Конрад Лоренц, известный психолог поведения считает что агрессия — это нормальная часть человеческой жизни. Не обходится без агрессии в сфере бизнеса, в том числе и в веб-девелопменте. Позвольте поделиться с вами несколькими простыми советам по борьбе с «деловой» агрессией.
От агрессии не застрахован никто, в том числе наши заказчики. Однако именно от нас, исполнителей зависит то, перерастет ли агрессия в конфликт, невыгодный, по сути, вам обоим, или же вы сможете унять агрессию, направив ее в нужное русло.
Первое, что вам нужно сделать — это определить причины агрессии. Обычно агрессивное поведение вызвано так называемым «самоотражением» недовольства, когда партнер «накручивает» себя повторением и осмыслением собственного дискомфорта. Поэтому первое, что вам нужно сделать — это спросить «Что случилось, чем вы недовольны?»
Самое неприятное, что может случить во время агрессии — это общение на «низших» уровнях общения. Другими словами, если вы сорветесь на взаимные упреки, оскорбления и пререкания, то шансов выйти победителем из схватки с агрессией у вас уже немного.
Постарайтесь прервать цепочку взаимных оскорблений в зародыше. Скажите себе и собеседнику: «Стоп! Давай общаться конструктивно!» Полезно просто дать себе и партнеру время на то, чтобы отдышаться. Агрессия быстро рассеивается со временем.
Не делайте во время спора резких заявлений или якорных движений — не хлопайте руками по столу, не рвите бумаг. Обычно такие действия являются лишним полешком, которые помогают костру агрессии не тухнуть еще долгое время.
Не старайтесь дать себе выход из проблемы. Многие считают, что агрессии надо дать разрядиться — на самом деле «разрядка» только ухудшает ваше психическое состояние.
Введите пункт о решении проблем в процесс предварительных договоренностей. Скажите партнеру или заказчику: «Давайте решать все споры и проблемы лично или по телефону — если дело серьезное, я готов встретиться с вами в любое удобное для вас время».
Важно понимать что выход из любого конфликт в руках человека, который действует уверенно и быстро. Красиво решенный конфликт приносит свои дивиденды, а затянутая агрессия вредит всем без исключения.