4 причины посмотреть «Спираль» — пугающее аниме, от которого не оторваться

Рассказываем, кому зайдёт мрачная экранизация манги культового японского хоррор-художника Дзюндзи Ито.

1

29 сентября на Adult Swim вышла первая серия аниме «Спираль». Фанаты ждали экранизацию манги Дзюндзи Ито аж с 2019 года. В основе сюжета — история о судьбе небольшого городка Куроузу-чо (в переводе — Чёрный Вихрь), который буквально захватывают спирали. 

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Они появляются повсюду: в завитках растений, на водной глади, в небе. Постепенно спирали обретают власть над всеми местными жителями. Люди оказываются настолько одержимы этим символом, что и сами начинают в него закручиваться.

Главные герои — старшеклассница Кирие и её бойфренд Шуичи — одними из первых обнаруживают смертельный эффект спирального проклятия и пытаются покинуть город.

Рассказываем, почему стоит уделить внимание этому тайтлу, даже если вы не фанат японской мультипликации.

1. Дзюндзи Ито — мангака с неповторимым стилем рисовки

В конце 80-х Ито создал цикл рассказов о кровожадной девушке-суккубе Томиэ — милашке снаружи и демоне внутри. Она совращала и поедала своих легковерных жертв, а её саму убить было невозможно — героиня постоянно перерождалась. После публикации работу Ито высоко оценили не только читатели, но и коллеги. Он мгновенно обрёл известность и популярность.

Миры Ито завораживают и пугают. Его герои, как правило, становятся жертвам могущественных зловещих сил. Но больше всего в его работах поражают детализированная рисовка и полёт фантазии. Раздваивающиеся женщины, человеческая голова-улитка, мужчина, свернувшийся в спираль, — это только начало безумных отклонений реальности, которые выдумывает Ито. 

При этом творчество мангаки считается не самым подходящим для экрана и рядового зрителя. В 2018 году на Netflix вышла «Коллекция» — аниме-антология по мотивам произведений автора. Она получила невысокие оценки от критиков, зрителей и фанатов манги. Страшные и при это философские истории Ито превратили в банальные детские сказки, а визуал совсем не отвечал стандарту оригинала.

Кадр из «Дзюндзи Ито: Коллекция»

Стиль рисовки Ито крайне сложно перенести на экран, ведь его работы строятся на противоборстве чёрного и белого цветов, а игру тени и света не так-то просто анимировать. Как и штриховку, которую автор чаще всего использует в своих иллюстрациях.

Пожалуй, «Спираль» — одна из наиболее доступных историй для адаптации, так как в основе сюжета лежит динамичная форма. Спираль — зловещая сущность, которая бесконечно закручивается внутрь. В манге это непрерывное движение передать сложно, в аниме — проще.

Кадр из «Спирали»

Кстати, идея о спиральном проклятии пришла к Ито после того как он заметил, что такой жуткий по своей сути знак в поп-культуре приобрёл положительное значение. Трудно представить вкусный рамен без кусочка нарутомаки с розовым завитком. У многих милых японских анимационных персонажей румянец проявляется как раз в форме спирали. У Базза Лайтера из «Истории игрушек» есть этот узор на подбородке. Если обращать внимание на такие детали, можно действительно попасть под влияние проклятия.

2. Создатели постарались остаться максимально верными стилю хоррор-манги

Мультипликаторы «Спирали» не пошли по пути Netflix и не стали раскрашивать монохромные образы Ито. Это аниме — почти покадровая экранизация манги. Создатели позволили себе разве что только смену ракурса и монтаж, а каждую серию Ито одобрял лично.

Кадр из «Спирали»

Режиссёр «Спирали» Хироси Нагахама начинал карьеру в Madhouse — одной из самых знаменитых аниме-студий в Японии, где делались «Манускрипт ниндзя», «Ди: Жажда крови» и сериал «Агент Паранойи». Его можно считать хорошим исполнителем и профессионалом жанра. Это идеальная кандидатура для воплощения экстраординарного видения мангаки, которое требовалось просто качественно перевести на язык анимации. 

Сценарий к аниме написал Аки Итами — соавтор Нагахама. Ито похвалил работу коллеги и подчеркнул, что тому удалось добавить необходимых драматургических связок истории, не потеряв дух оригинала. 

3. Аниме делали пять лет и отлично поработали со вторым планом

Для сравнения, первый сезон «Подземелья вкусностей» создавали 3 года, но в нём 25 серий, а в «Спирали» будет всего четыре. В среднем, один сезон аниме делается от одного года до трёх лет. Отчасти в промедлениях виновата пандемия — создателям пришлось заново продумывать план работ. Доскональная проработка второго плана и создание качественной анимации тоже заняли время.

Кадр из «Спирали»

Частая проблема современных аниме — блёклый бэкграунд. Художники уделяют много внимания главным героям и при этом экономят время на фонах. Хотя именно они помогают создать объёмный мир и оживить происходящее на экране. В «Спирали» же, наоборот, основным местом действия становится задний план. 

Кадр из «Спирали»

Проклятие распространяется по городу, постепенно заражая его целиком. В каждом кадр аниме мелькают спирали, скрытые и очевидные: раковины, завитки волос, канализационный водоворот. Окружение героев постоянно таит в себе опасность. Даже если спирали в сцене никому не угрожают, то они всё равно в ней присутствуют — просто как символ неизбежности проклятия.  

4. «Спираль» — просто очень жуткое аниме

«Спираль» — это, в первую очередь, история о навязчивых мыслях и паранойе. Под влияние проклятия попадают люди, зацикленные на чём-то. Первой его жертвой становится отец Шуичи, одержимый спиральной формой. Второй — одноклассница Кирие Азами, которая не может перестать думать о Шуичи. 

При этом все мальчики наоборот зациклены на Азами. Она — центр спирали, притягивающий к себе внимание окружающих. Но как только Шиучи отвергает девушку, шрам-полумесяц у неё на лбу начинает закручиваться вместе с мыслями в её голове. В итоге она пожирает сама себя. Эта красивая и пугающая аллегория — намёк на то, насколько губительны навязчивые мысли, от которых хотя бы раз в жизни страдал каждый человек.

Кадр из «Спирали»

В «Спирали» много элементов боди-хоррора, так что ужас будет чувствоваться на физиологическом уровне. Ментально одержимые персонажи постепенно трансформируются телесно. Отец Шуичи, начиная с языка, постепенно закручивается в спираль, а шрам Азами разрастается в огромную чёрную дыру в черепе девушки.

Кадр из «Спирали»

С первого эпизода прослеживается особый стиль повествования Ито. Каждая глава манги — это законченный рассказ о различных проявлениях проклятия. Только к концу появляется сквозной сюжет про источник проклятия, а история начинает напоминать произведения Говарда Ф. Лавкрафта. Оказывается, что городок Куроузу также, как Аркхем, Данвич или Иннсмут из произведений американского классика, всё это время стоял на бреши между мирами. 

Стартовая серия аниме основана на сюжетах первых трёх глав манги. Также в ней появился персонаж другой главы — очень неповоротливый и полный одноклассник Кирие. В следующих эпизодах зрители узнают его неутешительную судьбу. Незаконченной осталась и линия матери Шуичи. После смерти мужа женщина панически боится спиралей и искореняет их даже из собственного тела. Волосы и отпечатки пальцев она уже отрезала, что будет дальше — посмотрим.

На что похоже аниме и кому оно может понравиться

Чтобы оценить эту работу, необязательно быть фанатом аниме или оригинальной манги. Миры Дзюндзи Ито привлекают своей универсальностью, а страшные сюжеты философичностью.

«Спираль» — это отличный способ погрузиться в жутковатую вселенную автора. Аниме точно стоит посмотреть любителям страшилок и жанра хоррор. Образы Ито и изобретательные способы трансформации героев навсегда врежутся в память. 

Кадр из «Спирали»

Наиболее близкие по идеологии Ито творцы — это Г. Ф. Лавкрафт с его монстрами из недр Земли, которых невозможно даже помыслить, не то что описать. А ещё — Дэвид Кроненберг с психологическими отклонениями, перерастающим в физиологические. Национальное искусство, в особенности японская гравюра, тоже очень повлияла на творчество Ито и вдохновила его на создание собственного визуального стиля.

Не поддающийся логическому объяснению мир фантасмагорий Ито отчасти напоминает и другую чёрно-белую историю безумия — «Маяк» Роберта Эггерса. Ощущение безысходности, открытое, но замкнутое пространство и отчаянное одиночество объединяют миры «Маяка» и «Спирали». Ито даже нарисовал к фильму синопсис в виде манги в 2021 году. К тому же в обоих произведениях фигурирует зловещий маяк.

Кадр из «Спирали»

Если подытожить, то «Спираль» — идеальная рекомендация для фанатов боди-хоррора, Г. Ф. Лавкрафта и беспросветной иррациональной жути.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из аниме «Спираль»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
S G
3 часа назад
>В 2018 году на Netflix вышла «Коллекция» — аниме-антология по мотивам произведений автора. там есть прикольная серия "Соседнее окно", где стремная бабка пристает к школьнику по ночам)