«Банши Инишерина» — меланхоличный шедевр с Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном

Мартин Макдона продолжает шутить о смерти, но грустнее, чем раньше.

13 декабря состоялась премьера трагикомедии «Банши Инишерина». Новый фильм Мартина Макдоны может смело претендовать на звание лучшей картины в его фильмографии.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Банши Инишерина» — четвёртый полнометражный фильм Мартина Макдоны. Удивительно, но лишь сейчас он снял картину, действие которой происходят в Ирландии — как и в большинстве его пьес. Макдона отвечает за сценарий, режиссуру. Он же выступил продюсером фильма.

Макдона собрал знакомую команду — оператор Бен Дэвис работает с ним с фильма «Семь психопатов», а композитор Картер Бёруэлл писал музыку для всех картин режиссёра. В главных ролях снялись Колин Фаррелл и Брендан Глисон — дуэт из фильма «Залечь на дно в Брюгге» наконец воссоединился. Также в фильме играют Керри Кондон («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Барри Кеоган («Убийство священного оленя»), Гари Лайдон («Голгофа»)

Действие картины разворачивается в 1920‑х годах в ирландской деревне, расположенной на острове. Падрайк обнаруживает, что его лучший друг Колм избегает общения с ним. Пытаясь понять, что произошло, он выводит товарища на эмоции. Колм объясняет, что Палдрайк ему больше не нравится и он не хочет с ним дружить. После того как Падрайк несколько раз пытается наладить отношения, Колм обещает, что будет отрезать себе пальцы за каждый их разговор. Учитывая то, что в маленькой островной деревне дружить больше не с кем, Падрайк начинает грустить, но не прекращает попыток вернуть друга.

Ярчайшие персонажи

Мартин Макдона — большой мастер описать и раскрыть персонажа за минимальный промежуток времени, не используя для этого флешбэки или закадровый голос. Несколько реплик и пара действий сразу объясняют, кем является герой. Поэтому уже к десятой минуте зритель прекрасно знает персонажей и начинает им сопереживать. «Банши Инишерина» — очередная россыпь ярких героев.

Кем является Падрайк и какой образ жизни он ведёт, становится ясно за первую минуту фильма. Это простой деревенский парень, которого устраивает его образ жизни. Продаёт молоко, нянчится с маленькой ослицей, пьёт пиво в баре — для счастья ему достаточно общения с другом и сестрой.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Колм — старый музыкант, который отчаялся. Он не видит смысла в жизни и ждёт смерти. Беседы с лучшим другом стали казаться ему пустой тратой времени. Колм не злой, но высокомерный. Например, он хвастливо заявляет, что хочет писать музыку, которая будет жить вечно — как и музыка Моцарта.

В картине великолепны и второстепенные герои. Шивон, сестра Падрайка, — одинокая женщина, живущая чтением книг. Все считают её странной из‑за того, что она не замужем, и никто не зовёт её замуж потому, что считают странной. Падр, местный полицейский, избивает своего сына, а главным событием для него является приглашение на казнь — он рад, ведь ему заплатят и даже накормят, но он не понимает, кого придётся казнить, поскольку запутался в газетных сводках.

Странная мужская дружба

О мужской дружбе снято много фильмов, но вряд ли кто‑то подходил к этому вопросу так, как Макдона, — немного по‑детски и наивно. Если можно разлюбить человека, то можно ли его «раздружить»? Именно это случается с Колмом, который превращает окончание дружбы в конец романтических отношений.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Ещё вчера он проводил время с Падрайком, но внезапно понял, что тот ему больше не нравится. Падрайк не знает, как на это реагировать. В конце концов, так дружба обычно не заканчивается, а он именно что «обычный», он не умеет принимать решения в новой обстановке.

Классический юмор

В фильмах Мартина Макдоны в принципе не бывает смешных моментов, которые не связаны с болью. «Банши Инишерина» следует этому правилу, но примерно после середины картины юмора становится всё меньше — на первый план выходит трагедия несчастных людей, пусть и ситуация остаётся абсурдной.

Но к тому моменту зритель уже знает, что хлебные фургоны часто сбивают людей, а полицейский не любит, когда его беспокоят после мастурбации, — всё в духе коровы, которую надули в фильме «Шестизарядный».

Возможно, давние фанаты Макдоны могут догадаться, в какой момент будет смешно и где спрятаны ситуации, которые впоследствии послужат сетапом, но от этого они не становятся хуже.

Идеальное замкнутое пространство

Макдоне удалось показать островную деревню как замкнутое пространство, отделённое от мира. То, что происходит на материке, можно услышать, но это безумно далеко для местных жителей. Они знают, что идёт гражданская война, и они её слышат, но при этом совершенно не хотят разбираться, кто и за что воюет.

Намного больше жителей интересуют новости. Точнее, Новости — с большой буквы.

«Есть новости?» — это не просто вопрос, а гигантская просьба. Жители деревни каждый день видят одно и то же, но им ужасно хочется послушать хоть что‑то интересное. Кто кого обманул, где случилась драка, покончил ли кто‑нибудь с собой — любая информация становится ценной, её передают и обсуждают как событие века.

Продавщица мяса, через которую деревня получает письма, знает всё, поскольку вскрывает все конверты. Но каждого посетителя она опрашивает дополнительно.

«Ты никогда мне ничего не рассказываешь», — говорит она Шивон с ненавистью.

Этот набор сплетен, в котором фигурирует абсолютно каждый житель, оказывается самодостаточным миром, куда более ярким и красочным, чем далёкий материковый.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Он же и приводит Колма, ощущающего себя как великого музыканта, к тоске — ему всё знакомо, а потому и скучно. Впрочем, он сам считает, что Моцарт жил в XVII веке, так что даже местный интеллигент не слишком образован. Мир за пределами Инишерина есть, но он не слишком хорошо изучен.

Ожидаемая смерть

Картина начинается как абсурдная комедия, но с каждой минутой шуток становится всё меньше. Внешне смешные герои живут в отчаянии, любое лишение заставляет в очередной раз убедиться в том, что всё бессмысленно, есть лишь смерть, которая однажды нагрянет.

Тема смерти — едва ли не центральная во всём творчестве Мартина Макдоны, особенно в его кинематографической ипостаси. Смерть ребёнка в «Шестизарядном», внешняя угроза от преступников в «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатах», случайное убийство в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — везде гибель людей определяла действие героев.

В «Банши Инишерина» никто не собирается убивать персонажей (хотя война идёт у них под боком), но они сами стремятся умереть. Это самая нежизнерадостная картина Макдоны — в ней в принципе нет никакого выхода из сложившейся ситуации, лишь переживания, отчаяние, тревоги. Тут же оказывается, что история простых людей, думающих о смерти, всегда страшнее, чем истории о киллерах. И «Банши Инишерина» с лёгкостью пугает зрителя.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Несмотря на то, что Мартин Макдона использовал достаточно много элементов из своих прошлых фильмов (вплоть до актёрского дуэта), картина получилась оригинальной. Возможно, «Банши Инишерина» — лучший фильм Мартина Макдоны. Кстати, банши — это феи из ирландского фольклора, появление которых сообщает о приближении смерти. Она может наступить даже в случае, если вас собьёт хлебный фургон, а это не редкость.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Банши Инишерина»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Дмитрий Камышенко
17.12.22 16:08
Напомните, что за сцена такая?
Yevgeny V
17.12.22 17:53
пять секунд показывают спящего не стуле голого мужика. В полумраке без подробностей.
Yevgeny V
17.12.22 18:00
не успеете. там голого спящего на стуле мужика 5 сек показывают. и всё
Olegator
17.12.22 18:26
ну, всё... иди вешайся. иначе станешь геем...
Читать все комментарии