Я смотрела на телевизор и видела чудо! Слушала радио – и звуки были другими, многослойными. …Не знаю, как это описать… Надо только попробовать.

Отличное путешествие! Расскажи, а сколько времени заняла подготовка? Какие документы понадобились, как долго оформлялись?

Где-то в конце зимы созвонились. Я хотела опять в Турцию, а Костя предложил Черногорию. Почитали чужие отчеты, погуглили, выписали места, интересные нам и нарисовали свою ниточку маршрута из полученной информации. Потом корректировали и дополняли Хорватской петлей, исходя уже из 3х имеющихся (выпрошенных на работе) недель.
Документы на трёх человек обошлись всего 1325 гр + 33 Е +165 $  — то есть, если все перевести в доллары, получится примерно 370$. Из них 95 $ — cтраховка людей и машины (отправила по е-мейл данные в страховую компанию и на следующий день в обед зашла и забрала). Затем около 110 $ обошлись сербские визы (отправили документы в турфирму курьером, а потом недели через 2 максимум, точно не помню, так же курьером они пришли обратно). Для получения румынских виз (3х55 $ = 165 $) пришлось всем вместе идти в румынское посольство и сдавать документы. По общим расценкам делают в течение 10 дней, нам сделали за 9 – без доплаты, мы просто попросили. Забирала я сама, быстро. При сдаче была небольшая очередь и не все документы были, вышли, взяли дополнительные справки на работе и чеки в банкомате и в тот же день все сдали.

Ну и раз зашел разговор о финансах, не могла бы ты поделиться информацией о том, сколько денег всего понадобилось на такое замечательное путешествие?

Если сложить все расходы и поделить на троих участников, то на три недели ушло около 500 $ на человека. В эту сумму входят оформление документов, транспортные расходы, питание и некоторые незапланированные траты. Из них порядка 75 Е можно было сэкономить: 40 Е – рафтинг и 35 Е паромы, автобус (если не ездить в Хорватию). Если вас интересует финансовая сторона похода, то вот подробная смета путешествия:

1. Документы (всего = 1325грн + €33 + $165 ):
336грн + 449грн — страховка людей и машины
€15 + 500грн — Сербские визы
3х$55 = $165 — Румынские визы
20грн — сбор в Молдове
€5 — виньета Румынии
€10 — сбор за дороги в Черногории
€3 — виньета Румынии
20грн — сбор в Молдове

2. Транспорт (717гр + 275Е):
230грн (Украина)
€100 (Румыния)
€100 — Сербия
32кун (16 за чел + 16 за вел)- паром в Корчулу (739-738кун = €100)
122кун (60 чел +62 вел) — Паром на Сплит
315кун (105 кун/чел) + 150кун багаж — автобус в Дубровник
€10 — Сербия
€65 — Румыния
387грн бензин + штраф 100грн

3. Продукты (632грн + €385):
Из Одессы — 632грн
€50 — Дубровник
€100 — Корчула
€50 — Сплит
€50 — Бар
€35 — Колашин
€100 — Майковац

4. Прочие расходы (230грн + €120)
10грн аптечка + 10грн тросик + 150грн карточка в телефон + 60грн замена иглы в горелке
€120 — рафтинг

2904грн + €813 + $165 = €254 + €813 + €116 = €1183 / 3 чел = €394 с чел.
Всего: 394 €/чел.

Ну и в заключение, какой бы ты совет дала нашим читателям, которые тоже хотели бы самостоятельно путешествовать?

Прежде всего подумать – что они хотят. Это не так просто, как кажется – понять, чего ты хочешь. Если определенных целей нет – просто найти хороших (возможно опытных) попутчиков. В любом городе есть сайты, турклубы или «неважнокакэтоназывается» – вы их не знаете, но они есть. Найдите для начала людей с подобными целями. Для меня лично, общение и компания – это самое важное. Можно просто на выходные к морю выбраться на один день и отлично отдохнуть, главное — с кем.

Еще хотелось бы посоветовать не торопиться, не ехать сразу в длительные походы, за рубеж. Для этого нужны не только физические силы, но и опыт. Всё приходит со временем, торопиться не надо, нужно просто что-то делать… Ну и не отчаивайтесь, если что-то не получается. Анализируйте ошибки и планируйте поездки лучше.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Егор Дешко
13.02.12 20:32
"с перепадом высот более 20000 м" О_о
generit
13.02.12 20:52
Интересно получилось, сегодня как раз достал банкноту в 1 хорватский динар и не так давно задумывался об путешествиях на велике. Прям всё сошлось, значит нужно этим заняться.
Vladislav Kugelevich
14.02.12 01:06
Интересно почитать. Если кому будет инетересно, мы ездили с Велосипедами во Вьетнам http://izvne.com/post/Vetnam-21-zakluchenie-2011-06-22-10-47-45.aspx и в Турцию (менее интересно) http://izvne.com/?tag=/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F Мои отчёты огромные, но тем, кому не лень читать, как правило по душе
ipetri
01.03.13 15:50
Для начала, чтобы не отбить желание велопоходов надо начинать с простенького - с красивых равнин весною. Например, с морского побережья. Кому интересно, короткая статья тут: http://ipetri.com.ua/azovskie-pokatushki/ Я тоже пешеходник, но есть красивенные места, куда на попасть на велике реально целесообразнее. По времени и расстоянию. Единственное "но" - на время поездки вы привязаны к своему "коню", увы.
Читать все комментарии