Новую работу режиссёра Кеннета Браны «Белфаст» называют одним из главных фаворитов будущего «Оскара». В последние годы этот автор занимался в основном экранизациями разных книг: снял «Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле» по детективам Агаты Кристи, лично сыграв Эркюля Пуаро, неудачно попытался перенести на экраны романы об Артемисе Фауле и даже выпустил необычную версию «Генриха VIII» Шекспира под названием «Чистая правда» (снова с собой в главной роли).
«Белфаст» — возможно, самый личный фильм для Браны. В основе чёрно‑белой драмы лежат впечатления режиссёра о собственном детстве. Картина выглядит очень искренней и красивой. Но при просмотре трудно избежать ощущения, что всё это сделано в угоду премиям и фестивалям.
Фильм снят специально под «Оскар»
Девятилетний Бадди (юный, но очень талантливый Джуд Хилл) живёт в Белфасте 1960‑х. У него дружная семья, хотя отец (его называют просто Па — Джейми Дорнан) всё чаще подолгу пропадает в командировках. Бадди приходится расти в сложные времена: в городе как раз начинаются стычки между католиками и протестантами, на улицах возводят баррикады, а потом власти вводят войска. Но юный герой продолжает верить в лучшее, влюбляется в одноклассницу и радуется походам в кино.
Чёрно‑белая картина, основанная на воспоминаниях автора, рассказывает о семье с вечно отсутствующим отцом, живущей в сложный для города и страны период. Постойте, разве это не описание оскароносной «Ромы» Альфонсо Куарона? Именно эта мысль возникнет у знатоков кинематографа при первом знакомстве с фильмом.
Не секрет, что у Кеннета Браны сложные отношения с «Оскаром». Британца номинировали на эту премию пять раз, причём и как актёра, и как режиссёра, и как сценариста. Но каждый раз заветная награда ускользала. Поэтому кажется, что теперь Брана старательно проанализировал предыдущих победителей и собрал в новом фильме буквально все составляющие успеха.
Так что For Movie Memoir ‘Belfast,’ Kenneth Branagh Was Inspired by Shimmering Hollywood Classics — Awards Spotlight / IndieWire режиссёра, что «Рому» он вовсе не смотрел, выглядят даже иронично. Хотя тут же он упоминает, что ориентировался на классику кинематографа «400 ударов» и «До свидания, дети», и параллели с этими знаменитыми картинами тоже легко заметить. Что, увы, не отменяет слишком явное желание Браны понравиться критикам. Уже можно сказать, что он своего отчасти добился: фильм получил награду кинофестиваля в Торонто и один приз на «Золотом глобусе» при шести номинациях. Остался последний рубеж — «Оскар».
При этом автор искренне ностальгирует
После саркастичного начала статьи читателям может показаться, что их ждёт абсолютно холодная картина, наполненная морализаторскими диалогами и социальными темами. Но, к счастью, мечта об «Оскаре» не помешала Кеннету Бране снять тёплый и добрый фильм.
Вспоминая детство, режиссёр концентрируется больше не на общественных темах, а на истории одной семьи. Юный Бадди знакомится с миром. Мать (или просто Ма — Катрина Балф) служит для мальчика моральным ориентиром, ограждая его от плохих поступков. Бабушка и дедушка (любимица режиссёра Джуди Денч и наконец‑то положительная роль Киарана Хайндса) становятся источниками житейской мудрости и просто любви.
Но самый главный акцент Брана делает на тяге героя к кино и вообще искусству, явно намекая, что сам вырос из этих впечатлений. Он даже выделяет это визуально: единственные цветные моменты в чёрно‑белом «Белфасте» — кадры из фильмов или происходящее на сцене театра. Приём лобовой, но снято очень красиво. Особенно когда раскрашивают даже отражение экрана в очках одного из персонажей. А в финале картина ненадолго и вовсе превращается в мюзикл.
Эмоциональность фильма по большей части держится на удачно подобранном актёрском составе. Уж если кто‑то до сих пор не смог простить Джейми Дорнану его роль в «50 оттенках серого», то после образа неудачливого, но искреннего отца все претензии исчезнут окончательно (хотя к этому лучше прибавить прошлогоднюю комедию «Барб и Звезда едут в Виста дель Мар» — апофеоз самоиронии артиста).
Звезда «Чужестранки» Катрина Балф очень органична в образе мудрой матери. А уж про Денч и Хайндса говорить не приходится: они будто и не играют вовсе, а просто рассказывают с экрана о своих эмоциях.
Повезло режиссёру и с юным Джудом Хиллом в главной роли. Его обаяние часто спасает даже слабые сцены и заставляет терпеть хаотичный монтаж. Хотя с характером этого персонажа связана, возможно, главная проблема фильма.
В «Белфасте» представлен до неестественности наивный детский взгляд
Недавно вышла ещё одна чёрно‑белая картина о ребёнке в мире взрослых — «Камон Камон» Майка Миллса. И именно на контрасте с предшественником особенно заметна поверхностная проработка образа Бадди.
Миллс показывал юного героя полноценным человеком со своим мнением: он наблюдает за миром, высказывает суждения и даже чему‑то учит окружающих. Брана выступает с типичной снисходительной позицией взрослого. В его мире детей волнуют только их личные развлечения и сугубо локальные заботы.
Возможно, это странно или даже нагло спорить с автором о его собственных воспоминаниях. Но очень трудно поверить, что смышлёный Бадди толком не рефлексирует даже на тему творящейся вокруг гражданской войны, не говоря уж о проблемах в семье. Тем более что его родные оказываются чуть ли не в центре столкновений.
Стоит отметить, что на экранах нередко показывают наивных юных героев, которые не осознают ужасов происходящего. Достаточно вспомнить фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи и «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити. Но оба автора делали искажённое восприятие художественным приёмом: идеалистический игровой мир против суровой и мрачной реальности. В «Белфасте» же подобных параллелей нет, ребёнок всё отлично видит и понимает. Просто его интересуют другие вещи.
Режиссёр даёт экскурс в историю и говорит на актуальную тему
Всё же большинство потенциальных зрителей этого фильма не дети. И, возможно, основную аудиторию больше заинтересует не главный герой, а общая картина событий. И тут можно найти несколько интересных и полезных идей. Для начала — многие и вовсе не слишком разбираются в событиях, которые происходили в Белфасте 1960‑х, когда в Северной Ирландии обострилась борьба между католиками и протестантами (читай «между Ирландией и Британией»). Лента не слишком углубляется в историю, но она может стать отправной точкой для изучения материалов о гражданской войне.
Но ещё важнее, что «Белфаст», хоть и рассказывает о реальных событиях прошлого, актуален в любое время и в любой стране. По сути, он посвящён тому, как оставаться человеком в тяжёлые времена, когда буквально за окном избивают друг друга давние знакомые. А ещё значительную часть фильма родители Бадди выбирают: продолжить жить в родных и понятных краях или уехать в более спокойные места.
И пусть режиссёр предлагает самые очевидные выходы из трудностей: держаться родных, любить и верить в лучшее. Банальности не всегда выглядят утомительно и скучно. Иногда они поддерживают, напоминая, что что‑то остаётся неизменным.
«Белфаст» наверняка получит свою долю внимания и наград на «Оскаре», пусть даже его нарочитость бросается в глаза. Картину вряд ли можно считать холодным расчётом и чистейшим Oscar bait (так называют фильмы, которые снимают специально ради премий). Кеннет Брана старается быть искренним и заряжает человеколюбием, рассказывая о важности семьи как для ребёнка, так и для любого взрослого. Так что лента оставляет приятные впечатления, хоть и с небольшим осадком.
- Чем так необычно корейское кино и почему все в него влюблены
- «Смерть на Ниле» — красивый, но затянутый детектив по Агате Кристи, который можно и пропустить
- «Анчартед: На картах не значится» с Томом Холландом можно смело смотреть не только геймерам
- 2 причины полюбить сериал «Викинги: Вальхалла» и 2 причины его ругать