1. Паровая машина
Шотландский инженер Джеймс Уатт, в честь которого назвали единицы измерения ватты, также считается создателем паровой машины. Его творение, собранное в 1765 году, привело к промышленной революции в Англии, а затем и во всём мире.
Однако первый коммерчески успешный паровой насос еще в 1698 году R. L. Hills. Power from Steam: A History of the Stationary Steam Engine</p> английский изобретатель Томас Савери. Его аппарат осуществлял откачку грунтовых вод из шахт на юге Англии. Помимо этого, насосы Савери использовались для контроля водоснабжения в Хэмптон‑Корт и в Кэмпден‑Хаусе.
Полноценную же паровую машину R. L. Hills. Power from Steam: A History of the Stationary Steam Engine</p> Томас Ньюткомен в 1712 году. Его аппарат использовал пар для движения поршня, который затем приводил в действие другие механизмы. К 1735 году по всей Англии было установлено более 100 двигателей Ньюкомена. Позже Уатт значительно улучшил конструкцию паровой машины, но она не была им изначально изобретена.
2. Телескоп
Галилей известен как отец экспериментальной физики и автор фразы «И всё-таки она вертится!» (хотя на самом деле он такого A. R. Hall. Galileo nel XVIII secolo. Rivista di filosofia). Кроме того, ему часто приписывают изобретение телескопа, в который, якобы, он и увидел, что центром нашей системы является Солнце, а не Земля.
Однако на самом деле этот прибор был A. van Helden. The Origins of the Telescope</p> голландским изготовителем очков по имени Ганс Липперсгеем. 2 октября 1608 года он подал заявку в Генеральные штаты Нидерландов для получения патента на свой инструмент, «позволяющий видеть вещи далёкие, как если бы они были рядом».
Документ получить ему не удалось, так как вскоре заявку подал и другой приборостроитель, Якоб Метиус. В итоге чиновники не смогли разобраться, кто был первым. Тем не менее Липперсгей был щедро награждён правительством Нидерландов за свой телескоп. Год спустя Галилей усовершенствовал его конструкцию и стал применять её для своих астрономических наблюдений.
3. Радиация
Термин «радиация» традиционно связывают с именами французской четы учёных Пьера и Марии Кюри. Но на самом деле первым в 1896 году открыл радиоактивность физик Анри Беккерель.
Во время своих экспериментов с фосфоресцентными материалами он M. F. L’Annunziata. Radioactivity: Introduction and History</p>, что некоторые вещества, в частности соли урана, способны излучать энергию без внешнего воздействия. И это открытие было первым шагом в изучении радиоактивности.
Своими результатами Анри Беккерель поделился с другими учёными, в том числе с Марией и Пьером Кюри. К 1898 году те провели множество исследований и обнаружили радиоактивность у других элементов, таких как торий, полоний и радий, и получили Нобелевскую премию за свой вклад. Тем не менее первое место в этом вопросе принадлежит Беккерелю.
4. Лампочка
Считается, что первую электрическую лампу создал Томас Эдисон в 1879 году. Однако на самом деле история её началась гораздо раньше. В 1800 году Алессандро Вольта Who Invented the lightbulb? / Live Science</p> гальваническую батарею, которая состояла из чередующихся дисков из цинка и меди, пропитанных солёной водой, и позволяла проводить электричество. Медный провод, светившийся при подключении к ней, можно считать одним из самых ранних примеров нити для лампы накаливания.
Хамфри Дэви был следующим учёным, который внёс вклад в это изобретение. В 1802 году он R. C. Ropp. The Chemistry of Artificial Lighting Devices</p> электрическую лампу, в которой яркая дуга света возникала между двумя угольными стержнями. Это было важным усовершенствованием, но модель была не очень практичной для повседневного освещения.
В 1850 году химик Джозеф Свон из Англии начал работать над созданием более экономичного электрического освещения и к 1860 году создал лампочку, в которой использовались карбонизированные бумажные нити.
Эдисон же смог сделать аналогичный дизайн коммерчески успешным. Он протестировал больше 6 000 материалов, чтобы понять, из чего лучше делать нить для лампы, и в конце концов стал изготавливать её из карбонизированного бамбука. Этот материал применялся в лампочках вплоть до 1910 года, пока американский физик Уильям Дэвид Кулидж из General Electric не догадался заменить его на вольфрам.
5. Аэроплан
Братья Орвилл и Уилбурт Райт стали первыми людьми, совершившими 17 декабря 1903 года продолжительный пилотируемый полёт на самолёте с двигателем. Но они не являются изобретателями самого концепта аэроплана — это распространённое заблуждение.
В 1874 году французский изобретатель Феликс дю Темпл R. G. Grant. Flight: The Complete History of Aviation</p> паровой самолёт, который взлетал с трамплина с пассажиром на борту и некоторое время оставался в воздухе. Это был первый летательный аппарат тяжелее воздуха, который оторвался от земли. Но его полёт был очень коротким.
Другими предшественниками Райтов стали братья Отто и Густав Лилиенталь. С 1891 года они проводили множество экспериментов с планерами и сумели достичь значительных успехов. Они изучали принципы аэродинамики и управления, которые оказались чрезвычайно ценными для будущих авиаторов.
А в Бразилии, например, вообще H. Lins de Barros. Santos Dumont: o homem voa!</p> первым в мире лётчиком уроженца этой страны Альберто Сантоса Дюмона. Бразильцы ссылаются на тот факт, что аэроплан Райтов взлетал с трамплина, а аппарат Дюмона поднимался в воздух самостоятельно.
6. Автомобиль
Генри Форд выпустил свою Model T в 1908 году, и это был первый автомобиль, который завоевал массовую популярность и успех на рынке. Да ещё и в те времена, когда большинство людей по старинке всё ещё путешествовали на лошадях. Поэтому многие люди считают Форда создателем легковых автомобилей.
Генри действительно внёс огромный вклад в автомобильную промышленность, но легковой автомобиль придумал не он. Это L. M. Fanning. Carl Benz: Father of the Automobile Industry</p> Карл Бенц — немецкий инженер и изобретатель. В 1885 году он создал первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Правда, его Benz Patent‑Motorwagen был трёхколёсным и не таким удобным, как Ford.
Другими предшественниками Форда были Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер — тоже немецкие инженеры. В 1889 году они K. Reif. Gasoline Engine Management: Systems and Components</p> первый четырёхколёсный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Чего добился Форд, так это усовершенствования производственного процесса. Его сборочная линия значительно повысила эффективность производства, снизив стоимость каждого автомобиля, чтобы его смогли позволить себе простые граждане. Поэтому про него ещё говорят, что он «поставил Америку на колёса».
7. Радиосвязь
Изобретателем радиосвязи считается итальянец Гульельмо Маркони. В 1901 году он установил первую беспроводную связь через Атлантический океан. Но на самом деле Маркони не первым создал концепт радио.
Его предшественником был Никола Тесла, сербо‑американский инженер и изобретатель. В конце XIX века он A. A. Huurdeman. The Worldwide History of Telecommunications</p> исследования в области беспроводной связи и разработал систему, которая позволяла передавать радиоволны на большие расстояния. В 1895 году Тесла провел её публичную демонстрацию и получил патенты, связанные с передачей и приемом радиоволн.
Ещё одним заметным предшественником Маркони был физик Александр Попов. В том же 1895 году он успешно продемонстрировал принцип работы радиосвязи на открытых лекциях в Санкт‑Петербурге. Он создал устройство, которое могло принимать радиосигналы на дистанции и использовалось для их получения от метеорологических приборов.
Однако первым человеком, который A. A. Huurdeman. The Worldwide History of Telecommunications</p>, что радиоволны могут передавать звук, был Дэвид Эдвард Хьюз. В 1878 году собранный им микрофонный аппарат на углеродных блоках успешно принимал сигналы на расстоянии до 460 метров. То есть Хьюз столкнулся с радиоволнами за девять лет до того, как Генрих Герц доказал их существование в 1888 году.
Другое дело, что он не смог объяснить, как его радиоволновый микрофон работает, и приписал это явлению электромагнитной индукции. А ещё не сумел придумать практического применения своему изобретению. Маркони же позже применил открытые его предшественниками технологии и превратил их в готовый коммерческий продукт — «беспроволочный телеграф».
8. Графический интерфейс
Многие люди считают, что именно Microsoft под управлением Билла Гейтса подарила всему прогрессивному миру графический интерфейс пользователя, выпустив Windows c курсором, иконками и окнами. Но на самом деле концепцию GUI E. Butow. User Interface Design for Mere Mortals: User Inter Desig Mere Mortals</p> Дуглас Энгельбарт в 1960‑х годах.
Его система уже включала окна, иконки, меню и движущийся указатель мыши для взаимодействия с компьютером. Энгельбарт также представил концепцию гипертекста и гипермедиа, став прародителем интернета и веб‑технологий. И он, на секундочку, изобрёл мышь.
Компания Xerox в 1973 году впечатлилась разработками Энгельбарта, и команда под руководством Алана Кэя E. Butow. User Interface Design for Mere Mortals: User Inter Desig Mere Mortals</p> компьютер Xerox Alto с мышью и графическим интерфейсом.