Удовольствие получит Остап, но не зрители. Что не так с фильмом «Бендер: Начало»

Даже то немногое, что создатели не позаимствовали из зарубежных проектов, выглядит просто ужасно.

24 июня в российских кинотеатрах начали показывать фильм «Бендер: Начало» режиссёра Игоря Зайцева. Картина рассказывает о жизни знаменитого Остапа Бендера до событий, произошедших в «Двенадцати стульях» и «Золотом телёнке». Причём это лишь первая часть киносериала: позже выйдут ещё два эпизода.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Бендера» придумали в продюсерской компании «Среда» Александра Цекало. Она же отвечала за разработку франшизы «Гоголь», которую изначально задумывали как сериал, но потом переработали в полнометражную трилогию и выпустили с очень небольшим интервалом. Похоже, что «Бендера» собираются прокатывать по такой же схеме: второй фильм «Бендер: Золото империи» выйдет в кино уже 29 июля.

Уже по динамичному трейлеру было понятно, что зрителей ждёт не просто авантюрная комедия (такими, например, были работы Марка Захарова и Леонида Гайдая), а более хулиганская постановка в духе Гая Ричи. И в таком способе подачи нет ничего плохого. Ведь есть немало примеров, когда талантливые создатели бережно или, наоборот, иронично и дерзко подходили к старому сюжету и делали его современным и актуальным.

Так вот, это не относится к авторам «Бендера»: тут плохо буквально всё.

Неудачные центральные образы и слишком милый Остап

Для начала немного о сюжете. Советская Россия, 1919 год. Время неспокойное: страна охвачена гражданской войной. Молодой актёр Ося Задунайский живёт в небольшом провинциальном городе Солнечноморске. Его мать твёрдо намерена эмигрировать в Париж подальше от политической нестабильности и взять с собой сына. Однако ей приходится уехать одной: герой умудряется навлечь на себя гнев местного авторитета Мишки Япончика.

Вдобавок судьба сводит Осю с аферистом Ибрагимом Бендером, который, как выясняется, приходится ему родным отцом. Вместе они начинают охоту за драгоценным жезлом, причём мешают им в этом не только бандиты, но и белогвардейцы.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» экранизировали неоднократно — как у нас, так и за рубежом. При этом каждый режиссёр видел великого комбинатора по‑своему. Но лучшими Бендерами всё же традиционно считаются Андрей Миронов и Арчил Гомиашвили. Оба они сочетали наглость с харизматичностью и сумасшедшим обаянием.

Авторы приквела же решили пойти нестандартным путём: в их версии Ося ещё совсем молодой. Он пока не помышляет о грандиозных аферах, поэтому функция гениального жулика отошла его отцу Ибрагиму, сыгранному Сергеем Безруковым (кстати, это назначение с самого начала вызвало шквал критики у зрителей).

На самом деле это довольно неплохой ход, который в идеале мог бы показать, как сформировалась личность Остапа. Но проблема в том, что образы героев разваливаются. Безрукову как будто забыли сказать, что он всё-таки играет не Бендера, а его отца. Дебютант Арам Вардеванян (для него это первая крупная роль в кино) идеально подходит внешне для образа молодого комбинатора. Но при этом изображает эмоционального и наивного мальчика. И невольно сомневаешься, что именно из этого героя вырос всем знакомый Остап, чьё имя ассоциируется с холодной стратегией.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Вероятно, в этом вся задумка, и в следующих картинах под влиянием обстоятельств характер персонажа изменится. Вот только зрители, которые будут ориентироваться на постер с Бендером в привычной фуражке с белым верхом, могут почувствовать себя обманутыми. Ведь герой даже одет не так, как его литературный прототип.

Заимствование идей и неопытные актёры, на фоне которых Безруков — гений

Не хочется обвинять создателей в откровенном воровстве, поэтому скажем мягче: в «Бендере» чувствуется влияние зарубежных проектов. Даже музыкальная тема имитирует знаменитую He’s a Pirate из «Пиратов Карибского моря». Звучит это так, будто в оригинальной мелодии просто переставили местами несколько нот. При этом Безруков так старается походить на Джека Воробья, что местами возникает уж очень сильное чувство дежавю.

К слову, оригинальная композиция Ханса Циммера прочно ассоциируется с головокружительными трюками, погонями и шикарными фехтовальными сценами. Но ничего даже отдалённо похожего «Бендер: Начало» предложить зрителям не может. Вместо этого смотреть придётся на вялый экшен, который впечатлит разве что тех, кто не видел ничего лучше.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Образы злодея и его банды не менее вторичны и будто пришли из «Острых козырьков». Кстати, Мишка Япончик — реальная историческая личность, и о нём в своё время даже сняли отдельный сериал. В «Бендере» герою попытались придать глубины и добавили в сюжет тяжёлые отношения с отцом‑садистом. Но раскрыть эту тему как следует авторы поленились или попросту не смогли.

Проникнуться проблемами персонажей не получается ещё и потому, что молодое поколение актёров скверно играет. На их фоне Безруков смотрится неплохо и выглядит едва ли не единственным светлым пятном фильма хотя бы за счёт того, что забавно имитирует разные акценты и постоянно переодевается.

Вообще есть ощущение, что Сергею, учитывая его опыт, дали самое большое пространство для импровизации. Скорее всего, даже фразу, которую его персонаж периодически повторяет («Ёперный театр!»), придумал сам артист. Похожие присказки он частенько вкладывает в уста своих героев. Так, например, было в сериале «Участок», где персонаж Безрукова то и дело использовал в речи эвфемизм‑ругательство «японский городовой».

Безвкусица и пошлость в каждом кадре

Главная проблема фильма не в заимствовании чужих идей и даже не в том, что актёры слабо играют. Чем он правда поражает, так это отсутствием хорошего вкуса. Причём проявляется это буквально во всём. Даже стилизация под начало 1920‑х годов вышла у авторов неубедительной, начиная с ужасных декораций и заканчивая костюмами того времени. Герои выглядят так, словно в лучшем случае нарядились для тематической вечеринки.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Конечно, кто‑то скажет, что смысл здесь не в исторической точности, а в том, чтобы развлечь зрителей. И приведёт в пример сериал «Бриджертоны», где реалии эпохи исказили специально. Только разница в том, что в «Бендере» совершенно не видно стараний костюмеров и дизайнеров. Лишь желание имитировать сеттинг, в котором авторы не разбираются.

Дурновкусие видно и в остальном: например, в кадре то и дело довольно жестоким образом умирают люди. Но это не мешает центральным персонажам весело шутить или целоваться. Опять‑таки создателям того же «Дэдпула» по плечу объединить романтику, юмор и запредельную жестокость. Но тем, кто снимал приквел, для такого не хватает таланта.

Женских персонажей в «Бендере: Начало» раздевают просто так, без причины. В какой‑то момент начнётся жутко смущающая сцена, в которой Ося лишается невинности с красивой голой незнакомкой. И это ровно ничего не добавляет образу героя. Да и как‑то неловко думать, что на экране получает удовольствие от оральных ласк тот самый всеми любимый Бендер, который искал бриллианты мадам Петуховой и носил лаковые штиблеты.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Кстати, об отсылках к оригиналу. Их в фильме довольно‑таки много, начиная с отдельных крылатых фраз, заканчивая целыми сценами. Так, в «Двенадцати стульях» Остап убедил наивных жителей деревни Васюки в реальности международного шахматного турнира. И в приквеле будет почти такой же эпизод, но с участием героя Безрукова.

А главного злодея вооружили опасной бритвой — именно такой Киса Воробьянинов зарезал Остапа Бендера. Всё это мило и временами умно, но не может компенсировать всех недостатков картины.

Кадр из фильма «Бендер: Начало»

Сложно даже представить, кому можно порекомендовать «Бендер: Начало». Заинтересует он, скорее всего, только тех, кто делает треш‑обзоры плохого кино, и их постоянных зрителей. Тут подкачали актёрская игра, диалоги и даже костюмы. К тому же многие детали (в частности, визуал и музыку) явно скопировали из зарубежных проектов. Поклонников Ильфа и Петрова фильм разве что расстроит, а любителей качественного кинематографа оставит в полном недоумении.


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Бендер: Начало»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Xtro Solo
26.08.21 18:56
Уважаемый автор, название города потрудитесь прочитать правильно.
Алексей Хромов
26.08.21 21:42
Исправили, спасибо.
Михаил Лесенкин
11.01.22 05:21
Смотреть эту шнягу только лишь из - за потрясающей и сексуальной Таисии Вилковой😉😍👍. И не надо тут на дурновкусие ссылаться, это устаревшее понятие. Когда - то и СВБГ считался дурновкусием, а теперь это - классический сериал, так - то;))). Сексуальная сцена нужна и даже очень. Она показывает, что перед такими красотками Остап Бендер не устоит, так - то;))). А в этих ваших Бриджертонах секс и костюмы не дурновкусие??? Да оно там изо всех щелей лезет, буквально - везде=))). Во всяком случае, до костюмов в "Барри Линдоне" ему ох как далеко).
ego1st
01.09.22 14:22
Господи, кто писал этот обзор...
Читать все комментарии